Сила слова
Яркий солнечный день. Высокое южное небо слепит синевой глаза, на нем ни облачка ни дыма. Изредка вместе с прохладой доносятся из-за Днестра редкие пулеметные, автоматные очереди.
С. Магдесян и артисты фронтовой бригады
Огромная ярко-зеленая чаша котлована окаймлена белой кипенью цветущих фруктовых садов. В котловане амфитеатром расположились воины. Они сидят на земле. Их много — более полка. Яркое солнце сверкает на вороненых стволах автоматов, на линзах стереотруб, на орденах. Суровые обветренные лица время от времени озаряются жизнерадостными улыбками. Взоры бойцов устремлены к центру котлована, где на кузове грузовой автомашины в белоснежном шелковом платье стоит женщина. Все это — и нарядное платье женщины, и пьянящий аромат цветущих садов, и чистое безоблачное небо — навевает у солдат воспоминания о доме, о их родных и близких, с которыми они разлучены войной...
Сильный, чарующий голос женщины возвращает воинов к действительности. Через час-два им предстоит форсировать Днестр, за которым укрепились гитлеровские войска, штурмовать Бендеры.
— Дорогие, славные гвардейцы, воины 3-го Украинского фронта! — говорит женщина в белом. — Мне хочется напомнить вам, что здесь, перед Бендерами, почти 150 лет назад воевал вместе со своими чудо-богатырями великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, орден которого, я вижу, сверкает на груди у многих из вас. О замечательных походах наших предков я хочу напомнить вам строками поэмы Константина Симонова «Суворов».
«...Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа,
Во всех углах материка
Гадают спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут.
Что ждет их — гибель или сдача!
Пусть их гадают! Только тут.
Среди лишений и страданий.
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий.
Что русские везде пройдут!»
Последние слова стихотворения потонули в громе оваций. Сильные загрубелые солдатские руки сотрясали воздух аплодисментами. Воины выражали свое восхищение актерскому мастерству женщины в белом — артистке Мосэстрады Сусанне Артемьевне Магдесян. Затем выступали солисты, музыканты, танцоры фронтового ансамбля... Но вот неожиданно раздаются резкие громкие команды: «Четвертая... пятая... вторая... рота становись!» Концерт прерван. Пехотинцы с автоматами на груди, минометчики с тяжелыми чугунными опорными плитами за плечами, саперы с удочками-миноискателями, истребители танков со своими длинностволыми ружьями проходили четким строем, как на параде, мимо автомашины, на которой столпились артисты концертной бригады. Аккордеонист заиграл бодрый походный марш. Артисты машут платками уходящим воинам.
«Русские везде пройдут», — невольно вспоминались слова поэта при виде твердо шагающих грозных мужественных, уверенных в правоте своего дела вооруженных людей. Артистке Сусанне Артемьевне Магдесян не привыкать к военной аудитории. В далеком двадцатом году работала она в передвижном клубе «Красный актер», выступала перед бойцами 9-й Кубанской Красной Армии. Бойцы всегда встречали юную актрису с большим энтузиазмом. Поэтому-то позднее, когда она стала работать в Мосэстраде, всегда с большой охотой выезжала на концерты в воинские части, в красноармейские лагеря. В 1938 году в период Хасанских событий она отправилась на Дальний Восток, чтобы выступать там.
Великая Отечественная война застала Сусанну Артемьевну в Москве. На второй день объявления войны она выступала на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой на фронт военных эшелонов, страстным голосом читала защитникам Родины патриотические стихи. А двумя месяцами позже артистка с концертной бригадой в составе Гоцеридзе, Чижевской, Орленевой, Стахова, Ранева, Сарабяна выезжает к фронтовикам под Ржев. Приказом по армии артистов зачислили в ряды народного ополчения. Вместе с частями Красной армии в то тяжелое для страны время они отступали. Фронт приблизился к Москве. Враг стоял на пороге столицы. В это время голос Магдесяи еще с большей страстью звучал перед бойцами на передовых линиях, возбуждая у воинов ненависть к врагу, зовя бойцов на подвиги. Тогда Сусанна Артемьевна не знала отдыха. Она переезжала из части в часть, выступала по нескольку раз в день.
Бойцы и командиры, которым читала Магдесян стихи русских и советских поэтов, были для нее своеобразным режиссером, который подсказывал ей форму и пафос исполнения, выбор репертуара. Когда Сусанна Артемьевна подготовила литературный монтаж «О героях Великой Отечественной войны», она решила показать его текст генералу Н. Лебеденио. Генерал одобрил его и дал ряд дружеских советов. Запомнилось Магдесян выступление в дивизии генерала Степаненко. Свое выступление артисты посвятили воинам — героям этой части. Во время концерта на импровизированные подмостки неожиданно поднялся генерал.
