В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Шар смелости» Александра Черпакова

Когда заслуженный артист РСФСР Петр Никифорович Маяцкий в 1950 году создал свой уникальный аттракцион «Шар смелости» и первым совершил в нем «мертвую петлю» на мотоцикле, Александр Черпаков только еще начинал свой путь в цирке.

Отец Александра, Илья Черпаков, был одним из первых советских мотогонщиков. После него и принял аттракцион семнадцатилетний Александр, продолживший дело отца. В 1952 году на смотре искусства молодых артистов цирка он был награжден Почетной грамотой Комитета по делам искусств.

У Александра Черпакова оказался неспокойный характер. Он мечтал расширить границы трюковых комбинаций, мечтал ездить во всех плоскостях. Мотогонки по вертикальной стене, в так называемой «бочке», не давали желаемого простора, ему хотелось перенести работу в шар.

Если этот шар установить не под куплом цирка, как у Маяцкого, а на земле — артисты окажутся прямо перед глазами зрителей и тогда по сравнению с «бочкой» неизмеримо возрастет зрительный эффект. Это будет новый, современный передвижной аттракцион, массовое и легко доступное зрелище, пропагандирующее в художественной форме безграничные возможности человека, воспитывающее у молодежи решительность и отвагу.

И вот в 1968 году Черпаков впервые демонстрирует изготовленный своими руками серебристый ажурный шар. Шар этот, имеющий в диаметре семь метров, похож на огромный глобус.

Мотоцикл Черпакова описывает внутри этого «глобуса» несколько спиралей, а затем с ревом устремляется вверх, «через полюс строго по меридиану». Знаменитая «мертвая петля», о которой он мечтал все эти годы...

На весь летний сезон 1969 года шар Черпакова, пока единственный в стране, был установлен в Сокольническом парке столицы. Десятки тысяч москвичей аплодировали смелым мотогонщикам.

Неистощимый на задумки Александр Ильич вскоре изготовил второй шар, диаметром в пять метров, вращающийся вокруг вертикальной оси, что усложнило работу артистов, но сделало аттракцион еще более увлекательным.

Сейчас в разных городах страны зрители могут увидеть сразу оба шара. Чудеса мотогонок в них показывают и сам Черпаков и его ученики, в их числе первые и самые способные — Виталий Шевченко и Юрий Андриенко.

Даже самый искушенный зритель, которого нельзя чем-либо удивить, не остается равнодушным, видя фигурную езду внутри шара. Начиная с первого заезда, когда мотогонщик на скорости, такой, что трудно поспевать за ним глазами, выбрасывает голубой флаг, и кончая поразительной «мертвой петлей», зрители находятся в состоянии радостного напряжения.

Всего исполняется семь-восемь трюковых комбинаций, из них три с одновременным участием двух гонщиков, что особенно впечатляет. Захватывающие дух стремительные виражи, а также напряженные гонки двух мотоциклистов — не лихая бравада, не безрассудство смельчаков, а точный расчет, уверенность в партнере, словом, настоящее мастерство.

Когда в финале артист, несколько раз промчавшийся вниз головой через верхнюю точку шара, мгновенно переходит в вираж и замирает внизу, вздох облегчения зрителей тонет в аплодисментах.

Но Александр Ильич еще не удовлетворен достигнутым. Он считает, что конструкции надо облегчить, сделать удобнее для монтажа, чтобы не тратить более суток на переезд. Есть и режиссерские замыслы, задуманы новые трюки.

Сам Черпаков, проработавший мотогонщиком более тридцати лет, и его молодые партнеры отлично понимают: современный облик новых аттракционов-шаров обязывает их постоянно думать о дальнейшем творческом росте, обязывает неустанно повышать культуру своих маленьких зрелищных предприятий. Ведь к этому призывают и растущие с каждым годом эстетические запросы наших зрителей.

К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100