В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Случай в цирке на сцене

У артистов Новосибирской группы «Цирк на сцене» был такой случай. Один из коллективов  вылетел на таежный рудник.

Едва самолет приземлился на площадке, как к нему от поселка запылила машина. Артисты удивились — ведь они не известили о своем приезде. Шофер улыбаясь пояснил: — Видим самолет — значит, к нам, тут за сто километров жилья нет, к кому же еще? Грузите поклажу, садитесь...

Конечно, не всегда коллективы групп «Цирк на сцене» забираются в далекую таежную глубинку. Но нередко они забираются туда, где нет не только стационарного цирка и театра, но где вообще почти не бывают артисты и куда приходится добираться на вертолетах и вездеходах, на лодках, которые тянут лошади, бредущие по берегу реки, на катерах по бушующему морю.

Трудности «Цирка на сцене» можно разделить на две группы. Одни связаны с транспортными проблемами: дальние и утомительные переезды, выступления под открытым небом — на строительной площадке, на полевом стане или на малоприспособленной сцене сельского клуба. Эти трудности неизбежны, и исполнители их обычно безропотно переносят. Но есть сложности,   которые   вызывают справедливую досаду. Они связаны с недостатками в организации работы. Об этом писали в журнале, в частности, заслуженная артистка республики К. Кох, директор украинской группы «Цирк на сцене» Ф. Брикульский, журналист И. Черненко. Вскрывая все то, что мешает творческому росту исполнителей, подъему идейного и художественного уровня представлений, они вносили свои предложения: как устранить недочеты, что нужно сделать. Редакция продолжает получать отклики по затронутым вопросам.

Почти во всех письмах снова и снова говорится о трудных условиях, в которых приходится исполнителям готовить новые трюки и номера. Артистка Н. Шаховская, напоминая, что группы пополняются участниками художественной самодеятельности, пишет: «Юноши и девушки из самодеятельных студий и народных цирков полны энтузиазма, но, как правило, они начинают с подражания. Требуется упорная работа и настойчивые занятия с режиссером, чтоб у молодых артистов поднялось мастерство, развился вкус и они смогли демонстрировать оригинальный номер. А где репетировать? Если повезет, то договоришься о помещении в клубе или в спортивной организации, а то жди лета, и тогда репетируй где-нибудь на лужайке, укрепив лонжу на дереве. Сколько же при этом времени уйдет на освоение каждого трюка?! Порой, если артист получает месяц на репетиции, он вынужден отправиться к месту постоянного жительства и там тренироваться». А как же помощь режиссера? Она, разумеется, оказывается весьма мимолетной; режиссеру, как выражается автор письма, хватает времени «лишь для того, чтобы подчистить номер».

Такую же тревогу по поводу отсутствия репетиционной базы высказывает режиссер Л. Окрент. Он уточняет: «Пожалуй, самое тяжелое положение у наших дрессировщиков, выступающих с медведями, обезьянами, собаками, голубями. Репетировать с животными негде, нет и помещений для их содержания. А транспортировка зверей! Их (в том числе медведей) перевозят в автобусах вместе с людьми — это по меньшей мере неудобно». Далее автор письма предлагает: «Надо позаботиться о помещениях для животных, приобретении специальных машин».

Окрент пишет и о музыкальном оформлении выступлений: «Прошло то время, когда можно было работать под аккордеон. Теперь даже в отдаленных колхозах горят голубые огоньки телевизоров, жители сел знакомятся с выступлением различных ансамблей, а это развивает музыкальный вкус». Автор приходит к выводу, что нужен такой вариант квинтета: аккордеон, кларнет, гитара, контрабас и ударник. Конечно, может быть предложен и другой состав инструментального ансамбля, но, подчеркивает тов. Окрент, музыка для циркового представления имеет большое значение, она заслуживает самого серьезного внимания.

Все, кто пишет в редакцию о состоянии групп «Цирк на сцене», признают пользу, которую приносят семинары, для проведения которых на места выезжают режиссеры Союзгосцирка. Одновременно во многих письмах высказывается сожаление, что контакты со специалистами кратки и весьма редки.

Участники коллектива «Мы из Ташкента», возглавляемого заслуженным артистом Узбекской ССР Ф. Шарикбаевым, в своем письме отмечают, что на месте далеко не всегда можно получить квалифицированную помощь опытного режиссера. Те артисты, которых направляют в Центральную студию циркового искусства, имеют возможность подготовить полноценный номер, но как быть другим? И авторы просят командировать режиссеров Союзгосцирка и Студии в группы не только на просмотры, но и для постановки новых номеров и совершенствования существующих. Это особенно важно для ташкентской и новосибирской групп.

Во многих письмах вновь поднимается вопрос о рекламе. Афиш присылают немало, они красочные, броские, но, к сожалению, без учета специфики представлении передвижных коллективов, характера их программ. Например, в ташкентской группе лишь два номера имеют свою рекламу — канатоходцы Ташкенбае-вы и коверные Ашук и Машук. Не пора ли начать изготовление афиш для определенных коллективов и даже для конкретных номеров групп «Цирк на сцене».

В который уже раз с горечью пишут нам о маршрутах гастролей, которые часто складываются случайно. Нередко получается, что из года в год один коллектив попадает в одни и те же места. Ташкентцы советуют более продуманно координировать маршруты между различными группами. В связи с этим речь заходит (опять в который раз!) об администраторах. «Они,— пишут артисты из Ташкента,— и полномочные представители групп, и администраторы, и бухгалтеры, и кассиры и т. д., а именуются «внештатные организаторы» — не солидно это».

И далее: «Напрасно им отменена оплата за организацию концертов сверх нормы. Экономится на зарплате одного человека, а в результате целый коллектив сидит без дела в гостинице. А какую бы выгоду приносило каждое дополнительное выступление!»
В заключение приведем выдержку из письма читателя С. Соложенкова: «На страницах вашего журнала появляются статьи о группах «Цирк на сцене». Авторы их высказывают критические замечания, вносят предложения, касающиеся, в частности, подготовки исполнителей, создания условий для их творческого роста. А что сделано в этом направлении, что изменилось?»

Надо думать, что руководство Союзгосцирка ответит на вопросы, которые волнуют актеров и зрителей, сообщит, какие принимаются меры, чтоб создать наиболее благоприятные условия для творчества групп «Цирк на сцене», для повышения идейного и художественного уровня выступлений артистов.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100