— Товарищи бойцы, командиры и политработники! — горячо сказал он. — А мы посвятим гостям из Москвы, товарищам артистам, предстоящий нам бой.
Громом аплодисментов ответили воины на слова своего генерала, а на следующее утро они после упорного боя освободили населенный пункт. Гитлеровцы находились под Москвой на священном Бородинском поле. И артистка Магдесян читала красноармейцам стихотворение Лермонтова «Бородино» в тех частях, которые готовились освобождать эти исторические места. Пришел долгожданный час, доблестные советские воины отбросили вражеские полчища от Москвы. Вскоре агитпоезд Политического управления НКПС мчит бригаду артистов, в которой находится и Магдесян, к суровым северным широтам на Карельский фронт. Среди заснеженных снегов и болот Карелии под сполохи северного сияния выступает Сусанна Артемьевна перед фронтовиками.
А еще спустя некоторое время мужественный и задушевный голос Магдесян уже звучал перед защитниками волжской твердыни, воинами, штурмовавшими Ростов. Советская Армия освобождает в 1944 году Украину и Молдавию. Артистка направляется с концертами в Одессу и Тирасполь. Март 1945 года. Все явственнее чувствуется могучее дыхание нашей победы над жестоким и ненавистным врагом. Все чаще и чаще взвиваются в московское небо разноцветные ракеты салютов в честь наших победоносных армий, наступающих в Венгрии, Чехословакии, Югославии и в самой Германии.
В эти дни Сусанна Артемьевна отправляется в свою тринадцатую, последнюю фронтовую поездку в составе бригады артистов Ленинградского государственного ордена Ленина Малого Академического оперного театра. Едет она в качестве чтеца и ведущей. Самолет доставляет бригаду в венгерский город Дебрецен — первый город за рубежом, в котором побывала в дни войны Сусанна Артемьевна. Здесь артисты тотчас же лопали в «плен» к воинам. Летчики расположенного на аэродроме выступят перед ними. И вот вечером состоялся первый концерт. После краткого приветствия Магдесян выпускает на подмостки первый номер — струнный квартет. Он заполняет помещение стройной жизнерадостной музыкой... Затем просторно и широко полилась русская задушевная песня. Певца сменяет Магдесян. Она читала отрывок из романа С. Бородина «Дмитрий Донской». Слушатели бурными аплодисментами приняли последние слова Дмитрия, обращенные к своим воинам после победы над Мамаем:
«Братие! Где наш враг! Распался, рассыпался, как пыль перед лицом бури. Пришел ты, Мамай, на Русь с девятью ордами и с семидесятью князьями, а ныне бежишь один в ночной степи, а может, валяешься под конскими копытами. Нешто тебя Русь гораздо употчевала! Нетто ты гораздо упился у быстрого Дона, наелся на поле Куликовом! Навеки заказаны тебе дороги на Русь!..» По окончании концерта летчики поднесли артистам огромные букеты полевых цветов, первые букеты на зарубежной земле.
Не успели отзвучать последние благодарственные слова отважных авиаторов, как представители Союзной Контрольной Комиссии приглашают артистов на новые концерты. Артисты едут по Дебрецену. Он лежит в руинах. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, бои шли за каждую улицу, каждый квартал. Вот огромная территория военного завода. Здесь еще сравнительно недавно фашисты изготовляли оружие для своих дивизий на Восточном фронте. Сейчас завод представляет груду развалин...
...Будапешт. В городе еще видны следы жестоких кровопролитных боев. На многих улицах завалы из обрушившихся зданий, искареженные металлические столбы. Артистам отвели дом неподалеку от комендатуры. Но здесь не обошлось без курьеза. К молодому пианисту из бригады советских артистов подошел гражданин с красной повязкой на рукаве — представитель новой власти в городе и тут же предложил ему следовать за собой на работы по расчистке города. (Артисты были в гражданской одежде.) Пианист, не зная мадьярского языка, пытался было объяснить знаками представителю общественности свою принадлежность к советским артистам. Но тот ничего не понял. И только вмешательство проходившего мимо майора Советской Армии рассеяло недоразумение. Артисты долго смеялись над этим безобидным курьезом. Начались выступления в частях. В ДКА 2-го Украинского фронта непрерывно поступают многочисленные заявки на концерты. Советские воины хотят видеть и слышать артистов, И мастера сцены спешат выполнить желание героев-воинов. Поездки в части не похожи на те, которые артистам пришлось совершать в первые годы войны.
Рассказывая об этих гастролях, Сусанна Артемьевна говорит, что они не могли застать полки в тех местах, куда их вызывали для концерта. Да не только части, а и войсковые соединения, и штабы армий — так стремительно двигались наши войска на Запад. По этой же причине часто приходилось прерывать только что начатые концерты.
—«Бывало, — вспоминает Магдесян, — воины, не прослушав и нескольких выступлений, подымались по команде и двигались дальше».
...Машина с бригадой артистов мчится вдоль сверкающего на солнце голубого Дуная. Навстречу нескончаемым потоком движутся освобожденные пленные, узники гитлеровских концлагерей. На их измученных лицах расцветают радостные улыбки. Они машут проезжающим артистам, что-то кричат. В этой многоязыковой и пестрой толпе возвращается со своим домашним скарбом местное население.
Советские войска все движутся и движутся вперед, навстречу победе. Уже освобождены города Мадьяровар, Брук и наконец Братислава. Рабочий день артистов бригады уплотнен до предела. По три, по четыре концерта дают они наступающим войскам. Вот они едут в только что освобожденную Братиславу. Машина пробивается сквозь запруженную переправу через Дунай, а затем через широкую к полноводную Мораву и попадает в древний славянский город, столицу Словакии. Наши войска так стремительно ворвались сюда, что гитлеровцы не успели ни сжечь, ни разрушить зданий. Город утопал в цветах, окаймляющих виллы.
— Мы, артисты, — вспоминает Сусанна Магдесян, — удивлялись размерам тех стран. В самом деле: утром мы были а Австрии, днем — в Чехословакии, а через час опять в Австрии, но уже с другой стороны. Работаем по уплотненному графику — по четыре - пять концертов в сутки, еле успеваем перекусить и поспать. За эту работу нам, артистам, обещают показать красавицу Вену. Она только что освобождена. Город еще окутан дымом пожарищ. Огонь длинными гигантскими языками тянется к небу, а наша машина уже мчится по улицам древнего города. Но вот грузовик сбавляет скорость, он еле пробивается мимо рушащихся домов, из окон которых вырываются снопы пламени и клубы дыма. На нашем пути возвышаются груды щебня и пепла, здесь же валяете я обожженное железо, лежат согнутые рельсы и изуродованные трамвайные мачты. После нескольких часов езды по пылающей Вене мы опять торопимся в Братиславу.
Только что артисты выступали перед понтонерами и тут же торопятся на концерт к слушателям курсов младших лейтенантов. Перед будущими офицерами Сусанна Магдесян читала поэму Николая Тихонова о двадцати восьми гвардейцах, когда начался методический обстрел. Но никто из присутствующих не покинул концерта, хотя над головами время от времени свистали осколки. Как можно бежать в укрытие, когда читают о бесстрашных гвардейцах, когда сама артистка проявляет бесстрашие. Последний концерт в Братиславе бригада артистов дала для подразделения дорожного отдела фронта. Перед импровизнрованной трибуной собрались девушки-регулировщицы. Кто был на фронте, тот знает, какие трудности и тяготы переносили эти мужественные, не раз смотревшие смерти в глаза девушки-воины. Под проливным дождем и на трескучем морозе, под палящими лучами солнца и на пронзительном ветру регулировщицы достойно выполняли свой долг. Они двигались за наступающими передовыми частями. В городе идут бои, рвутся бомбы, а на перекрестке улиц во мраке ночи епе заметно сверкает огонек фонаря регулировщицы, указывая путь нашим войскам. На концерте девушки в солдатских шинелях были радостно возбуждены, громко аплодировали каждому номеру, неоднократно вызывали на ибис». А в конце концерта одна из девушек-регулировщиц, с красной полоской ефрейтора на полевых погонах, подошла к Магдесян. На глазах девушки блестели слезы.
— Ваше прекрасное чтение стихов о Ленинграде, Сусанна Артемьевна, напомнило мою светлую довоенную жизнь в этом городе. Ведь я родилась в нем, — сказала взволнованно девушка. — Спасибо вам, артистам, что пробудили в нас воспоминания о доме, о нашей прекрасной стране!
На следующий день состоялся слет наиболее отличившихся в последних боях воинов, которым присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Бригада артистов покидает Братиславу и направляется на слет, чтобы выступить перед лучшими воинами фронта. Когда артисты прибыли на место, вручение высоких наград героям уже состоялось. Награжденные собрались в роскошном зале. Объявили, что концерт будет проходить во время банкета. Один за другим выступали артисты. Присутствовавший здесь командующий фронтом приглашал к столу освободившихся от выступления актеров.
— Сейчас артистка Магдесян читала нам поэму о двадцати восьми гвардейцах. Попросим Сусанну Артемьевну напомнить нам историческое место из поэмы, — говорит он.
И артистка читает:
«Ваграм с убийственным огнем
И Лейпциг — день железной лавы,
И Ватерло в резне кровавой —
Вам не сравниться с этим днем
Гвардейской русской нашей славы!»
Командующий рассказывает молодым героям о сражениях при Ваграме, Ватерло и Лейпциге, обогащая их знаниями военной истории. Он произносит тост за присутствующих отважных воинов и призывает их также самоотверженно драться с врагами. Концерт был в полном разгаре, когда неожиданна поднялся из-за стола командующий.
— Мне очень не хочется покидать вас, обратился он к собравшимся, но я обязан это сделать, я должен видеть штурм Брно. А вы попойте, повеселитесь. Большое вам спасибо, товарищи артисты.
...Угерское градище — небольшой чехословацкий городок. Красивый, свежий, весь в зелени, в цветах. Поистине волшебный сад. Словно кто-то специально сделал так, чтобы артисты бригады встретили здесь тот день, о котором они вместе со всеми воинами мечтали еще в тяжелом 1941 году, когда полный сил озверелый враг шел по нашей земле.
Рано утром 9 мая артисты проснулись от громких криков «Ура», доносившихся с улицы в их гостиницу. Теперь они жили не в сырых землянках, а в фешенебельных отелях.
— Что случилось! — спросила Магдесян у первого прохожего.
— Германия капитулировала. С победой вас!
Актеры высыпали на улицу» смешались с ликующей толпой жителей городка. Весь день прошел, как один час. А вечером на городской площади состоялся первый послевоенный концерт, на котором собралось больше тысячи человек. Сусанна Артемьевна открыла его стихами поэта Н. Рыленкова «Русская земля». Когда артистка прочитала слова:
«И всегда цела и невредима,
Сыновей бессмертьем неделя,
Ты вставала из огня и дыма
Русская земля»,—
Все зрители, точно сговорившись, закричали «ура!» Чтение прервалось. На площади бушевала радость. Праздничное возбуждение толпы передалось и артистке. Она продолжала чтение. Ее голос звучал торжественно, находя отклик в сердцах слушателей. Такого страстного необыкновенного вдохновения она еще никогда не испытывала в своей жизни.
Радостное настроение не покидало ее и тогда, когда в городке вечером в честь победы состоялась демонстрация. Все жители вышли на улицы. Стройными колоннами они прошли мимо местной мерии: дети, юноши, взрослые и пожилые люди. Все они были в национальных костюмах и держали в руках цветы, которыми засыпали стоявших на тротуарах красноармейцев. Раздавались радостные возгласы и здравицы в честь славной Советской Армии, освободившей народы Европы от фашизма. До поздней ночи ликовал город, отмечая великую победу. Под впечатлением виденного и пережитого Магдесян, придя в гостиницу, написала стихи:
«На поле бранном тишина...
Замолкли пушки, автоматы.
И вот закончилась война,
Победу празднуют солдаты!»
— Стихи эти в художественном отношении слабые, — говорит Магдесян. — Но они были написаны наспех, от всего сердца, по горячим следам событий. На второй день после победы на эти стихи написал музыку участник нашей бригады Кабаков, и их, как песню, на концертах для воинов исполнял артист Мокиенко. В этом же году создала композицию «Предки и потомки», которая явилась как бы итогом моей деятельности военных лет.
...Мы сидим дома у Сусанны Артемьевны. Она рассказывает о своей работе в дни войны, о 13 поездках на фронты, где провела в общей сложности 20 месяцев, участвовала в 1200 концертах. Она вспоминает своих боевых друзей, читает фрагменты из военного репертуара, и мы слышим ее четкий звучный голос, представпяем ее на фронте, вдохновляющей своими выступлениями бойцов на ратные подвиги. Патриотическую направленность своего творчества артистка продолжает и в наши дни. Теперь она дает сольные концерты, включает в репертуар классические произведения советской литературы: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Необыкновенное лето» К, Федина. Магдесян на своих концертах знакомит слушателей с композицией по книге А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Она исполняет также литературную композицию «Дни великой жизни», посвященную Владимиру Ильичу Ленину.
И сейчас артистка, как и в дни войны, обладает той же могучей силой слова. Она несет слушателям подлинное искусство — так пишут о ее выступлениях в многочисленных рецензиях. Этот очерк мы заканчиваем выдержкой из «Ульяновской правды»: «Уходя с литературных вечеров Сусанны Магдесян — этого своеобразного театра, — хочется жить и бороться...»
В. СТЕПАНОВ
Журнал Советский цирк. Май 1965
оставить комментарий