Смотр цирковых смехотворцев - событие в истории развития отечественной клоунады - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Смотр цирковых смехотворцев - событие в истории развития отечественной клоунады

Среди знатоков и специалистов циркового искусства давно уже ведутся настоятельные разговоры о том, что неплохо бы провести, например в Москве или Одессе, конкурс либо фестиваль клоунов.

При этом вспоминают с грустью пятьдесят девятый год, когда в ЦДРИ в течение двух дней проводилось совещание по вопросам речевого жанра, а в цирке на Цветном бульваре участникам конференции было показано представление, состоявшее из клоунских номеров. Причем комики, а их выступило несколько человек, играли по одной репризе, разумеется, самой лучшей из своего репертуара. Надо признать, это был необычный дивертисмент. Но что, пожалуй, важнее всего, зрители, среди которых находились журналисты, театральные критики, писатели, драматурги, коллеги-артисты, руководящие работники, учащиеся циркового училища, — все воочию увидели, что же представляет собой клоунада 50-х годов. Осознали ее горести и радости, недостатки и достижения. Своеобразный смотр цирковых смехотворцев стал значительным событием в истории развития отечественной клоунады.

...И вот прошлое олимпийское лето оказалось щедрым на приятные сюрпризы. Любителям цирка тоже необыкновенно повезло. В рамках культурной программы Олимпиады в столице работало одновременно несколько цирковых программ как в стационарах, так и в шапито, на сценических подмостках. В ЦПКиО имени М. Горького, в парках Сокольники и Измайлово, на ВДНХ — всюду был цирк. И везде были клоуны.

Примечательно, что праздничные концерты, дававшиеся в Сокольниках в «День цирка», собрали, как принято говорить, весь цвет современной клоунады. Поэтому получилось так, что два представления на сцене «Зеленого театра» старинного московского парка превратились буквально в фестиваль циркового юмора. Правда, не было жюри, не было дипломов и не было распределения призовых мест, однако была публика, которая встречала и провожала комиков смехом и аплодисментами. Поскольку в артистической среде, как известно, реакция зрительного зала ценится превыше всего, то, можно смело сказать, награду получил каждый выступивший...

Отгремели овации, завяли цветы, преподнесенные восторженными поклонниками, и пришло время подвести итоги. В первую очередь хочется отметить, что сегодня в нашем цирке действует ряд даровитых комедийных артистов. Ими созданы самобытные клоунские маски. Они показывают разноплановые репризы, демонстрируя профессиональное владение многими цирковыми жанрами. К таким мастерам, на мой взгляд,следует отнести заслуженных артистов РСФСР Владимира Савельева, Валерия Мусина, Станислава Щукина и Валерия Серебрякова, заслуженных артистов ТАССР Рамазана Абдикеева и Замира Мустафина и артиста Владимира Кремену. Само собой понятно, что перечнем этих имен не исчерпывается список талантливых клоунов, выступающих на многих манежах отечественных цирков. В данном случае разговор ведется лишь о тех комиках, которые были этим летом в Москве.

Прежде всего, конечно, следовало бы назвать народного артиста СССР Олега Попова, участника культурной программы Олимпиады. Он давно утвердился в роли лидера современной клоунады. Его искусство общепризнано. Творчество Попова, бесспорно, ярчайшая страница в истории советского цирка. Но это вовсе не значит, что небосвод солнечного клоуна всегда безоблачен. Кто внимательно и сочувственно наблюдает за поисками Олега Попова, видит, что они даются большому мастеру непросто. Да, у него огромный репертуарный запас. Да, он снимался и снимается во многих фильмах и телепередачах. Да, он постоянно в движении. Он не топчется на месте. Не довольствуется заслугами прошлых лет. Экспериментирует, ищет новое. Естественно, от чего-то Попов отказывается, что-то приобретает, что-то утрачивает. Взять, к примеру, его маску. Со временем она, безусловно трансформировалась. Ушла молодость артиста, а вместе с ней задорная шаловливость, наивная беззаботность, озорная легкомысленность. Понятно, что это произошло не вдруг и не сразу, а постепенно. Но тем не менее не могло не отразиться на клоунской маске. Сегодня комедийный персонаж Попова стал степеннее, утратил отчасти былое проворство, хотя ему удалось сохранить прежнее лукавство, простоту и обогатиться лирическими чертами характера. Бывает, правда, и такое, что в некоторых репризах его герой неожиданно теряет доброту и нежность, становясь рационалистичным и безрадостным. Что уж никак не вяжется с характером, издавна очаровавшего нас клоуна, который встал в один ряд с любимыми комедийными героями кино, театра, литературы. Зритель хорошо знаком с персонажем Попова и не хочет мириться с нежелательными превращениями. Судя по всему, и актер не стремится к таким метаморфозам. Однако подобное иной раз проскальзывает в выступлениях клоуна. Поэтому творческие поиски требуют от Олега Попова постоянного самоконтроля, скрупулезного отбора выразительных средств, стилистических приемов, присущих именно его маске.

Затронутая проблема сопряжена не только с художественной деятельностью Олега Попова. Рано или поздно эти вопросы встают перед каждым клоуном. И в зависимости от того, как ему удается их решить, комик либо сдает творческие позиции, либо поднимается к новым вершинам.

Если внимательно присмотреться к выступлениям заслуженного артиста РСФСР Анатолия Марчевского, то можно заметить, что сегодня этот клоун стоит на перепутье, так как он перерос свой комедийный персонаж. Шаловливый, а временами откровенно дерзкий подросток больше не соответствует внешним и внутренним данным Марчевского, накопившего немалый жизненный опыт и определенный культурный багаж. Несомненно, его герой должен повзрослеть и раскрыть новые комедийные стороны своего характера. Каким он будет — этого предугадать невозможно. Ясно лишь одно, появится иной персонаж. Хочется, конечно, чтобы он не растерял наивности и душевной теплоты, привлекавших зрителей в прежнем герое Анатолия Марчевского. Кстати, первые попытки, по-видимому, предприняты артистом в телевизионном фильме, созданном по повести Виктора Драгунского «Сегодня и ежедневно». Марчевский сыграл клоуна. В первой части картины он действовал в привычной для себя манере, а во второй попытался изменить внешний облик персонажа и его характер. Пока, на мой взгляд, эту работу нельзя считать удачной. Новый герой получился блеклым, хотя и с ярко размалеванным лицом. Вместо того чтобы смело заявить о незаурядности комедийной маски, Марчевский спрятался за традиционные клоунские штампы и приемы. Искренне хочется поддержать артиста в его непростых поисках. Тем более что он долгое время находился под обаянием Леонида Енгибарова, а теперь, наконец-то отказавшись от душевного комфорта и благополучного существования, отважился на рискованный эксперимент, страшащий своей неизвестностью. Своевременное решение Марчевского можно только приветствовать.

Признаюсь, когда я присутствовал на импровизированном параде смехотворцев, то невольно подумал о том, что все-таки мало мы уделяем внимания нашим комикам. Редко обсуждаем их творчество, анализируем их достижения и промахи. Подчас вообще теряем их из поля зрения. Из-за чего многие артисты начинают заниматься саморекламой, организацией собственных творческих вечеров, как нынче принято говорить, «пробивают» статьи о себе в различных газетах и журналах.

А если артист застенчив и скромен, то ведь может оказаться в тени. Так, приятной неожиданностью для меня была встреча

в одной из олимпийских программ с Валерием Колобовым. Он давно не появлялся в столице. Однажды как-то гастролировал на манеже Московского цирка в составе Белорусского коллектива. Припоминаю: выступления Колобова прошли хорошо. Но затем клоун как в воду канул. Надо сказать, что с тех пор мне приходилось бывать в разных цирках страны, однако представлений с участием Колобова не видел. Мало того, почти ничего о нем не слышал и не читал, хотя стараюсь не пропускать рецензий на цирковые спектакли.

Увидев его, хочется сказать, что Колобов незаслуженно обойден вниманием. Это, как мне кажется, один из интересных современных клоунов. Хотя ему, конечно, необходима помощь драматурга и режиссера. Дело в том, что некоторые его репризы амортизировались и устарели. Если же говорить о клоунской маске, то она, созданная в традициях народного юмора, оригинальна. По своей сути персонаж Колобова близок комедийным сказочным фигурам — таким, как Нестерка и Емеля. Сегодня артист работает над новым репертуаром, ищет своего режиссера. Это отрадно. Вне сомнения, Колобов имеет право на заботливое отношение к себе.

Давно известно, что процесс становления клоуна не быстрый. Он, как правило, лишь начинается в студийных или училищных стенах, но не всегда завершается. Персонаж окончательно формируется на публике, набирая силу от представления к представлению. Иногда даже на протяжении ряда лет. Примеры тому дает практика Карандаша, народного артиста СССР Юрия Никулина и народного артиста РСФСР Михаила Шуйдина, народного артиста РСФСР Андрея Николаева и многих других выдающихся мастеров. Поэтому каждый робкий росток в искусстве клоунады нужно любовно пестовать, а каждой счастливой находкой бережно дорожить.

Думаю, что конкурсы или фестивали циркового юмора, ежегодное проведение которых в конце концов станет хорошей традицией, помогут не только выявлять талантливую молодежь, но и не терять из виду даровитых комиков, неспешно ведущих творческие поиски.


СЕРГЕИ МАКАРОВ, кандидат искусствоведения

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования