Советский цирк в Англии и Голландии
Когда мы, артисты советского цирка, гастролируем за рубежом, газеты, как правило, не только отмечают успех отдельных исполнителей, но и обязательно пишут о единстве всего циркового спектакля, о праздничной атмосфере, царящей на манеже.
Будучи участником многих гастрольных поездок, я воочию убедился, что для подобного успеха помимо отточенного мастерства, актерского таланта необходимы такие качества, как чувство долга, товарищество, дружба, взаимовыручка — все то, что присуще советским людям и что неизменно ощущают зрители, присутствуя на наших представлениях или встречаясь с нами лично.
Недавно мы вернулись из гастрольной поездки по Англии и Голландии. Одиннадцать лет наш цирк не был на Британских островах. Уже одно это накладывало на нас особую ответственность. Готовились мы тщательно. И тому, что гастроли прошли с успехом, в значительной мере помогли сплоченность всего коллектива, настоящая дружба и товарищество. Не было у нас премьерства, и никто не ходил забытым. Действительно мы жили и работали по принципу: «Один за всех, все за одного». Отработав свой номер, каждый старался помочь товарищу.
Кроме нашей страны, во всем мире, как известно, крайне мало специальных цирковых зданий, их буквально можно пересчитать по пальцам. Англия не составляет в этом отношении исключения. Поэтому работать нам приходилось в спортивных залах, мало, конечно, приспособленных для демонстрации цирковых номеров. И здесь неоценимую помощь всем «воздушникам» при подвеске и размещении аппаратов оказывал опытнейший В. Волжанский. Не только великолепный канатоходец, но и одаренный конструктор, он быстро находил самые простые и удобные решения.
Если «воздухом» заведовал Волжанский, то манеж также добровольно взял на себя хорошо понимающий специфику, так сказать, наземных жанров В. Асмус. Между прочим, это было далеко не просто, если учесть к тому же, что каждый раз на новом месте нам приходилось, по существу, заново строить манеж. Ни Волжанского, ни Асмуса никто не обязывал заниматься всем этим. У них были свои собственные номера, свое беспокойное хозяйство, так что дел нм хватало и без того. Но ими руководило высокое чувство товарищества, ответственности за успех общего дела.
Стать же заинтересованно в общем успехе работали и все остальные. Помню, как-то на одном из представлений Ирина Шестуа повредила руку. И хотя жаль было лишаться в программе хорошего номера, мы, оберегая артистку от более серьезной травмы, запретили ей на некоторое время работать. Но вечером следующего же дня. перед представлением, она подошла к Волжанскому:
— Может быть, я сегодня все-таки выступлю, а? Поговорите с Олегом Константиновичем...
Примеры ответственного отношения к делу, дружеской помощи и взаимовыручки можно было бы умножить. Уж как-то очень удачно сложился у нас в этой поездке коллектив. Потому и работали мы с особым подъемом, потому и запомнилась эта поездка особо. Запомнилась, конечно, и интересными знакомствами, встречами, эпизодами.
В Лондоне к нам пришли в гости супруги Билл Траверс и Вирджиния Маккенон, создатели фильма «Рожденная свободной». Этот фильм о судьбе львицы обошел экраны всего мира. Демонстрировался он и в нашей стране. Супруги пришли не одни, а со своими прелестными ребятишками и провели у нас целый день. Это не первая их встреча с советскими людьми. В 1961 году они были в Москве на кинофестивале и сохранили о нашем городе и москвичах самые теплые воспоминания.
Жизнь животных — постоянная сфера их интересов. Они сняли еще фильмы о слонах в Кении, о бобрах. Есть у них и другие ленты. Билл — режиссер. Вирджиния — драматическая актриса и писательница, автор книги "Те животные, которые имеют хвост". Наши любители киноискусства могли видеть ее в фильме С. Бондарчука «Ватерлоо», где она исполняет роль графини Ричмондской. А в то время, когда мы были в Лондоне, Вирджиния Маккенон готовила в одном из театров роль Маши в пьесе Л. Чехова «Три сестры». Словом, у нас было о чем поговорить.
Там же, в Лондоне, у меня лично произошла любопытная встреча. Общество клоунов пригласило меня посетить их музей, который, как выяснилось, расположился, в костеле. Оказалось, что настоятель — страстный поклонник искусства клоунады и у него собрана огромная коллекция фотографий клоунов всего мира. Есть там и снимки наших артистов.
Когда я невольно выразил удивление по поводу того, как согласуются с его духовным саном столь мирские интересы, настоятель ответил:
— В мире еще слишком много слез. Смех же это тоже божий дар, и его надо беречь и сохранять.
Я подарил музею книги и альбомы о советском цирковом искусстве.
Встреч, событий и впечатлений было много. Обо всем не расскажешь в короткой статье. Тем более, что уже одна история о том. как я добывал себе для работы собаку (моя осталась дома из-за существующего в Англии длительного карантина), могла бы вылиться в своеобразный рассказ о нравах и обычаях англичан. Кстати, она, эта крохотная собачонка, получила громкое имя Биг Бен — Большой Бен, по имени знаменитой лондонской башни с часами. В цирке надо оставаться верным цирку.
Вряд ли есть смысл не только рассказывать, но даже перечислять достопримечательности и музеи Лондона, где мы. конечно, побывали. Все это многократно описано. Но сказать о посещении нами могилы Карла Маркса на Хайгетском кладбище хочется. Здесь мы, советские люди, испытываем особое чувство, ничего общего не имеющее с туристскими эмоциями и праздным любопытством.
Если гастроли в Англии прошли очень успешно, то последовавшие за ними гастроли в Голландии иначе, как триумфальными, не назовешь. После каждого спектакля публика стоя устраивала нам овацию, газеты посвящали советскому цирку целые полосы. Так было и в Амстердаме и в Гронингене.
Желающих увидеть наши представления было так много, что еще задолго до окончания гастролей нас уже посетил стотысячный зритель. Об этом мы объявили во время спектакля, а в конце его мне предоставили честь вручить счастливому обладателю билета две туристские путевки в Советский Союз. Питер Дикмейер и его супруга Майке Дикмейер и в самом деле были счастливы. Публика же восприняла все это с необыкновенным энтузиазмом, аплодисменты н одобрительные возгласы долго не смолкали.
А как передать наши чувства в этот вечер? Да и не только в этот! Представьте себе начало спектакля: звучит наш гимн, бьют куранты — и зал разражается бурной овацией и восторженными криками. И становится совершенно ясно, что зрители приветствуют нас не только как артистов. но и как представителей великой Советской страны. Что может быть дороже этого?
И, вернувшись из поездки домой, мы храним в памяти те добрые чувства, которые проявляли к нам зрители, бережем и будем беречь дружбу, которая сплотила наш коллектив, помогла каждому проявить свои лучшие гражданские, человеческие и профессиональные качества.
Прекрасная вещь чувство локтя!
оставить комментарий