Советскому цирку 60 лет. Анатолий Колеватов - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Советскому цирку 60 лет. Анатолий Колеватов

Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», подписанный В. И. Лениным 26 августа 1919 года, принес цирку права гражданства, признал его воспитательное значение, включил в систему народного просвещения страны. 26 августа официально считается днем рождения советского цирка. И в этом месяце ему исполняется шестьдесят.

Наш корреспондент обратился к генеральному директору «Союзгоцирка» Анатолию Андреевичу КОЛЕВАТОВУ с просьбой рассказать о юбиляре.

В моей статье, открывавшей январский номер журнала, был сделан краткий обзор становления советского циркового искусства. Дабы не повторять самого себя, не стану здесь рассказывать о пути, пройденном нашим цирком за эти годы, а просто приведу цитату из очерка, помещенного в сборнике «Советский цирк. 1918—1938», изданном под общей редакцией известного искусствоведа Е. Кузнецова.

Акробат Семен Иванович Маслюков так описывает нравы цирка начала века: «Мы начали работать в программе — шли первым номером. А днем репетировали и дежурили у дверей директора Лара в ожидании получки причитающихся денег. Лар не разрешал работникам цирка входить к нему, пока сам не смилостивится и не вышлет спасительный полтинник... После представления мы отправлялись спать в большом ковре — том самом ковре, который раскладывался на арене во время спектакля. Спали мы вместе с кучерами, билетерами и униформистами, закутавшись в ковер».

Несколько ниже читаешь: «Коряво я тогда прыгал — ведь сам научился, без руководства и помощи. В то время секреты профессионального мастерства были замкнуты от постороннего глаза на тридесять замков... Все хорошее, ценное, интересное было засекречено, и, если осмелишься спросить опытного артиста, как правильно сделать тот или иной прыжок, получишь насмешливый ответ...»

Как разительно непохоже все это на жизнь современной цирковой молодежи, которая приобретает знания и профессию в цирковых училищах Москвы, Киева и Тбилиси. Закончив обучение, начинающие артисты получают возможность демонстрировать свое искусство в настоящих цирках-дворцах, а их у нас шестьдесят два. Живут в благоустроенных цирковых гостиницах, которые имеются почти повсеместно.

Если же молодым специалистам потребуется помощь, им ее окажет не только режиссер, но и любой старший товарищ. Сейчас в Союзгосцирке, как никогда ранее, широко развернулось движение наставничества. Деятельности наставников был недавно посвящен вечер в ЦДРИ, на нем выступили и поделились опытом работы с молодежью народная артистка СССР Ирина Бугримова, народный артист РСФСР Марк Местечкин, народный артист РСФСР Владимир Волжанский и другие.

Выполняя постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», Союзгосцирк уделяет большое внимание молодым исполнителям. Из общего количества крупных произведений, намеченных нашим пятилетним планом, более двадцати готовит молодежь. К 60-летию ВЛКСМ был создан молодежный коллектив, успешно показавший в Московском цирке на Цветном бульваре программу «Начало пути». В состав художественного совета Союзгосцирка и государственной тарификационной комиссии включены молодые артисты. С 1976 по 1978 год были проведены два творческих конкурса. Среди пятидесяти лауреатов и тридцати семи дипломантов конкурсов — 75 процентов молодых исполнителей.

Результаты нашей работы с молодежью оценены высоко — впервые звания лауреатов Ленинского комсомола присуждены семнадцати цирковым артистам: акробатам-вольтижерам под руководством В. Шемшура, участникам «Икарийских игр» под руководством А. Кузякова, группе эквилибристов под руководством Э. Вернадского, жонглеру С. Игнатову и клоуну Ю. Куклачеву.

Все сказанное свидетельствует о том, что люди советского цирка живут активной жизнью строителей коммунистического общества. Они являются носителями и пропагандистами передовой советской идеологии. Одна из их важнейших задач — своим искусством содействовать коммунистическому воспитанию людей. Руководство Союзгосцирка совместно с партийной и профсоюзной организациями принимает все меры к тому, чтобы задачи эти успешно выполнялись.

Нами разработаны планы комплексных мероприятий по улучшению культурного обслуживания трудящихся Сибири и Дальнего Востока в свете указаний и рекомендаций товарища Л. И. Брежнева, высказанных во время поездки в эти районы, а также по реализации июльского (1978) Пленума ЦК КПСС об улучшении культурного обслуживания сельского населения.

Значительная роль в выполнении намеченного принадлежит передвижным циркам и коллективам «Цирк на сцене», обслуживающим в основном новостройки и сельских жителей. Однако в стационарах и дворцах спорта крупных сибирских и дальневосточных центров в этом году были также подготовлены яркие, интересные представления, в них участвовали народный артист СССР Юрий Никулин и заслуженный артист РСФСР Михаил Шуйдин, народный артист РСФСР Владимир Волжанский, познакомивший сибиряков с новым грандиозным спектаклем — «Прометей»; там был показан аттракцион «Акробаты на качелях с медведями», созданный народным артистом РСФСР Венедиктом Беляковым и получивший в 1978 году на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло высший приз — «золотого клоуна», мастерство свое демонстрировали лауреаты премии Ленинского комсомола эквилибристы Вернадские, дрессировщик хищников народный артист РСФСР Иван Рубан и многие, многие другие.

Создавая новые произведения, предусмотренные нашим пятилетним планом 1976-1980 годов, мы всемерно стремимся повышать их идейно-художественный уровень. В результате на манежах появился ряд новаторских произведений: «Слоны и тигры», дрессировщики — Долорес и заслуженный артист РСФСР Мстислав Запашные; иллюзионный аттракцион народного артиста Азербайджана Хосрова Абдулаева; пародийно-сатирический спектакль «Поющие бизоны» — руководитель Александр Родин; акробатический ансамбль «Масленица» Бондаревых; воздушный полет «Единство» — руководитель Владимир Ракчеев и ряд других.

Особое внимание в плане уделено дальнейшему развитию национальных цирков. Программа казахского коллектива «Земля чудес»,, получившая первое место на смотре, проводившемся в честь 60-летия Великого Октября, в этом году была удостоена высокой чести выступать в Московском цирке на Ленинских горах в дни празднования 25-летия освоения целины. К 60-летию республики подготовлено новое тематическое представление для Башкирского коллектива, создан сюжетный спектакль в цыганском коллективе, ведется активная работа по выпуску программы для циркового коллектива Киргизии.

Союзгосцирк всемерно укрепляет и расширяет связи с союзами писателей и композиторов. В целях привлечения авторского актива с декабря 1978 года по май 1979 года впервые совместно с Союзом писателей СССР проводился конкурс на лучшие репризы и клоунады.

Наше творческое объединение большое внимание уделяет подготовке сценариев к юбилейным датам, подготовке репертуара для сельских зрителей, тружеников Сибири и Дальнего Востока, сценариев для детей, произведений на злободневные темы. Постоянно обновляется репертуар коверных. Ведется работа по созданию репертуара для «Цирка на сцене». И все же в этой области нам предстоит еще немало потрудиться, чтобы достичь желаемых результатов.

Сегодня совершенно новое значение в цирке приобретает режиссура. Теперь создание самого короткометражного номера не мыслится без участия постановщика. Но пока у нас лишь в двадцати восьми стационарах имеются штатные режиссеры. Правда, в ГИТИСе состоялся один выпуск очного отделения режиссеров манежа. Выпускники распределены по циркам. Однако это не решило проблемы И ныне реальная картина такова: в объединении, казалось бы, режиссеров достаточно, но на самом-то деле это педагоги-тренеры, так как большинство из них — бывшие артисты, ведущие мастера жанров, могущие многому научить молодежь, но при подготовке масштабных произведений им порой не хватает фантазии и опыта.

Конечно, из всего вышесказанного вовсе не следует, что среди артистов не было и нет талантливых режиссеров. Примеров тому в истории манежа сколько угодно. Вспомним хотя бы Вильямса Труцци и братьев Таити. В наше время плодотворно работают заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Плинер, заслуженный артист РСФСР Мстислав Запашный, и особо хочется отметить режиссерский талант народного артиста РСФСР Владимира Волжанского.

Однако привлечь в цирк режиссеров смежных искусств, а также драматургов, композиторов, балетмейстеров, художников, чтецов, музыкантов, певцов — одна из первостепенных задач, стоящих сейчас перед нами. Только в тесном взаимодействии с другими жанрами видится нам дальнейшее развитие цирка.

Когда я пишу эти строки, на наших манежах идут последние репетиции юбилейных представлений.

В Московском цирке на Ленинских горах зрители увидят программу «Все цирки в гости к нам», где наряду с советскими мастерами старшего, среднего и младшего поколений свое искусство продемонстрируют наши друзья из социалистических стран. В цирке на Цветном бульваре в постановке народного артиста РСФСР Марка Местечкина зрители увидят композицию, где широко известные произведения будут сочетаться с новыми, специально к этой дате подготовленными. В Ленинграде завершается работа над спектаклем «Руслан и Людмила», в Сочи будет осуществлено тематическое представление «Цирк начинается с нас». Все стационары союзных республик и других крупных городов страны посвятят свои программы 60-летию цирка. Во дворцах спорта и на стадионах зрители познакомятся с достижениями мастеров советской арены за шестьдесят лет. Об этом же расскажут и специальные фотовыставки, плакаты, брошюры, буклеты.

Выше отмечалось, что у нас в стране построено шестьдесят два стационара, можно добавить к этому пятнадцать передвижных цирков, тринадцать зооцирков, шесть дирекций «Цирк на сцене», состоящих из пятидесяти двух коллективов, Всесоюзную дирекцию по подготовке новых цирковых программ, ее филиал в Харькове и художественно-производственный комбинат, где за счет Союзгосцирка изготавливается для артистов реквизит, костюмы, художественное оформление.

До революции да и ныне в капиталистических странах артисты не могут даже и мечтать о подобных условиях. А наши мастера давно уже привыкли жить и трудиться именно в такой обстановке, как привыкли и к тому, что профессия циркового артиста так же почетна, как и всякая другая.

За годы Советской власти многие деятели цирка награждены орденами и медалями, они удостоены почетных званий заслуженных и народных артистов. Звания народных артистов СССР присвоены дрессировщикам В. Г. Дурову и Ю. В. Дурову, И. Н. Бугримовой, В. И. Филатову, клоунам М. Н. Румянцеву (Карандаш), Ю. В. Никулину и О. К. Попову, эквилибристу Е. Т. Милаеву.

Семнадцати молодым артистам в 1977 и 1978 годах вручены премии Ленинского комсомола. Владимиру Волжанскому, автору и создателю новаторского спектакля «Прометей», впервые в истории цирка присуждена Государственная премия СССР.

Иными словами, достижения в области циркового искусства отмечены наравне с другими достижениями в области культуры, науки и техники!

...Людям цирка много дано в нашей стране, о них постоянно заботятся партия и правительство, и наш долг — творчеством своим ответить на эту заботу.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования