Смотр исполнительского мастерства артистов эстрады и цирка в ГДР - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Смотр исполнительского мастерства артистов эстрады и цирка в ГДР

Но так давно в городах Карл-Маркс-Штадт и Цвихкау проходил очередной смотр исполнительского мастерства артистов эстрады и цирка Германской Демократической Республики.

Традиция этих фестивалей зародилась в конце 60-х годов. С тех пор Министерство культуры ГДР устраивает их раз в два года. Смотры охватывают все сферы развлекательного искусства, кстати сказать, таким единым термином наши немецкие друзья определяют эстраду и цирк. Любопытно, что конкурсы проводятся не только среди отдельных исполнителей, но и на лучшую эстрадную программу, спектакль театра-кабаре, выступление духового оркестра.

На торжественном открытии Пятого творческого смотра заместитель министра культуры ГДР Зигфрид Вагнер сказал, что основной целью этого фестиваля является повышение уровня исполнительского мастерства артистов, выявление талантливой молодежи, поиск новых путей развития развлекательного искусства. Зигфрид Вагнер подчеркнул, что конкурсу предшествовала большая организационная работа, проводившаяся Комитетом развлекательного искусства, который возглавляет генеральный директор Петер Черни. Предварительно в разных городах ГДР было просмотрено несколько сотен исполнителей, затем лучшие из них приехали на заключительные концерты в Карл-Маркс-Штадт и Цвихкау.

За десять дней было показано тридцать шесть программ, составленных из разнообразных номеров. Здесь выступили конферансье, балетные ансамбли, небольшие музыкальные «Бит» и «Рок» группы, жонглеры, веитрологи, дрессировщики, музыкальные эксцентрики, акробаты и представители других жанров. Среди участников фестиваля были певцы с мировыми именами, такие, как Франк Шёбель, Вероника Фишер, Моника Хауф и Клаус-Дитер Хенклер. Рядом с ними на эстрадных подмостках Карл-Маркс-Штадта и Цвихау показали свое искусство начинающие артисты, которым еще предстояло обрести любовь и популярность зрителей.

Разумеется, я старался посмотреть как можно больше программ, но, признаюсь, особый интерес у меня вызывали номера оригинального жанра и цирковые. Их было много. И, естественно, лучшие из них стали лауреатами фестиваля. Они продемонстрировали высокое исполнительское мастерство, стремление к творческому поиску. Об этих номерах хочется рассказать поподробнее.

Прежде всего остановлюсь на выступлении учащихся Берлинской школы циркового искусства. Воспитанники этого учебного заведения показали два групповых номера — «Акробаты с подкидными досками» и «Икарийские игры». Они покорили зрителей и членов жюри молодым задором, высоким профессионализмом, сложными трюками. Например, с подкидной доски девушка проделывала тройное сальто. Или еще: верхний взлетал на колонну из трех человек. Если учесть, что выступление проходило на сцене, то можно понять, как это усложняло демонстрацию трюков. В номере «Икарийские игры», где использовались три пьедестала-подушки, также демонстрировались непростые комбинации, заканчивающиеся двойными сальто. Героем этого произведения стала обаятельная девчушка. Она смело и весело исполняла головокружительные пируэты и буквально очаровала весь зрительный зал.

К достоинствам этих номеров надо отнести также удачное пластическое, музыкальное, световое, художественное решение. Чувствовалось, что режиссеры Гернод Эмсфельд и Бруно Вахсмут приложили немало сил, создавая эти акробатические труппы. Не случайно жюри отметило их работу дипломами лауреатов конкурса.

Уместно заметить, что в прежние годы на смотрах, как правило, вручалось три модели: золотая, серебряная, бронзовая соответственно за первое, второе и третье место. В этот раз Министерство культуры ГДР отказалось от такого поощрения участников фестиваля. Лучших артистов, режиссеров, авторов, балетмейстеров ждали дипломы. Новая форма награждения, как справедливо посчитало руководство, больше отвечало задачам, стоящим перед жюри.

Дипломы получили не только бесспорные мастера развлекательного искусства, например музыкальный ансамбль «Электро» или группа «Лифт», но и артисты, идущие по пути творческого поиска. Так, радостным открытием фестиваля стал эксцентрический номер «КА и КО» а исполнении двух молодых людей. Если говорить о трюковой части выступления, то она не впечатляла. В конце номера верхний стоял на одной руке на голове нижнего. Это самый сложный трюк, показанный двумя акробата-ми-эксцентриками. Вот, собственно, и все. Однако главное, чем номер выделялся из ряда других, это комедийными масками партнеров, их манерой поведения. На сцене действовали два чудака. Один — удивительно медлительный. Складывалось впечатление, что он прямо-таки спит на ходу, а второй — растерянный торопыга. Он все старался растормошить флегматичного приятеля, а а результате попадал в смешные положения. Партнеры натыкаются друг на друга, путают шляпы, не могут расцепить руки, одним словом, используют весь набор классических «гэгов», но при этом одухотворяют их смешными актерскими обыгровками.

Не менее интересен номер, также решенный в комедийном ключе, — «Лерри и партнерша». В нем участвуют эксцентрик на моноцикле и ассистентка. Необычны взаимоотношения партнеров. Она — этакая педантичная дама, лишенная чувстве юмора, иными словами говоря, «синий чулок». Ассистентка неусыпно следит за ленивым и трусоватым эквилибристом, как бы насильно заставляя его выступать. А он, бедный, очутившись между двух огней — строгой дамой и непокорным моноциклом, — мечется по сцене, оказываясь в различных комедийных ситуациях. Ко всем прочим неприятностям у нерадивого балансера отрывается подтяжка и, конечно, создает дополнительные трудности, а заодно и комические положения. Так, эквилибрист спешит поскорее упрятать болтающуюся подтяжку за пояс и якобы случайно опутывает резиной то лестницу, по которой взбирается на моноцикл, то собственные руки, то даже ассистентку, переворачивая ее вверх тормашками. Забавные эволюции происходят внезапно и выглядят смешно. Причем поведение комика и его партнерши удивительно органично. Выступление их, надо сказать, сопровождалось взрывами гомерического хохота.

Как мне рассказывали, эти артисты долго мучились в поисках собственного решения номера, и тем радостнее был их неожиданный взлет на конкурсе.

К разряду оригинальных выступлений, снискавших успех у публики и членов жюри, следует отнести вентролога Гюнтера Вокса. Его собеседниками на сцене были поочередно любопытный, непослушный лягушонок и ворчливая, надутая мама-лягушка. После того, как артист продемонстрировал своих болтливых кукол, он вызвал из зрительного зала юношу и девушку, с тем, чтобы они также приняли участие в номере. Желающие находились, и далее артист разыграл веселую сценку с помощью новых партнеров. Правда, они на сцене не произнесли ни одного слова, а лишь молча открывали рты. Говорил же за них то мужским, то женским голосом Гюнтер Воке. В один из моментов беседы артист как бы путал голоса и тогда девушка начинала произносить фразы густым басом, а юноша нежным дискантом. Это производило поразительный эффект. От смеха не могли удержаться даже новоявленные партнеры вентролога.

В русле модного сейчас на эстраде направления, так называемого «фономима», был показан номер «Балерина и музыкант». Суть приема, на котором построено выступление, заключается в том, что все действия исполнителей уложены в музыку, записанную на магнитофонную пленку. Каждое движение как бы озвучено. Такой принцип широко применяется цирковыми клоунами, эстрадными пантомимистами.

Так вот. На сцену выпорхнула изящная балерина, а следом за ней появился музыкант с виолончелью. Полились звуки нежной музыки, танцовщица исполнила несколько классических па, как вдруг аккомпаниатор скрылся за кулисами, но тотчас вернулся и преподнес опешившей танцовщице букет цветов и как ни в чем не бывало продолжал музицировать. Балерина, встрепенувшись, лихорадочно проделала несколько движений, но. к сожалению, сбилась. Отложив в сторону инструмент, аккомпаниатор подошел к удивленной танцовщице и показал как надо выполнять различные фигуры. После чего вновь взялся за смычок.

Балерина настолько поражена, что беспрекословно выполняет все указания новоиспеченного балетмейстера, а тот деловито водит по струнам смычком, не забывая руководить танцовщицей. Однако у нее вновь происходит заминка. Тогда, отложив виолончель, маэстро выносит на сцену граммофон, и дальше балетное выступление идет а сопровождении изрядно затертой пластинки. Аккомпаниатор становится партнером танцовщицы. Эксцентрический дуэт, продолжая выступление под граммофонную музыку, постепенно переходит от балетных фигур к акробатическим комбинациям. В конце происходит, как говорится, полный кавардак. Пластинку заедает, она то скрежещет, то принимается куковать, то свиристит. Граммофон не выдерживает и взрывается. Дым окутывает сцену и танцоров, потерпевших фиаско.

Возможно, познакомившись с описанием номеров «Дерри и партнерша», «Ка и Ко», «Балерина и музыкант», вентролога Гюнтера Вокса, кто-то может подумать, будто на конкурсе преобладали комедийные произведения. Ка самом же деле здесь было много серьезных, а вернее, классических номеров, основывающихся на демонстрации хотя и сложных, но традиционных трюков. Так, к примеру, выступали жонглеры с мячами, булавами, кольцами, кубиками. Почти а каждой программе выходили акробатические дуэты. Нередко один дуэт отличался от другого не построением, а лишь цветом костюмов. Участвовали в конкурсе и воздушные гимнасты, эквилибристы на першах, балансеры на лестницах, велофигуристы, дрессировщики. Показ грациозных пуделей белой и черной масти, конечно, не оставил зрителей равнодушными. Однако красивые собаки были, пожалуй, единственным достоинством номера. Здесь явно не хватало оригинальных трюков.

Обсуждая эти программы в кулуарах, члены жюри и гости фестиваля, приехавшие из многих социалистических стран, приходили к единодушному мнению, что все-таки недостает номеров по-настоящему новаторских. Хотелось бы видеть больше режиссерских открытий. С сожалением констатировали, что уровень исполнительского мастерства порой недостаточно высок. Поэтому каждая творческая находка, либо актерская, либо режиссерская, тотчас приковывала к себе пристальное внимание членов жюри и знатоков развлекательного искусства. Так, не остался незамеченным новый молодежный ансамбль «Рок-Цирк». Выступление этой музыкальной группы проходило в форме циркового представления. Ведущий певец действовал попеременно в облике шпрехшталмейстера, рыжего клоуна, дрессировщика обезьяны, экспансивной примадонны. Причем каждый персонаж появлялся со своей песней. Певцу удалось наладить такой тесный контакт со зрительным залом, что публика словно завороженная следила за его превращениями. Артист умело дирижировал зрителями. В нужные моменты он заставлял публику подпевать, вступать с ним в беседу и даже танцевать. На сцене и в зале царила атмосфера циркового праздника, карнавального веселья. Этот ансамбль также стал лауреатом смотра. Надо особо подчеркнуть, что жюри не ограничивало свою деятельность отсевом неудачных номеров и выдачей дипломов. Каждая программа обсуждалась в присутствии артистов. Говоря о тех или иных недостатках, квалифицированные специалисты тут же давали рекомендации исполнителем, советуя исправить отмеченные недостатки. Думается, что такая форма работы жюри принесет пользу многим участникам смотра. И не только в настоящем, но и в будущем.

Вспоминая напряженные дни фестиваля, насыщенные творческими беседами и спорами, мне хотелось бы сказать добрые слова в адрес организаторов конкурса — генерального директора Комитета развлекательного искусства Потера Черни и его ближайшего помощника Роланда Вайзе. Они проделали большую работу, чтобы смотр стал праздником для артистов, зрителей и гостей, приехавших в Карл-Маркс-Штадт и Цвихау. Вне сомнения, праздник удался!

СЕРГЕЙ МАКАРОВ, директор ГУЦЭИ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования