В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Соло для слона с оркестром

Итак, вот она — долгожданная цирковая кинокомедия. И не просто комедия, a комедия эксцентрическая, что явствует даже из ее названия: «Соло для слона с оркестром»... А главное, мы видим на экране наш любимый цирк во всем его великолепии, жанровом многообразии, со всем богатством номеров, со вкусом подобранных, снятых щедро и изобретательно.

Перед зрителями проходит целый парад мастерства советского циркового искусства. Дрессировщики зверей И. Бугримова и В. Филатов, акробатическая группа «Романтики» во главе с В. Довейко, джигиты Д. Тугановой, эквилибристы на першах Костюк, акробаты на верблюдах Беллей, воздушные гимнастки Бубновы, эквилибристы с кольцами Бернадские, конный номер «Свобода» А. Соколова, ренские колеса Давидович, турнисты Бессараб, группа прыгунов «Черемош»... Впрочем, не хватило бы, наверное, целой страницы, чтобы перечислить участников представления, занятых в кинокомедии.

Создатели фильма не жалеют метража для показа цирковых номеров. И делают это с блеском. Особенно хороша операторская работа. Оригинальные, порой совершенно неожиданные ракурсы, рапидная съемка, стопкадры в сочетании с эффектными цветовыми решениями рождают увлекательное калейдоскопическое зрелище. Подлинной фееричности достигают режиссер и оркестр в кадрах балета и цирка на льду, окрашенных русским национальным колоритом.

Справедливости ради надо сказать, что заслуга во всем этом не только постановщика фильма (Олдржих Липский) и оператора (Ярослав Кучер), но в равной степени и режиссера цирковой программы — народного артиста РСФСР Марка Местечкина.

Что касается чисто кинематографических достоинств, то это безусловно наличие мысли при внешней праздничности циркового зрелища, неизменно присутствующей в тех кадрах, где исполнители демонстрируют свое виртуозное, на первый взгляд вроде бы дающееся им так легко, мастерство. Возможности человека безграничны, как бы говорят нам создатели фильма, стоит ему захотеть и он может совершить невероятное... Но не по мановению волшебной палочки, а только трудом, только полной самоотдачей.

И мысль эту доносят до зрителя авторы фильма как бы изнутри, особенно через крупные планы, где мы видим то, что обычно недоступно публике: внутреннее напряжение, предельную собранность артистов.

Сюжетные перипетии фильма, его комическая часть также утверждают нас в том. что человек всесилен, все его мечты и желания, даже самые фантастические, могут сбыться. Но здесь это решается, как и положено эксцентрической комедии, путем удивительных трюков, путем волшебных превращений, короче говоря, обычных чудес. И, действительно, какой же это цирк без сказочных происшествий? Ведь он сам по себе необъяснимое чудо!

И чудеса тут, как правило, веселые Разве не смешно, когда гость из Индии ходит по потолку? Или иллюзионист, по ошибке выпивший предназначенное другому снотворное, вдруг засыпает на манеже, оставляя запертой в «волшебном» шкафу зрительницу? Словом, фантазия авторов фильма (сценаристы Яков Костюковский, Олдржих Липский, Милош Мацоурск, Морис Слободской) не дает зрителям соскучиться...

Наверное, а этом месте читатель невольно может задаться вопросом: раз в фильме, да еще в комическом, показан цирк, кто же занят в нем из клоунов?

Как это ни парадоксально, но в новой цирковой кинокомедии ни тех, ни других нет. Заменяет их игровой комический сюжет. Те смешные ситуации, в которые попадают актеры, занятые в кинокартине, возмещают отсутствие клоунов, без которых, казалось бы, невозможно современное цирковое представление.

И здесь безусловно задает тон Евгений Леонов. Роль у него нс бог весть какая выигрышная — директор цирка, на голову которого сваливаются различные напасти и неурядицы. Но Евгений Леонов успешно преодолевает некоторую шаблонность отпущенного ему сценарного материала. Он доверителен, мягок, даже иногда трогателен в своей искренности и, что самое главное, нередко заставляет нас смеяться. Короче, это Клоун в самом высоком понимании этого слова! Вместе с ним в своеобразных киноинтермедиях (иначе их не назовешь) заняты известные чехословацкие и советские киноактеры. Ива Янжурова (мисс Уистлер), Иржи Совак (профессор — «зоофилолог»), Юрий Волынцев (инспектор манежа), Савелий Крамаров (униформист), Алексей Смирнов (иллюзионист), Евгений Моргунов (ревнивый зритель).

Надо отдать должное сценаристам, придумавшим немало забавного. Тут и простуженный слон, который парит ноги в корыте и говорящая собачка Арчибальд, умеющая в зависимости от национальности «собеседника» благодарить его на различных языках («пардон», «сори» и т. д.) и немало других веселых эпизодов.

Одну из главных ролей исполняет Александр Леньков. Буфетчик, мечтающий стать артистом, 8 его исполнении необычайно правдив, обаятелен, начисто лишен ходульности. А. Леньков показал себя и хорошим комическим актером и, что свидетельствует о многогранности его дарования, неплохо освоил ряд чисто цирковых жанров, в которых ему пришлось дебютировать.

В фильме снимались также Наталья Варлей, играющая роль молодой цирковой артистки Тани, и Леонид Куравлев — мечтательный ревнивец в «любовном треугольнике», учиняющий всяческие каверзы своему сопернику (А. Леньков).

Я умышленно обхожу подробности сюжета, так как он весьма условен. Завязка его — приезд зарубежных ученых на конгресс «зоофилологов» и их знакомство с советским цирком — довольно удачная находка, позволившая авторам сценария вовлечь своих героев в выигрышные комедийные ситуации. Однако в дальнейшем развитие сюжета идет само по себе, почти независимо от циркового представления (если не считать эпизодов с иллюзионистом), то есть цирковые номера в большинстве своем «не работают» на драматургию фильма... Как тут не вспомнить блистательный «Цирк», где каждый номер «вписывался» в сюжетную линию, помогал ее раскрывать чисто цирковыми средствами!

Но зато авторам фильма удалось показать разносторонне и в таком объеме советский цирк. И все же надо быть благодарными за то чудесное, назовем его скромно, комедийное киношоу, которое безусловно по достоинству оценят как поклонники манежа, так и любители кино.

Фильм «Соло для слона с оркестром» — совместное производство чехословацких и советских кинематографистов (студий «Мосфильм» и «Баррандов»). Приятно, что содружество оказалось плодотворным. Надо надеяться, что оно будет продолжено, и мы станем зрителями новых работ с участием мастеров искусств обеих стран, в том числе и работ, посвященных цирку и эстраде.

ВИК. МАРЬЯНОВСКИЙ

оставить комментарий
 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100