Серебряный клоун Сергея Игнатова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Серебряный клоун Сергея Игнатова

В декабре в Монте-Карло приезжают артисты цирков всех стран. Оркестр под управлением Зигмунта Михалека играет марш фестиваля цирков:

«Дзим-пам-пум,
Они приехали со всего света,
Люди, цирком объединенные,
Все они братья,
Огнями цирка освещенные...»

Лучшие номера мира готовы представить свое искусство. Феликс Рамирец, канатоходец-комик на большой высоте — Аргентина — Колумбия! Жако и Маленький Вилли, клоуны — Великобритания!

Летающие Кэйсеры — Мексика! Серж Перселли, жонглер с ракетками и мячами — Швейцария! Дрессировщик слонов и лошадей Фла-вио Тони — Италия! Балканские, труппа сильнейших прыгунов — Болгария! Сергей Игнатов, братья Пантелеенко, Владимир Стихановский — СССР!

Участникам фестиваля всегда было трудно. Из года в год. Ажиотаж прессы, прогнозы, нервная обстановка конкурса — всегда. Но сейчас, за два года, что-то изменилось. За два — потому что в 1982 году фестиваля не было, и число участников-конкурентов, естественно, возросло. И всем нужно высшее признание. Надо хорошо показаться — и тогда будут лучшие контракты. Конкурс стал по своей напряженности почти как Олимпийские игры. И ставка конкурентов — жизнь. Ведь в Монте-Карло нельзя пользоваться предохранительными лонжами.

Два брата Лотара, канатоходцы из ФРГ. Они поднимаются на канат под углом в 45 градусов по боковым растяжкам без вееров в руках. А там, наверху, делают кульбиты, танцуют. Это очень страшно — на семнадцатиметровой высоте. Они прыгают через скакалку, одинарную и двойную, вот один брат бросает другому скакалку, тот ловит и... теряет равновесие. Он падает! Падает!.. Но в последнюю секунду делает оборот вокруг каната и снова встает на него. Потом залезает на плечи брату. Высота семнадцать метров, а внизу бетонный пол. И никакой лонжи. Если не умеешь работать без лонжи, значит, не можешь претендовать на приз в конкурсе сильнейших. Риск должен быть настоящим.

Энтони Гатто, одиннадцатилетний американский жонглер...

Это несомненные претенденты на первенство.

Наших — три номера. Владимир Стихановский — танцы на проволоке, воздушные гимнасты братья Пантелеенко и жонглер Сергей Игнатов.

Имя Игнатову помогало. Имя мешало. Ведь все уже знали — сильнейший жонглер мира. Все были подготовлены. А когда человек заранее подготовлен к чему-то необыкновенному, часто это необыкновенное, увиденное им, кажется проще того, что он себе представлял. Эффект неожиданности уже исключен. А один из критериев оценки членами жюри — неожиданность. Но какая может быть неожиданность, если номер Сергея Игнатова они знали наизусть: его девять колец, его рекордные одиннадцать колец.

Другие критерии оценки — сложность работы, трюки и прием у зрителей.

Конечно, симпатии зрителей, безусловно, будут принадлежать одиннадцатилетнему Энтони Гатто. Во всяком случае, знатоки утверждали, что будет именно так. Обаятельный мальчик, приехал из Америки вместе с отцом-тренером. На арене работает с пяти лет.

—    Он молодец, — сказал Игнатов, — бросает семь мячей, семь колец и пять булав. Как стремительно растет техника! Он в одиннадцать жонглирует так, как я в семнадцать. Темп жизни действует и на руки жонглера. По-моему, Энтони уже преодолел первый барьер в жонглировании — владение техникой. Второй барьер — это уже появление индивидуальности.
—    А третий?
—    Третий — это чудо. Как у нас был чудом Александр Кисс. Или Энрико Ра-стелли. Кстати, там нам удалось увидеть удивительные фильмы: лучшие номера цирка, среди них и Растелли. Помните его классическую фотографию с несколькими мячами? Оказывается, этот трюк он заканчивал смешной деталью — отбрасывал один за другим мячи в сторону, а последний, не глядя, в спину ассистенту. Значит, знаменитый Растелли умел ставить комические точки. Чудо — это Франсис
Брюн. Такое впечатление, что это не жонглер, а композитор за роялем...

В Монте-Карло голубое небо. Даже в декабре голубое. Но они его просто не заметили. Прилетели в три часа. А в семь часов — уже конкурсное выступление Владимира Стихановского. Но еще не привезли в цирк багаж. Его еще надо распаковать. И прорепетировать с оркестром.

«Дзим-пам-пум, все они братья...» — играл оркестр.

Да, братья. Но только не во время конкурса. Потом, через три дня — конечно. А пока они конкуренты.

—    На манеже Сергей Игнатов. Советский Союз.

Какое же сильное впечатление он произвел на публику и жюри, если после замечательной группы белых медведей, после слонов и лошадей, после рискованнейшего выступления на семнадцатиметровой высоте на канате, после прыжков труппы Балканских, после «летающих мексиканцев» публика скандировала соло-жонглеру. Просто жонглеру, у которого не было ничего, кроме его колец и мячей.

Не только жюри, но и публика судила очень профессионально. И все поняли, что его жонглирование — это не техника, это уже способ выражения человеческой личности. А личность всегда выше самых виртуозных трюков. Да и все-таки еще была неожиданность. Когда они услышали музыку Шопена. Вариации для девяти колец. Они летали абсолютно синхронно каждому такту шопеновского этюда. Тридцать два броска с двух рук в четыре темпа — такого еще не было. Эти девять колец, стремительно летящие в купол, напоминали струи фонтана, танцующие под музыку. Это было очень красиво. И музыка Шопена у жонглера — неслыханно! Публика аплодировала ему стоя.

Но жюри все-таки спорило. Видимо, сказалось и то, что наши номера не имели импресарио, который бы их представлял. Братья Пантелеенко получили приз города Монако. А Игнатов?..

—    Эквилибристка Ли Липинг. Китай.

Вот ее номера, действительно, никто не знал и не ожидал. Видимо, здесь сработал эффект неожиданности. Начала она несколько замедленно. Пантомима в традиционном китайском стиле, какая-то длинная пантомимическая история. Затянутый номер... И вдруг артистка перешла на пластический этюд. Фокус был в том, что на ступню поднятой ноги она поставила пирамиду пиал и чашек. И на протяжении всего этюда, при всех переходах с трюка на трюк, эта пирамида не дрогнула. Дрогнуло жюри — такого номера они еще не видели. Золотой клоун был вручен Ли Липинг.

Сергей Игнатов получил Серебряного клоуна. На заключительном гала-представлении публике скандировала ему.

Когда, наконец, все кончилось, он вышел из цирка и только тогда увидел небо Монте-Карло, голубое даже в декабре.

НАТАЛИЯ РУМЯНЦЕВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования