К вопросу о специфике цирка
Статья П. Берензона продолжает обсуждение статьи Ю. Дмитриева «В чем же все-таки специфика цирка?», опубликованной в № 8, за 1960 год. См. статьи: В. Шкловского «О чаше цирка» (№ 12 1960), Ю. Борева, «Артист цирка и ювелир» (№ 1, 1961), М. Триваса «Язык цирка» (№ 2, 1961), И. Черненко «Дело не в эксцентрике» (№ 3, 1961).
В своей статье «В чем же все-таки специфика цирка?» Ю. А. Дмитриев вновь возвращается к рассмотрению важной эстетической проблемы. Однако, выдвигая оригинальную, для многих неожиданную точку зрения, автор, к сожалению, недостаточно убедительно ее мотивирует.
Ю. А. Дмитриев пишет, что «конечно, как и всякое высокое искусство, цирк многообразен, но эксцентрика всегда лежит в его основе, она, если угодно, форма цирка, без нее он невозможен, как стихи без рифмы, театр без диалогов, живопись без красок». Такое сравнение не очень доказательно, так как стихи могут быть и без рифмы (так называемые белые стихи), в театре существуют не только диалоги и в основе драматического искусства лежит пьеса.
В цитируемых в статье словах В. И. Ленина: «Эксцентрика есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного» — заложена глубокая и верная характеристика эксцентрического образа. Однако отсюда еще никак не следует, что все в цирковом искусстве эксцентрично. Эти слова прекрасно характеризуют лишь эксцентрический образ, бытующий и в театре, и в кино, и в танце.
Ю. А. Дмитриев пишет, что «цирк эксцентричен по своей природе, но, конечно, эксцентрика — это прием, при помощи которого создается художественный образ, раскрывается содержание номера и представления».
Получается, что специфику циркового искусства определяет прием, хотя само слово «прием» подразумевает что-то частное, производное, а не главное. Приемы могут быть разные.
Мы знаем примеры, когда «воздушный полет» исполняется в героическом плане, но тот же номер может быть связан и с эксцентрикой. Причем, эксцентричность здесь, по нашему мнению, вовсе не в том, что артисты совершают «необычные» действия (летают на трапециях), а в том, что поведение одного или нескольких человек, выступающих в образе эксцентриков, алогичны по отношению к действиям остальных артистов.
Артисты, осуществляющие полет в героическом плане, решают тему мужества, демонстрируют расчет и точность. Артист, выступающий в полете в эксцентрическом образе, играет на противоположном: он «трусит», с предельным правдоподобием срывается с трапеции на сетку, сетка (или амортизаторы) его подбрасывает, и он, как бы неожиданно для себя, оказывается в руках ловитора или на мостике. Его поведение, алогичное к действиям партнеров, работает на идентичные цели по закону контраста.
Еще пример. Коверный, неправильно надев пиджак, пытается, не снимая его с себя, исправить ошибку и проявляет при этом своеобразную изобретательность и сообразительность. Наконец, клоун «добивается своей цели» и уходит в пиджаке, надетом наизнанку, но, по его мнению, правильно.
Чему так весело аплодируют в этих случаях зрители? Конечно, не тому, что пиджак был все-таки надет наизнанку. Аплодируют своеобразной изобретательности, смекалке этого, на первый взгляд, неловкого и странного человека. В жизни человек, случайно надевший пиджак неправильно, просто переоденется. Цирковой клоун, демонстрируя алогичные в жизни, но «логичные» для него действия и трюки, раскрывает качества, присущие в той или иной степени всем людям.
Таким образом, очевидно, неточным является и высказывание, что «в цирке эксцентриками называют артистов, одетых в нелепые костюмы и производящих комические движения». Суть не в костюме (хотя это тоже существенный компонент) и комических движениях, а в создании средствами циркового искусства, в данном случае эксцентрическими приемами и трюками, оригинального художественного образа.
Едва ли правильна и мысль, что «алогизм, эксцентрика может породить и порождает иногда в цирке качества, глубоко чуждые демократическому искусству, качества буржуазного цирка». Не алогизм и эксцентрика порождают эти качества, а само буржуазное общество является причиной появления уродливых явлений в искусстве!
Известно, что Е. М. Кузнецов, рассматривая специфику циркового искусства, отнюдь не сводил определение трюка к «реальному преодолению физического препятствия» — этому «первичному (выделено нами. — П. Б.) элементу специфических средств выразительности цирка». Как следует из другого, более полного определения, приведенного в его книге далее, главное он видел не в этом.
Цирковой трюк, являющийся основным выразительным средством циркового искусства, можно определить как необычное действие, демонстрирующее в лаконичной и яркой форме определенные физические и духовные возможности человека, которые могут быть достигнуты путем тренировки.
Законченным произведением в цирке является номер, имеющий свое содержание и композицию — начало, развитие, вершину и конец.
Одним из основных элементов циркового искусства является трюк. Однако сложность трюков и их мастерское исполнение не исчерпывают циркового номера. Внимательно присмотревшись к работе лучших представителей циркового искусства, мы увидим, что артисты создают образы большого звучания.
Без трюка нет цирка, но цирковое искусство невозможно без наличия и других элементов, присущих не только цирковому искусству. Освоив задуманные трюки, артисты подчиняют свое мастерство не только техническим, но и идейным задачам. Художественный образ в цирке, как и в других видах искусства, может быть и эксцентрическим, и героическим, и лирическим и т. д.
Специфика не есть незыблемое понятие. С развитием искусства меняются пределы образности, вырастает способность его проникновения в жизнь. Это подтверждает и практика советского цирка: наши артисты создают не только отдельные номера, но и целые представления, одухотворенные современным звучанием.
Создавая разнообразные — героические, лирические, романтические и эксцентрические — образы, искусство советского цирка отражает богатство и многообразие жизни, нашей современности. Одних эксцентрических образов для этого недостаточно.
П. БЕРЕНЗОН, режиссер
Журнал «Советский цирк» апрель 1961 год