В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Пробуждать доброту

Вокально-инструментальной ансамбль «Сябры»В 1974 году пятеро друзей-му­зыкантов, окончивших гомель­ское музыкальное училище, собра­лись вместе и решили создать вокаль­но-инструментальный ансамбль. Его назвали «Ся6ры», что в переводе c белорусского означает «друзья».

Процесс становления ансамбля был не из легких. Поиски своей те­мы, своего творческого «я» растя­нулись на многие годы. Не было опытного руководителя, не было своего репертуара. «Ся6ры» тогда прошлись по всему репертуару «Песняров», которые в середине 70-х годов были в зените своей славы, украинской «Кобзы» и российского «Ариэля».

Только c приходом в ансамбль в 1977 году выпускника Минской консерватории B. Бадьярова положе­ние изменилось. B. Бадьяров, к тому времени имевший опыт работы в таких известных группах, как «Песня­ры» и «Поющие гитары», возглавил коллектив.

И вот приходит первый успех.

На Всесоюзном конкурсе Советской песни ансамбль был удостоен  звания лауреата. Тогда же, в 1977 году, был записан первый диск-гигант «Всем на планете», куда вошли песни И. Лученка, A. Пахмутовой, В. Бадьярова, H. Сацуры.

Встреча c нoвосибирским композитором Олегом Ивановым, который подарил «Ся6рам» свою «Олесю», оказалась началом нового этапа в творчестве музыкантов. B 1979 году c этой песней они становятся лау­реатами Всесоюзного телевизионно­го конкурса «C песней по жизни».

«Олеся» открыла «Сябрам» путь на большую эстраду. O белорусских музыкантах узнала вся страна. C тех пор ни один их концерт не обходит­ся без этой песни. «Девушка из Полесья» положила начало крепкой творческой дружбе между Олегом Ивановым и музыкантами из Гомеля,  стала их визитной карточкой. Композитор пишет для «Сябров» «глуха­риную зарю», «Весну-колдунью» и еще ряд песен. B репертуаре появ­ляются композиции A. Мажукова, B. Будника, Э. Ханка, B. Иванова, написанные специально для «Сябров». Только теперь ансамбль находит свой путь, свою тему: o родной земле, o людях, которые трудятся на ней, об их взаимоотношениях. Лирико-гражданская тема прочно входит в программу «Сябров».

Казалось бы, эти две счастливые встречи расставили точки над «и». Но внезапно «Cя6ры» теряют все. Уходит из ансамбля В. Бадьяров. Композиторы, ранее охотно сотрудничавшие c музыкантами, их «забывают», считая, что «Ся6ры» — это прежде всего Бадьяров и без него они ничего собой не представляют. «Это был самый трудный период для нас, — вспоминает A. Ярмоленко,­ надо было начинать c нуля». И они начали все сначала. Порой опускались руки, казалось, что ничего не полу­чится. Но ребята не сдавались. Они искали и работали, работали и иска­ли, пытаясь доказать свою жизнеспо­собность, право на существование.

Коллектив идет по пути постоян­ного обновления репертуара. Его основу составляют песни, написан­ные белорусскими композиторами И. Лученком, B. Ивановым, Э. Ханком, H. Сацурой, B. Будником. Есть в нем и постоянное «ядро», куда вошли песни, наиболее полюбив­шиеся слушателю.

Искренность — это, пожалуй, главное качество всех песен « Сябров». Именно поэтому так высока их популярность. Именно поэтому они пробуждают к себе интерес вот уже двенадцать лет. Как c близкими друзьями, делятся музыканты в своих песнях со зрителем самым сокро­венным.

Значительное место в концерт­ных программах занимают песни музыкального руководителя ансамбля H. Сацуры. Это «Березовая грусть», «Полещаночка моя», «Раздолье», «Надежда сбудется», написанная на стихи B. Карминского. Этот перечень можно продолжать и продолжать. Работает H. Сацура много и плодо­творно. В своих аранжировках он ис­пользует все достижения электрони­ки и современной музыки, но лишь настолько, насколько это необходи­мо песне, исполняемой «Сябрами». Композитор стремится сохранить тра­диции вокального звучания Славян­ской музыкальной культуры, богатой многоголосьем и распевностью.

H. Сацура бережно относится к авторским песням, стараясь обогать их, сохраняя при этом гармонию.

Обновился не только репертуар, но и состав ансамбля. B коллектив пришло немало талантливых музыкантов c хорошей профессиональной подготовкой: клавишник A. Богданов, гитаристы B. Рязанов и A. Газизов, ударник И. Сазонов.

— Все они — прекрасные музыканты, требовательные к себе,— говорит художественный руководите ансамбля A. Ярмоленко.— Атмосфера добра — вот что определяет наши отношения. Все ребята — пюди добрые и отзывчивые, всегда готовы прийти друг другу на помощь.  Толя Богданов -человек очень экспрессивный, что отражается на музыке, которую он пишет. В основном это «рок». Валеpа Рязaнов и Виталий Червонный — музыканты разнохарактерного плана, c прекрасными вокальными данными. Олесь Коляда кроме клавишных, играет на всех  народных инструментах. O Коле Сацуре — слово особое. Он полностью отдает себя музыке. Самое большое его увлечение — композиция. Почти  все аранжировки наших песен делает он. Человек энергичный  c невероятной ра6отоспособностью. Андрей Бондаренко — музыкант с хорошим диапазоном на трубе. Прекрасно чувствует себя в третьей октаве, a это большая редкость. Bитя Синегрибов и Гена Балабанов схватывают все на лету, очень чуткие музыканты.

—  Ну a вы? Что вы можете сказать o себе?

Ярмоленко зaдумываетcя.

—  O себе говорить нелегко. Бесконечно люблю свою работу. Человек я строгий и требовательный и к себе и к ребятам. Прижимаю их дисциплиной. Иначе нельзя...

—  Я хочу сказать, что Толя еще и очень деловой человек, — вступает в разговор H. Сацура.

На мой взгляд, таких надо ставить на ответственные директорские посты. У него настолько практичность увязывается с какой-то фантазией, что он никогда не застаивается в жизни. У него отличные ор­ганизаторские качества. Как певец способен исполнить любую песню. Диапазон тем широк. Толя поет ду­шой — Это основное его качество. Каждую песню пропускает через се­бя, и слушатель заражаясь его на­строением, сопереживает ему. Кон­такт c залом y Толи полный. В этом секрет его успеха.

—  Сейчас широкое распростра­нение получили различныe рок-опе­ры, эстрадные спектакли, компози­ции. Приобрели известность «Ор­фей и Эвридика» у «Поющих гитар», «Мастера» и «Утро планeты» y «Ариэ­ля», «Свадьба соек» y «Иверии», «Веселые нищие», «Я несу вaм дар», «Через всю войну» у «Песняров». Не тесно ли «Сябрам» в рамках песни? Не тянет ли вас к большим и сложным формам?

—  Конечно, топтаться на месте не хочется,— говорит A. Ярмолеинко.— Но каждая серьезная работа требует соответствующей постановочной части и, главное, хорошей техники. A c аппаратурой дела y нас обстоят плохо. Оснащены мы сла­бо. И в этом главное препятствие к большой эстрадной работе.

Да, техника действительно часто подводит гомельских музыкантов. Аппаратура y них на уровне само­деятельного Коллектива, тогда как некоторые Московские самодеятель­ные коллективы оснащены на уровне мировых стандартов, хотя с их твор­чеством любители музыки могут познакомиться только на редких кон­цертах в загородных клубах или по заигранным магнитофонным запи­сям, которые переписывают друг y друга. Да и любой профессиональ­ный столичный коллектив не испыты­вает столь длительные и мучитель­ные трудности с техникой. Средства, выделяемые столичным филармо­ниям, значительно больше, и уровень y них выше, возможности шире. Тог­да как маленькой гомельской филармонии не под силу помочь своим популярным музыкантам приобрести хорошую аппаратуру и тем самым максимально выявить творческий по­тенциал ансамбля. Ведь популяр­ности «Сябров» должен соответствовать не только их талант, но и техника, с которой музыканты смогут еще ярче его проявить, еще больше сказать людям...

—  Анатолий Иванович, что вы хотите сказать своим творчеством?

— Я убежден, что в людях нуж­но пробуждать доброту. Часто мы за­бывaем об этом. Наденем наушни­ки и ничего не замечаем вокруг. Люди зaмыкаются и рaзобщаются. Hекоторые не принимают те или иные песни, потому что их поют в ресторанах или за столом. Может быть, Это и неплохо, что их поют за столом. Наши дети, например, счи­тают устаревшим этот oбычай. И мы не делаем ничего, чтобы их переубе­дить и эту традицию продлить. A ведь эта сближает нас. Можно увлекаться чем угодно, но в душе человек дол­жен всегда хранить свою песню, свою родную мелодию, которая в нем звучит. Ведь у каждого человека должно быть что-то святоe. И наш ансамбль своими песнями старает­ся пробудить это святое, поэтому мы поем много песен о детстве, о при­роде, о Родине — о том маленьком уголке, где человек родился, o добром краешке земли, где он жил, и o Родине в широком смысле. Это дорого и понятно всем.
 

ИРИНА МАСТЫКИНА

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100