Спектакль «Пароход идет «Анюта»
Спектакль «Пароход идет «Анюта» прошел по манежам страны более полутора тысяч раз. В течение почти шести лет этот пароход плыл от одной пристани к другой по бурному морю зрительского интереса.
И взрослые и юные почитатели цирка видели в этой пантомиме доброго спутника — веселого и правдивого, всегда готового прийти на помощь другу и всей сокрушительной силой саркастического смеха обрушиться на бюрократа, хапугу и обывателя во всех его разновидностях.
Не знаю, подсчитано ли точное число зрителей, смотревших этот спектакль, но уверен, что посеянные им здоровые зерна непримиримости к злу дали положительные всходы в душах по крайней мере трех миллионов советских людей. И этот, я бы сказал, моральный, психологический доход несравненно выше и значительно дороже нам любого коммерческого, какой бы цифрой тот ни
выражался. Хотя, разумеется, не считаться с коммерческой стороной дела мы тоже не можем — это было бы столь же безрассудно, сколь и бесхозяйственно. К тому же финансовый успех обычно сопутствует произведениям высокого идейно-художественного уровня. Вот в данном-то случае налицо оказалось сочетание успеха художественно-воспитательного и того, который на сухом административном языке именуется кассовым.
Вроде бы пустячная коллизия — история одного рейса парохода «Анюта», забавные перипетии, происшедшие с его пассажирами и командой, — привлекла зрительские сердца прежде всего художественной правдой, тем, что в столкновении характеров, развертывавшемся по ходу действия четко, ясно и просто, но отнюдь не упрощенно, показывалась извечная борьба антагонистических противоположностей: зла с добром, косности с широтой взглядов, отсталого с передовым. При этом и в драматургии спектакля и в ее режиссерском и актерском воплощении удалось в ряде образов очень тактично и по-цирковому совместить комизм характеров с комизмом положений.
Многочисленные выступления столичной и периферийной прессы, тепло отозвавшейся о пантомиме, убедительно доказывают, что спектакль этот стал в какой-то мере этапным, что он оставил заметный след и в памяти зрителей и в истории советской цирковой пантомимы.
И вот теперь появилось как бы продолжение того спектакля: в ознаменование 50-летия советского цирка Горьковский цирк выпустил приключенческую пантомиму «Салют смелым». Она посвящена экипажу корабля «Волгарь- доброволец», овеянному славой в битвах с белогвардейцами.
По сценарию, созданному В. Ардовым, Е. Рябчуковым, М. Тривасом и Э. Шапировским, пантомиму поставил Е. Рябчуков. (Режиссер — Ю. Свирелин, художник-постановщик — заслуженный художник РСФСР А. Фальковский, композитор — заслуженный деятель искусств РСФСР С. Кац, балетмейстер — заслуженный артист РСФСР И. Курилов, художник по костюмам — М. Зайцева.)
Снова, как и в предшествующем спектакле, действие происходит на том же корабле, но во времени оно смещено на несколько десятилетий назад. Достигается это простым драматургическим приемом: в наши дни пароход «Анюта» проходит мимо тех мест, где •в гражданскую войну он принял боевое крещение. Капитан рассказывает артистической молодежи, после того как отзвучал салют отважным советским воинам и артистам, отличившимся в те далекие времена на этом корабле:
— Тогда он назывался не «Анюта», а «Агитармеец». И на нем по Волге плыли тоже артисты цирка—агитармейцы. Шел незабываемый, боевой девятнадцатый год... Повсюду гремели бои: на суше и на воде. И артисты цирка были в одном строю с защитниками молодой республики...
Заключительные две фразы он произносит в темноте, а когда сразу после этого в зале зажигается свет, перед зрителем уже палуба не «Анюты», а «Агит- армейца», на которой и развертывается действие пантомимы, на этот раз не комической, как было с «Анютой», а героико-романтической.
О чем она?
О том, как в трудных условиях борьбы на речной акватории «Агитармеец», на борту которого находятся артисты цирка, обслуживающие Красную Армию, сумел оказать неоценимую услугу фронту — задержал флагманский белогвардейский пароход «Михаил Архангел», шедший на подмогу своим сухопутным частям. Не только задержал, но и перебил многих белогвардейцев, а затем, подняв восстание на вражеском судне, овладел им.
Тут следует подчеркнуть, что уже само эпохе гражданской войны сулит художнику перспективы необычайно заманчивые. И в кинематографе, и в театре, и в литературных произведениях, которым несть числа, всякий раз рука художника, едва прикоснувшись к живой ткани боевой истории Страны Советов, поднимала бесценные пласты, от которых у зрителей и читателей захватывало дыхание. Разумеется, как всегда, когда речь идет об искусстве, дело еще во многом зависит от степени одаренности автора и исполнителя. В данном случае — оговорюсь с самого начала — мы стали зрителями спектакля интересного, которому, я глубоко убежден, предстоит стать заметным явлением в жизни нашего циркового искусства. Залогом этого служит хотя бы полуторамесячный опыт показа пантомимы в Горьком, где за это время свыше ста тысяч зрителей посмотрели «Салют смелым» и щедро, от всего сердца аплодировали его исполнителям, сумевшим увлекательно прочесть романтическую страничку славного прошлого советского государства. Евгений Рябчуков нашел, думается, верное режиссерское решение спектакля, поставив его в несколько приподнятой, патетической манере, отвечающей предлагаемым обстоятельствам, характеру изображаемой эпохи. Многие сцены отмечены вполне тут уместной плакатной прямолинейностью, широко и весело применена карикатурная гиперболичность, особенно в концерте «для господ офицеров». Правомерно используются живгазетные, синеблузные выразительные средства.
Большая работа проделана вместе с постановщиком и режиссером Ю. Сви- релиным. На всем этом подчеркнуто цирковом представлении лежит печать театральной культуры. Она ощутима в игре, сценической речи актеров, особенно ведущих — В. Масловского (Комиссар), А. Одесского (Капитан «Агитармейца»), П. Осташенко (Капитан циркового парохода).
Интересный, запоминающийся образ создала артистка Т. Осташенко (Анюта). Воздушная гимнастка, она обладает наряду с обаянием молодости и привлекательной внешностью очевидными способностями драматической актрисы. На мой взгляд, это больше всего проявляется в совершенно непринужденном, естественном переходе от трюковой работы к сценическому действию и наоборот. Благодаря этому взаимосвязь между тем и другим становится логичной, само собой разумеющейся, что достигается, как понятно, ценой больших усилий и режиссера, и самой исполнительницы. Не приходится и говорить, как это важно для цирковой пантомимы, в которой как бы слились воедино цирк и театр.
Если говорить об актерских удачах, то необходимо назвать и таких исполнителей, как А. Трофимов (Конферансье), Я. Гиндин (Жора), К. Иванов (Начальник контрразведки), В. Никола- енко (Матрос и один из контрразведчиков), П. Загоруйко (Атаман Перекукуй- Дуля), М. Садомский (Факир) и, наконец, В. Аверьянов (Казначей), который к тому же был и ассистентом режиссера.
Труд постановочной группы, возглавляемой Е. Рябчуковым, и артистов принес серьезные плоды — создан содержательный, нужный спектакль, с благодарностью встреченный зрителями. Однако в нем есть совершенно очевидные прорехи, не зависящие ни от постановщика, ни от кого-либо из его помощников, ни от исполнителей. Упрек, и очень серьезный, надо прежде всего адресовать отделу формирования и эксплуатации программ Союзгосцирка. Как же это получается, что такая значительная акция, как выпуск пантомимы, не обеспечивается елико возможно всем для нее необходимым?! Речь, прежде всего, идет о номерах, отсутствие которых порождает в представлении зияющие пустоты. Так, например, абсолютно необходим конный номер, появление которого где- то в самом начале спектакля, как и предусмотрено сценарием, способствовало бы определенной настройке, созданию нужного колорита.
Далее. Большую озабоченность вызывает второе отделение, которое по замыслу авторов является демонстрацией творчества сегодняшних артистов советского цирка. А это весьма и весьма обязывающий акт. Не хочу, да и не могу ничего дурного сказать об участниках этой дивертисментной части программы, особенно о таких, как летающие акробаты Ленковы, силовые акробаты А. Оганезов и В. Натрашвили или коверные В. и А. Мухортовы, но она явно нуждается в серьезном укреплении, прежде всего крупным номером с дрессированными животными.
Да простится мне это не очень глубокое сравнение, но, право же, нельзя, недопустимо выпускать в плавание большой корабль, не укомплектовав экипаж, не оснастив судно необходимым навигационным оборудованием, а лишь уповая на мастерство, талант капитана и его помощников. Талант — талантом, а успех дела необходимо обеспечивать и творчески и организационно. Пока что это сделано крайне недостаточно. И хочется думать, что руководство Союзгосцирка заставит соответствующих работников сделать все необходимое, чтобы «Салют смелым» звучал ясно и уверенно, сверкая всем многоцветьем красок циркового искусства.
«Цирк всем несет и радость, и поучение, и развлечение», — отметил однажды один из наших выдающихся цирковых режиссеров, ныне покойный Г. С. Венецианов. Я думаю, что новый спектакль «Салют смелым», выпущенный Горьковским цирком, убедительно иллюстрирует и подтверждает эту мысль.
Ян Островский
оставить комментарий