Счастливые встречи
Да, они действительно счастливые и радостные. Когда встречаешься с настоящим искусством, с подлинным мастерством, — чувствуешь себя счастливым.
Я не помню, сколько лет прошло со времени последней встречи с этой чудо-актрисой, да и надо ли вспоминать, если она все так же прекрасна и так же творчески молода, как и была. ...Задорная девушка-почтальон с лукавой улыбкой, очаровательной болтливостью и музыкой во всем: в движении, пении, танце.
А потом «Мальчик Мотл». В своем письме к Шолом-Алейхему Горький писал об этом произведении: «Читал, смеялся и плакал». Мы тоже смеялись и плакали, глядя на Сиди Таль — мальчика Мотла. До чего же это мастерски сделано! А рефрен: «Мне хорошо, я сирота», повторенный много раз как юмористический, вдруг в финале звучит, я бы сказал, трагедийно. Просто диву даешься, как может актриса так мгновенно переходить от юмора к драматизму. И каким контрастом является после Мотла простоватая болтунья тетя Гитл! Тут и хитрость, и добродушие, и старческая сварливость — весь конгломерат чувств и поступков старой провинциальной женщины, попавшей в своеобразные театральные обстоятельства.
А вот уборщица в скетче «Неужели?» — демонстрация эксцентрической манеры игры в маленькой миниатюре. Причем эксцентрика осмысленная, яркая и безудержно смешная. Но не подумайте, что сфера творчества Сиди Таль ограничена в основном только лирикой и юмором. Сиди Таль великолепно создает и предельно трагические образы, например в драматической поэме. И делает это необычайно лаконично, без излишней сентиментальности и искусственного надрыва.
И, наконец, Сиди поет. Поет с огромным обаянием и шармом. Это ее сфера. В столь трудном и таком опасном жанре она достигает выдающегося мастерства. В жанре, где, перейдя чуть-чуть грань хорошего вкуса, можно незаметно скатиться в кювет безвкусицы и пошлости. Но Сиди Таль это не грозит. Она очаровательна, музыкальна и предельно выразительна.
Сиди Таль выступает не одна. У нее небольшой, но дружный коллектив. Это даровитый артист Я. Тельман, актриса Р. Мостославская и чуткий музыкальный квартет: Г. Фельдман, А. Кальштейн, Ф. Маник и Т. Лебель. Весь этот дружный ансамбль окружает Сиди Таль творческой заботой, помогая ей создавать ее великолепное искусство. Еще что хочется отметить — это удачный авторский текст и милую музыку в спектакле.
Леонид УТЕСОВ, народный артист СССР
Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.
оставить комментарий