Штрихи к портрету Анатолия Луначарского - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Штрихи к портрету Анатолия Луначарского

В марте этого года в Музее-квартире А. В. Луначарского в Москва состоялась премьера литературного моноспектакля, посвященного первому наркому просвещения, выдающемуся деятелю Коммунистической партии и Советского государства.

Автор монтажа и исполнитель, артист Москонцерта Г. Ю. Вахтеров, следуя традициям Владимира Яхонтова, тщательно отобрал и объединил в цельной композиции материалы о жизни и революционной деятельности Анатолия Васильевича Луначарского, отрывки из его статей и выступлений, фрагменты из воспоминаний о нем Н. Крупской, П. Лепешинского, М. Кольцова, Н. Розенель, А. Дейча, К. Чуковского.

Спектакль точно выстроен режиссером П. Хомским, с которым Вахтеров работает уже много лет. Хорошее знание возможностей и особенностей исполнителя позволило режиссеру построить увлекательное действие, найти необходимые ритмы, определить моменты эмоциональных и смысловых кульминаций.

Как известно, Луначарский прекрасно понимал и горячо любил музыку. Звучащая я спектакле музыка Бетховена, Шопена, Рахманинова, Скрябина в исполнении пианиста А. Розенберга создает взволнованную атмосферу, придает объемность рассказу.

Конечно, наивно предполагать, что одной программой можно исчерпывающе раскрыть революционную и творческую биографию Луначарского. И все же можно сказать с убежденностью, что в спектакле возникает живой и достаточно многогранный образ Анатолия Васильевича. Бехтереву удалось нейти и сделать достоянием своих слушателей действительно самые главные и определяющие штрихи этого образа.

В спектакле есть несколько лейтмотивов, скрепляющих его сюжетно. И самая важная тема — Луначарский и Ленин. В спектакле в полной море показано ленинское влияние на судьбу Луначарского, его деятельность, его взгляды и убеждения. Г. Вахтеров стремится передать те душевные чувства, которые всю жизнь объединяли Владимира Ильича и Анатолия Васильевича.

Перед нами проходит их первая встреча в конце 1904 года в Париже, положившая начало их многолетнему сотрудничеству, посещение мастерсхой скульптора Аронсона, сделавшего впоследствии один из лучших бюстов Ленина. Чтение Луначарским по просьбе Ленина шуточной лекции о черте.

В спектакле много таких выпукло обрисованных сценок и эпизодов. В прошлом театральный актер, Г. Вахтеров и на эстраде не отказывается от изобразительных средств и красок сцены. Он но только рассказывает, читает, но и играет, правда, очень тактично, легкими красками, как того и требует специфика эстрадного представления.

Мы все время ощущаем в спектакле атмосферу эпохи, исторический фон; вместе с исполнителем попадаем в литературное кафе «Стойло Пегаса» и слышим стихи модных тогда поэтов, присутствуем на диспуте «Социализм и религия» между Анатолием Васильевичем и митрополитом Введенским, на жарком обсуждений спектакля «Ревизор» в Театре имени Мейерхольда. Звучат в спектакле стихотворения Шекспира, Маяковского, Багрицкого, которые любил читать Луначарский.

Характерная особенность исполнения Г. Бахтарова — дружески доверительное отношение к слушателю, тесный контакт с залом. Его собственная увлеченность материалом, неподдельная влюбленность в Луначарского передаются и слушателям, заражают их такой же любовью. Бехтереву удается передать масштабы личности Луначарского, его фантастическую образованность, эрудицию, его талант оратора, обладавшего необычайной силой воздействия на людей, его богато одаренную натуру.

В яркой и увлекательной форме рассказывает литературный спектакль Г. Бехтерева об одном из замечательных представителей великой ленинской гвардии. И хочется, чтобы его увидело и услышало как можно больше людей.

Г. ХАЙЧЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования