Соло-эквилибристка Нина Носкова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Соло-эквилибристка Нина Носкова

Необъяснимое чувство изумления, радости охватило Нину. Восторженность вообще не оставляла ее в эти дни. Еще бы! Неделю назад закончила Цирковое училище. И вот — первый город на ее гастрольном пути. Она знакомилась с ним, бродила по улицам и набрела на удивительное собрание малой декоративной скульптуры. И не могла оторвать глаз.

Вечером в Кировском цирке ее представляли так же торжественно, как и бывалых артистов:

—  Соло-эквилибристка Нина Носкова!

Она старательно исполняла все нелегкие трюки. А днем снова бежала любоваться глиняными фигурками. Кого только не было в этом собрании знаменитых дымковских расписных игрушек! Дамы в шляпках и кринолинах, под зонтиками, кавалеры на лошадях, клоуны, наездники, водоноска, барыня с ребенком, олени и лошадки. Удивительно красочный мир. Яркие выпуклые характеры.

Давно это было. Шли годы. Менялись города и цирки. А первого забыть не могла. Исподволь созревала мысль о художественно совершенном произведении. Нет-нет, причин для недовольства не было.

Легко и изящно в стойке на руках она поднималась по лесенке до пьедестала. Вставляла в него две тросточки и переходила в стойку на руке, затем снова в стойку на двух, но лишь для того, чтобы опуститься в крокодил (тело, вытянутое параллельно манежу и покоящееся на локте полусогнутой руки, и впрямь напоминает это пресмыкающееся). В таком положении вращалась. Затем становилась в копфштейн.

Приближался финал. Надо было собрать все силы и волю. Между двумя стопками разноцветных кубиков (в каждой — по десять) становилась в стойку на руках. Перенеся тяжесть тела на одну руку, второй снимала кубик и ставила на пьедестал, теперь тяжесть переносила на эту руку, а другой снимала со второй стопы кубик. По сторонам горка уменьшалась, а под руками росла. Начиная с четвертого, когда был готов своеобразный пьедестал из кубиков, продолжая наращивать его, переходила в крокодил то на одну руку, то на другую. Семь раз в одну сторону и семь в другую. Сбрасывала кубики и спускалась в стойке на руках по лестнице.

Ни одного слабого трюка. Разумеется, этим не исчерпывался ее репертуар. Могла еще более усложнить его. Но что изменилось бы от этого? Необходим принципиально новый подход превратить трюки из сложного физического действия а основное средство художественной выразительности. Мечтала сыграть роль.

А почему бы и нет? В училище вдохновенно и трогательно играла в студенческих спектаклях. Хорошо играла. Недаром в тюз приглашали. Да разве могла расстаться с цирком? Играть и в манеже можно. И должно. И она все думала, что и как играть. Вариантов было много. Решила: воплотиться в оживающую куклу.

Конечно же, Дымка! Мысль о ней подспудно жила годами. Но не было опыта, чтобы воплотить мечту. Нина зарылась в книги. Читала все. что было написано о работах дымковских мастеров. Стремилась познать тайну немеркнущей красоты созданий народных мастеров. И зажил в воображении номер. Она в окружении игрушек на вращающемся пьедестале. Это создаст иллюзию карусели, обогатит статичный жанр, определит темп номера. При вращении все будет хорошо видно. Правда, это принесет дополнительные трудности. На неподвижной основе есть точка перед глазами и легко сохранить баланс. А как быть, когда все вертится? Как победить коварную центробежную силу? Самой вращаться проще, чем сохранять равновесие в движении. Пришлось переучиваться.

С помощью режиссера В. Лисина, балетмейстера Т. Сац, художника И. Радыгина Нина добилась образности. динамичности, скульптурности форм, лаконизма языка и красок. Она играет упоенно, чуть-чуть с озорством, пробуждает фантазию зрителей, уводит их в сказочный мир с его героями и законами.

...Вертится карусель. Маленькая. Необычная. Проплывают в свете прожекторов яркие, многократно увеличенные игрушки: кукла, олень, барыньки, конь. Своеобразием. национальным колоритом известны они всему миру.

...Вертится карусель. Что за номер будет? Цирковые зрители привыкли по реквизиту угадывать, с кем предстоит встреча. Сейчас же в затруднении. И объявление не помогло:

— Русский сувенир! Исполнительница — дипломант Всесоюзного конкурса артистов цирка Нина Носкова!

...Вертится карусель. Звенит задорная плясовая мелодия. А артистка-то где?

Вдруг кукла резко повернула голову в одну сторону, в другую. Поднялась. Задвигалась по-кукольному — чуть неуклюже и угловато. Ах, как приятно! Худо, совсем худо неподвижно сидеть на пьедестале. Да может ли она насладиться радостью свободы, если друзья все еще недвижимы? Готова постоять за них.

Сущность номера — в поступках куклы. Благородство и чистота героини диктуют точную линию поведения. В борьбе за освобождение друзей она преодолевает различные трудности. Осмысленность действий определяет трюки.

Заметила: олешек в борьбе рога обломал. Приставить, что ли? Начала пристраивать. Движение увлекло, и она вышла в стойку ка руках. Уж как-то неловко стоять но обломках Сбросила один за другим, как некогда кубики. А сама перешла в крокодил. Чуть не слетела. Едва успела оседлать олешка. Рывок был сильным. Вращение прекратилось. Шпорила, шпорила оленя, даже пошлепала легонько. Ничего не помогает. Слезла. Решила за лошадку взяться. Потянула за поводья — ни с места! Еще раз-другой...

Неожиданно дрогнула карусель и пошла. Девчонка-кукла, конечно, утратила равновесие и опрокинулась в стойку на голове, а затем, когда приноровилась к вращению, опустилась на спину лошадки, как заправская наездница. Дескать, вот мы какие! Похвастала и снова не устояла, плюхнулась на живот. Завертелась волчком. Не такая уж она неловкая! Сможет помочь друзьям. Заплясала от радости. Вскочила на головы чопорных барынек (так им и надо!), не переставая приплясывать. Вышла на их головах в стойку на руках. Так и вращалась. И снова опустилась на головы барынек, продолжая пляску. Приблизилась к шару. Быть может, на нем можно покатить за подмогой? Надо же освободить друзей...

Такие шары, только поменьше, во время вятских народных праздников пускали с гор. Стала на шар руками и медленно покатила его вниз. Ни на миг не утратила равновесия. Под музыку, весело приплясывая убежала. С верой, что возвратится, не оставит друзей в беде.

Что это — рядовой номер эквилибристки? Нет, принципиально новый. Разносторонние данные артистки помогли успешно справиться с нелегкой художественной задачей. Что ж, сувенир получился. Добрый сувенир!

И. ЧЕРНЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100