Снайпер сатирического куплета
Где бы конферансье ни объявил выступление Павла Васильевича Рудакова — в огромном Дворце культуры или небольшом зале Центрального Дома работников искусств, на обычной эстрадной площадке или в Кремлевском Дворце съездов — аудитория взрывается аплодисментами.
И это естественно: Павел Васильевич Рудаков по праву пользуется любовью зрителей. В этой короткой статье я попытаюсь набросать лишь штрихи его творческого портрета. Основное оружие Рудакова — частушка и куплет. Правда, ему, артисту разносторонне одаренному, удается и лирический монолог, как это было, к примеру, в программе «Сделано в Ленинграде», и конферанс; он мастерски владеет искусством перевоплощения. Но в куплетах и четырехстрочной частушке он наиболее находит себя.
Казалось бы, что может быть проще элементарной частушки — ведь испокон веков слагают ее тысячи людей и поют миллионы. Но суть в том, что частушки и куплеты, исполняемые Рудаковым и его партнером, насыщены проблемами сегодняшнего дня, что они, как правило, удивительно точно, по-снайперски бьют в цель. Сатирической мишенью артиста является все то, с чем борется наше общество. Моментально доходящий до зрителя смысл текста, а через миг проступающий в нем более сложный подтекст — такую частушку ищет и творит Рудаков.
Вот Павел Васильевич исполнил со своим партнером очередную частушку — с последним ее словом в зале возникает взрыв смеха. А через мгновение снова взрыв — это «дошел» подтекст и, значит, достигнута цель, в которую направлена сатирическая стрела. Чтобы достичь таких результатов, конечно же, требуется большой труд, настойчивый, глубинный поиск. Постоянный поиск материала, словесной формы, музыкального оформления.
Я встретилась с Рудаковым в Ленинграде в дни работы городской партийной конференции. Павлу Васильевичу предстояло выступить в концерте для ее участников. К выступлению он готовился предельно тщательно и серьезно: вчитывался в отчетный доклад, беседовал с десятками людей. И так бывает перед каждым концертом артиста, когда он приезжает в новый город: он ищет, упорно ищет острые темы, волнующие тех, кто сидит в зале.
Материал, который использует Рудаков для частушек и куплетов, может быть локальным, иногда даже однодневным. В Купчине (под Ленинградом) плохо налажен транспорт, в Благовещенске — канава у самого театра. В частушках, родившихся из этих непосредственных наблюдений, Рудаков непременно обобщит эти факты, направит острие сатиры против нерадивых хозяйственников и бюрократов. Тогда частушка, спетая по радио, скажем, в Ленинграде, отзовется смехом и во Владивостоке, и в Иркутске...
Павел Васильевич хотя и редко пишет сам, но по праву может считаться соавтором литераторов, которые готовят для него репертуар, точно улавливая замысел, стиль, манеру, наконец, гражданственную позицию артиста. Среди этих литераторов — В. Гальковский, В. Константинов, В. Рацер, Я. Грей, П. Левицкий. Каждый из них может засвидетельствовать, насколько существенны советы Рудакова, как порой подсказанное им одно слово совершенно по-иному «поворачивало» частушку или куплет.
Оперативность критики — один из основных принципов сатирика. Артист творчески беспокойный не ждет, пока авторы принесут ему свои темы. Рудаков всегда ищет сам свежие, интересные факты. Его рабочий стол обычно завален газетами, журналами, письмами. Известное правило куплетистов 20-х годов: «Утром в газете — вечером в куплете» — для него закон. Но к газетной информации он непременно прибавляет запас личных наблюдений, сообщения «собственных корреспондентов». Да, я не оговорилась: подобно газете, Павел Васильевич имеет немало добровольных «собкоров», из чьих заметок и писем он берет порой только строку или какое-нибудь самобытное слово. Но значение этих корреспонденции в другом, более важном: почта подсказывает артисту свежие темы, которые порой еще не успели даже попасть в газету.
Это — о материале, о репертуаре. Не менее труден и поиск форм его сценического воплощения. Вот куплеты написаны; их надо подготовить в своей, рудаковской манере. Павел Васильевич отрабатывает с партнером сценический диалог, отделывает тональность каждой строчки, ищет нужный жест, соответствующую мимику. Тогда-то и появляется то, что мы называем «маской Рудакова».
Какова же она, эта маска? Мы привыкли к тому, что Павел Васильевич выглядит на сцене этаким равнодушным, бесстрастным человеком, что у него ленивый, будто заспанный голос. И только к заключительной строке куплета, когда зрительный зал уже громыхает смехом, на лице артиста появляется едва приметная лукавая улыбка. История возникновения исполнительской манеры Рудакова достойна, может быть, отдельного очерка. Я хочу лишь отметить, что сам артист считает ее началом те годы, когда он служил в армии.
В 1941 году слесарь Тульского оружейного завода Рудаков, начавший свой артистический путь в заводском драматическом кружке, уходит добровольцем на фронт. Как и миллионы советских патриотов, он участвует в боях. Именно здесь, на войне, зрел «тёркинский» характер его таланта. Выступления Рудакова, который «по совместительству» руководил в годы войны художественной самодеятельностью соединения, были настоящим праздником для бойцов. В короткие минуты отдыха Павел Рудаков находил полянку — «сцену» и вместе с товарищами на ходу репетировал им же написанные куплеты и интермедии. Теперь имя заслуженного артиста РСФСР П. Рудакова стоит в ряду имен ведущих мастеров нашей эстрады. Зрители любят его за высокую гражданственность, за искренность и музыкальность, за юмор. Вместе со своим партнером Станиславом Лавровым Павел Рудаков образует добротный сплав таланта и подлинно комедийной изобретательности.
Л. УМАНСКАЯ
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий