Столетие польского цирка
Торжественным представлением во Дворце спорта в Катовицах отметил польский цирк свое столетие. В этом празднике приняли участие артисты из Болгарии, ГДР, Китая, Монголии, Румынии, СССР.
Но вначале обращусь к истории. В 1883 году Александр Чинизелли, выдающийся мастер высшей школы верховой езды и дрессировщик лошадей, брат знаменитого владельца петербургского стационара Сципионе Чинизелли, открыл первый сезон в выстроенном им цирке в Варшаве. Позже этот цирк содержал Мрачковский, а потом Станевский — известный всей Европе клоун Бом.
Все лучшее, что только знал цирковой мир, прошло на варшавской арене, выступать на ней считалось честью для артиста любого ранга.
Но еще до открытия стационара Польша видела народных артистов, близких нашим скоморохам, — их именовали франтами. Начиная с XVIII века в Польшу приезжали многие труппы из Франции, Германии, Италии и других стран дававшие представления во временно воздвигаемых зданиях, а то и под открытым небом. Иные приезжавшие труппы оставались в Польше надолго и привлекали учеников: так начало формироваться первое поколение Профессиональных польских цирковых артистов.
В 80-е годы прошлого столетия из Чехословакии в Польшу прибыл небольшой цирк Августа Пинцеля и остался здесь навсегда, выступая во всех сколько-нибудь значительных городах и селениях, особенно в дни ярмарок. Выезжал этот цирк и в западные губернии России. В его программах польские артисты занимали все более заметное место.
Почти одновременно с цирком Пинцеля начал функционировать цирк Феликса Мушинского. Он назвал свой цирк истинно польским предприятием и предоставил арену прежде всего для выступлений польских артистов. Гастроли их, особенно в провинции, имели значительный успех.
Расскажу о некоторых артистах, тогда выступавших, которыми по праву может гордиться польское искусство, прежде всего о дуэте музыкальных клоунов, представляющих семейство Мане, известных под псевдонимом Дин-Дон. Артисты великолепно играли на многих эксцентрических музыкальных инструментах, пели куплеты, прибегая к сатире. О знаменитом дуэте Бим-Бом (в его состав входили русский Иван Радунский и поляк Мечислав Станевский). Это были превосходные артисты — комики и музыканты. Смех Станевского, записанный на граммофонные пластинки, имел прямо-таки оглушительный успех. Бим-Бом были широко известны и как сатирики.
Оказавшись после окончания первой мировой войны в Польше, Станевский соединился со своим сыном, талантливым музыкантом, имевшим консерваторское образование, и продолжал выступать с музыкальной клоунадой под тем же псевдонимом — Бим-Бом. После смерти отца сын стал дирижером циркового оркестра.
Замечательных успехов добились братья Мечислав и Станислав Баранские, начинавшие как велосипедные гонщики. В 1901 году они выступали в варшавском цирке с аттракционом «Корзина смерти» (езда на велосипедах по отвесной стене, установленной в центре манежа трехъярусной корзины). Позже они представляли польский цирк в Петербурге, Москве, других городах России и Западной Европы. Братья создали одну из первых в мире трупп велофигуристов, многие из их учеников стали известными цирковыми артистами. Конечно, среди польских артистов имелись и другие мастера мирового класса.
После окончания второй мировой войны польский цирк переживал трудные времена: его хозяйство оказалось разоренным, почти все звери погибли, не хватало молодых артистов, старые, естественно, теряли форму. В этой связи с арен уходили многие сложные номера. И тем более существенно, что за относительно короткий срок польский цирк в условиях социалистической действительности достиг замечательных успехов, вошел в число лучших не только в Европе, но и во всем мире.
Сейчас в стране действуют с апреля по ноябрь восемь передвижных цирков, вмещающих от двух с половиной до трех тысяч зрителей. Дело налажено так, что цирк может переехать на новое место меньше чем за сутки. И, окончив гастроли в одном городе, он на другой день готов к выступлениям в другом. Конечно, это требует отличной работы автотранспорта и всех подсобных служб. Что касается артистов, то они по традиции живут в вагончиках, одновременно служащих и гримерными. Вся Польша разбита на восемь районов, и в каждом из них тот или другой цирк передвигается по заранее установленному маршруту. На следующий год район гастролей меняется. Таким образом, цирк возвращается на старое место только через восемь лет, но со значительно обновленной программой.
Зимою цирки не работают и базируются в местечке Юлинка, находящемся в сорока километрах от Варшавы. Здесь находятся два репетиционных манежа, помещение, в котором содержатся животные: слоны, шимпанзе, львы, тигры, медведи, морские львы и другие. Здесь же располагаются мастерские: в них можно изготовить и починить реквизит. В особой мастерской шьют шапито. В Юлинке работает и цирковая школа. Короче говоря, это — замечательный производственный комбинат, и остается только радоваться за наших польских друзей.
Теперь несколько слов о юбилейной программе. Она проходила одновременно на трех манежах и еще двух круглых эстрадах. На эстрадных площадках демонстрировались номера роликобежцев, исполнителей пластического этюда, выступали антиподистка и эквилибристка.
Конечно, когда демонстрировались наиболее значительные номера, им отводился центральный манеж, а два других, так же как и эстрады, пустовали.
Открылось представление парадом, в котором участвовали все артисты и животные, а это значит более ста человек артистов, пятьдесят лошадей и пять слонов. Вся эта кавалькада прошла по большому кругу, опоясывающему манежи, демонстрируя фрагменты номеров. Зрелище получилось внушительное.
В представлении участвовало не менее двадцати клоунов. Ярко и пестро одетые, они по большей части просто группировались, привлекая внимание необычными костюмами, гримом, движениями. Отдельных клоунских номеров было два: иллюзионный, когда одного из клоунов сажали в мешок, завязывали, поднимали под потолок, а он оказывался среди зрителей, и номер, в котором клоун, изображавший женщину, при помощи свиста выяснял с партнером отношения. Делал он это достаточно убедительно. Так же свистом ему отвечал партнер. Я было хотел упрекнуть этих клоунов за использование приема, предложенного нашими А. Векшиным и К. Васильевым, но вспомнил, что еще в 1956 году, гастролируя в Москве, то же самое очень смешно исполняли польские клоуны Двораковский и Кордиум.
Позволю рассказать о многоманежном цирке, тем более, что у нас им также заинтересовались: в конце прошлого года, в дни школьных каникул, в зале спорткомплекса «Олимпийский» режиссер А. Шаг поставил представление на двух манежах. Если представление хорошо ритмически организовано, включает групповые номера, соединяет выступления на одном, двух и трех манежах одножанровых номеров, оно производит впечатление своей массовостью, размахом. В этом отношении режиссер А. Копер, ставивший программу в Катовицах, сделал много. Но в то же время нельзя не признать, что камерные номера при наличии нескольких манежей теряются. Так, во многом проиграли замечательный пластический этюд из Монголии и номер выдающейся эквилибристки Янг Юианг из Китая.
Весьма существенна в работе многоманежного цирка роль ведущего, он помогает публике понять, какие трюки особенно сильны, обращает внимание сидящих в зале то на один, то на другой манеж. От того, как он ведет программу, в большой степени зависит ее успех.
Теперь о номерах. Сначала о советских. Жонглеры Гибадуллины (их пятеро) произвели отличное впечатление, их похвалили, кажется, все цирковые директора, прибывшие из двадцати двух стран. Сложнейшие перекидки булавами артисты совершали в невероятном темпе, соединяя их с акробатикой, феерическими эффектами и чуть-чуть с юмором. Что касается меня, то я твердо убежден, что Гибадуллины — сильнейшие в жанре группового жонглирования не только у нас в стране, но и во всем мире.
В Катовицах так же выступали исполнители воздушного полета, названного «Орион», во главе которого стоит В. Га-рамов. В нем впечатляют тройное сальто-мортале и прыжок вниз головой с большой высоты в сетку. Меня так же привлекла необыкновенная, как говорят в цирке, чистота работы, пластическая выразительность каждого полета, когда тела приобретают одновременно скульптурность и легкость. Вместе с тем не могу не посетовать, что номеру все-таки недостает очень сильных трюков, что артисты слишком долго задерживаются на мостике, из-за чего их выступление приобретает несколько излишнюю тягучесть.
Не буду здесь рассказывать обо всех виденных в Катовицах номерах, иные из них, при высокой квалификации артистов (так, жокеи делают сальто-мортале на лошади и с лошади на лошадь, а акробаты на батуте демонстрируют четверное сальто-мортале), все же не вносят ничего принципиально нового в представляемые ими жанры. Остановлюсь только на тех номерах, подобных которым ранее видеть не приходилось, хотя бы в каких-то их частях.
Китайская артистка Ванг Хонг жонглирует ногами (антипод). Она оперирует зонтами. Остается только поражаться, как эти хрупкие, воздушные предметы, будучи подброшенными, переворачиваются в воздухе и снова приходят на ноги. Артистка одной ногой заставляет зонт делать сальто-мортале, а другой вращает еще один зонт. Раскрутив коврики, она их перебрасывает с ноги на ногу, стоя при этом на руках, а потом, улегшись на специальную подушку, вращает руками и ногами одновременно четыре коврика.
Дрессированные кони выступали одновременно на трех манежах: на двух боковых — по шестнадцати и на центральном — по восьми. Дрессировщик поднимал шестнадцать коней на дыбы (на «оф»). У одного из них лошадь два с половиной круга обходила на задних ногах. Но, пожалуй, самое впечатляющее — легкость, с которой дрессировщики Ч. Бонецкий, Т. Козяковский, В. Войтыла заставляли своих питомцев производить сложные перестроения. Тут ошибок не бывает, достигнуто полное послушание и шамберьером артисты владеют удивительно изящно. Иногда кажется, что лошади все делают сами, а люди только наблюдают за их удивительными действиями.
В такой же свободной, раскованной манере работает К. Терликовская со львами и тиграми. Здесь особенно интересен трюк «карусель», когда одни звери восседают, а другие их раскручивают. Эффектен и очень опасен трюк, который, кажется, называется «Покрывало» — дрессировщица ложится на пьедестал, а на нее укладывается лев.
Поразил номер, хотя я его видел не первый раз, дрессировщиков львов из ГДР X. Голдам и Марселлы. В начале номера работает она, он выступает в роли ассистента, перетаскивает тяжелый реквизит. В этой части трюки по большей части традиционные. Но вот оркестр начинает исполнять мелодию современного танца и он, достаточно солидный и не очень молодой человек, взяв в руку львиный хвост, танцует, то приседая, то подпрыгивая. Потом решает артист привести в порядок львиную гриву и, хотя тот грозно на него рычит, подходит к зверю вплотную, обмазывает его морду пеной и начинает брить огромной бритвой. Окончив эту операцию, Голдам принимается за львиный хвост, который кокетливо венчает пучок волос.
Цирк требует веселых номеров, и то, что такой представлен в жанре дрессировки хищников, особенно значительно и неожиданно.
Хорошо работали слоны (дрессировщики И. Деон, Г. Градковский, Е. и Л. Вышинские, Г. Петлинская и Я. Чернецкий). Но, пожалуй, ничего принципиально нового в их дрессировке мы не увидели. Зато просто потрясли шимпанзе (дрессировщики А. и 3. Оконовские, В. Гедройц и Г. Вудзын). Обезьяны перебрасывались мячом и били мячом об пол, стояли у дрессировщика на голове в копфштейне, исполняли стойку рука в руку и, что уж совсем удивительно, показывали так называемые «петушки» — это значит, что две обезьяны и дрессировщик в стремительном темпе то падали на землю, то перескакивали через упавшего и вновь вскакивали. Если бы я этого не видел, то ни за что бы не поверил рассказам. И еще одно чудо: в условиях цирка родилась маленькая шимпанзе. Детеныш оказался здоровым, а значит, и веселым.
Вот что было показано на торжественном представлении, посвященном столетию польского цирка. Надо ли говорить, что оно прошло с большим успехом.
Ю. ДМИТРИЕВ
оставить комментарий