Театр или столовая. Заметки о варьете - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Театр или столовая. Заметки о варьете 

Однажды в ресторане, где по вечерам показывается варьете-программа, художественный руководитель вместе с электриком размещали с трудом добытые прожектора.

Танцевальный ансамбль ленинградского варьете «Москва»

На фото: Танцевальный ансамбль ленинградского варьете «Москва»

Проходивший мимо администратор неодобрительно покачал головой и произнес симптоматичную фразу: «Вы тут театр собираетесь устраивать, что ли?» Художественный руководитель, человек, посвятивший эстраде всю свою жизнь и не привыкший, как говорят, за словом лезть в карман, отпарировал: «А вам надо, чтобы здесь была столовая?» Стороны остались каждая при своем мнении.

Случай этот не типичный, но пока еще часто встречающийся. Безусловно, искусству принадлежит доминирующая роль на вечере в варьете. Причем искусство здесь предстает не только в виде эстрадно-театральной программы. Оно и в сервировке стола, и в украшении блюд, и в нарядных костюмах собравшихся, и в том, как гости будут общаться между собой — разговаривать, танцевать.

Театр «начинается с вешалки». Или, говоря определеннее, с помещения. Здание, интерьеры, бузупречность их содержания — все это важно для создания праздничного настроения зрителя, слушателя, посетителя. Давайте поэтому вначале познакомимся с помещениями нескольких варьете в Таллине, Риге и Ленинграде.

Кафе-варьете «Таллин» располагается в старом и довольно ветхом доме. Снаружи здание доверия не вызывает. Но, поднявшись на второй этаж, сразу окунаешься в обстановку чего-то необычного и своеобразного, заставляющего тебя все заботы и дела на время забыть. Ильмар Лехтпуу, администратор зала, безукоризненно воспитанный молодой человек, спокойно, без суеты рассаживает гостей. Интересно спланирован зал. В одном из углов — высокая круглая эстрада. Она механизирована, может вращаться вместе с исполнителями, если того потребует номер. В «Таллине» нет ничего непродуманного, нет мелочей, которые были бы способны испортить настроение.

Варьете гостиницы «Виру», пожалуй, самое фешенебельное по конструкции и декору своего интерьера. Здесь, так же как и в кафе «Таллин», за основу взят принцип необычности планировки и светового оформления. Из вестибюля вам предстоит спуститься ниже уровня земли (это уже интересно!) и опять-таки вы попадете в мир приглушенного света и музыки. Она звучит негромко и успокаивающе, мерцают миниатюрные огоньки разноцветных гирлянд, обрамляющих сценическое пространство. Зал — в виде амфитеатра, над каждым столиком — «мини-прожектор», лица сидящих оказываются вне его луча. Сценические электрогирлянды статичны лишь до начала представления. Как только заиграет ансамбль и на площадке возникнет действие, гирлянды тоже оживут и сумеют не раз удивить вас необычностью комбинаций бегающих огней. А когда в эту игру включатся вращающиеся зеркальные шары и цилиндры, начинается подлинное буйство света и цвета.

Рижское варьете при гостинице «Латвия», ленинградские рестораны гостиниц «Москва» и «Ленинград» стилем своих помещений и атмосферой представлений рассчитаны на иное — яркое, открытое, звонкое зрелище. Начать с того, что залы этих ресторанов достаточно велики, и как бы ни старались устроители разбивать огромное пространство на зоны, выгораживать отдельные уголки, все равно посетителей не покидает ощущение пребывания в большом зрительском коллективе. В Риге круглая сценическая площадка может не только вращаться, но и способна подниматься-опускаться. В ленинградской «Москве» есть балконная галерея, обрамляющая зал. В той части пола, которая является сценической, вкраплены расходящиеся от центра лучами линии электролампочек, подключенных к системе цвето-светомузыки. Когда светящиеся линии прочерчивают пол, получается неожиданный и впечатляющий эффект. Кстати, весь комплекс сценического освещения и в этой гостинице и в таллинском «Виру» французского производства. Осветитель, работающий в Ленинграде на регуляторе, с горечью сказал мне: «Зачем мы тратим валюту? Ведь, чтобы изготавливать все это, достаточно на одном из ленинградских предприятий создать цех с двадцатью пятью рабочими, и аппаратурой были бы обеспечены все наши варьете...»

Итак, масштабное и камерное, яркое и притемненное, звонкое и приглушенное — налицо две вроде бы противоположные тенденции эстрадного театра в условиях кафе и ресторана. На самом деле все варьете объединены общей функциональной направленностью, только осуществляют они ее по-разному.

Залы мы осмотрели, с техникой познакомились, теперь звучит музыка и начинается программа...

«Парад танца» — так называется представление, которое мы смотрим в ресторане гостиницы «Таллин» (художественный руководитель Пауль Кальдэ). Здесь много развернутых хореографических эстрадных номеров. Певцы часто выступают в сопровождении танцевальной группы или вместе с вокальным трио. Мы встречаемся здесь с самыми различными танцевальными ритмами и стилями — чарльстоном, степом, буги-вуги, жиголо, с акробатическим и восточным танцами. Соответственны и костюмы — от вечерних бальных платьев и фраков до трико. Сочетание в одном номере песни и танца, столь распространенное сегодня, требует от режиссуры особого умения строить подобные выступления. Слово не должно быть в «загоне», если оно несет глубокий смысл. Танцу в этом случае отводится либо интермедийная роль, либо роль мягкого «аккомпанемента». Мне представляется, что П. Кальдэ отлично владеет умением верно выстраивать подобные номера.

Обе программы в кафе «Таллин» и в популярном «Виру» объединены для меня творчеством балетмейстера Майта Агу. Заслуженный деятель искусств Эстонии, лауреат премии Ленинского комсомола, М. Агу кроме педагогики целиком отдается служению эстраде. Круг его интересов достаточно широк, что позволяет ему ставить и исполнять не только шоу-номера, но и укреплять симпатии аудитории к фольклорным танцам и игровым сценкам. Всей программой кафе «Таллин» руководит опытный мастер Тинтус Пийя. Однако танцевальные номера с участием Агу там доминируют.

О фольклорном ревю надо писать отдельно. Это прелестное, немного наивное (так оно и должно быть) зрелище, помещенное, как уже говорилось выше, в оправу из играющих огней зала «Виру». Да, народные истоки неиссякаемы, они продолжают питать наше искусство в любых его жанрах!

Справедливость этого подтверждает деятельность ленинградских варьете. И первое отделение в «Тройке», и программа «Садко», и великолепный развернутый номер «Масленица» в ресторане «Москва» — все это говорит о правомерности соединения фольклора с эстрадными приемами. Та же «Масленица» стала самостоятельным ревю внутри программы, где объединены балетная группа, вокальное трио, оркестр, яркость костюмов, игра света. Ленинградцы включили в программу и так называемый цыганский блок: в нем солирует Лариса Крячко. А в варьете «Тройка» (руководитель С. Лучинский) первое отделение начинается с целой серии русских песенно-танцевальных номеров, идущих по принципу нон-стоп. Здесь и «Вечерний звон», и «Утушка луговая», и «Вдоль по Питерской». И кто бы ни сидел за столиками — иностранные гости или ленинградцы — для всех встреча с этими мелодиями оказывается праздником.

Концертный коллектив вильнюсского ресторана «Эр-фуртас» под руководством Леонардоса Петраускаса я увидел во время его гастролей в Ленинграде. Петраускас — сторонник сюжетных программ, сюжетных номеров. Зрелищность через театральное действие — я бы так определил его кредо. На стационаре он включает в свои миниатюры кино и слайды. На гастролях все упрощено, но и при этом тяготение к музыкально-эстрадному театру заметно. Взять хотя бы миниатюру «Улица» с встречающимися и вступающими во взаимодействие различными персонажами.

Рижским варьете «Латвия» руководит В. Вияцкий, музыкальным руководителем является Янсон. Обоих я помню по предыдущим встречам, и было приятно, что эти серьезные люди не изменили делу, которое иным представляется достаточно сомнительным. Что сказать о программе «Латвии»? Она в высшей степени добротна и профессиональна и в такой же степени традиционна, то есть содержит как бы ставшие обязательными фольклорный и ретро блоки. Но мне не хватило там чего-то своего: либо оригинальности в размахе постановки (зал и сцена позволяют!), либо особой интонации исполнителей.

Конечно, в программе был фрагмент из «Кабаре» Д. Кандера, был степ, был акробатический танец... Хотя нет, был там еще канкан, зажигательный, остроумный... И еще интересное решение старой песенки «Саша» — в жанре милого гротеска... Нет, пожалуй, я был не прав, говоря об отсутствии оригинальности. Однако хочется пожелать этому коллективу еще более активных новаторских поисков.

Я многого не успел увидеть во время своей поездки по Прибалтике. Не был я на Рижском взморье, где работает варьете под руководством М. Гурмана. Не попал в этот раз на традиционную программу «Виру», не встретился с ветераном эстонской эстрады В. Сапожниным, который ежевечерне появляется со своей скрипкой на эстрадных таллинских площадках. Не во всех ленинградских варьете удалось побывать. Но вообще впечатление таково: позиции советской праздничной эстрады укрепляются, новые формы ищутся, и пора бы нам всем, прямо или косвенно причастным к этому роду искусства, собраться и обсудить вместе с представителями министерств и ведомств назревшие проблемы, которых уже накопилось немало. Коротко обозначу их.

«Программа начинается поздно, — убежденно говорил мне один из деятелей варьете, — у людей позади трудный день. И варьете-программа должна быть более развлекательная, чем воспитательная. Больше шутки, хорошего юмора...».

Проблема артиста. «Надо сначала быть артистом,и — говорит Майт Агу, — и только тогда певцом или танцором». Истина нам всем известная, но как приятно слышать это из уст человека молодого поколения. «Раньше в варьете, — ностальгически вспоминает один из ветеранов эстрады П. Кальдэ, — выступали большие певцы.

Мартин Тарас, например, пел в варьете-программе арию из «Паяцев»...». Но самая большая проблема — музыканты. «Среди них,— сетует Анатолий Йода, заместитель директора рижского эстрадно-концертного объединения,— слесари, водители, сантехники, не имеющие никакого музыкального образования... Балерин мы отыскиваем в самодеятельности». Я видел этих девочек в таллинском кафе-варьете. Милые, приветливые, веселые. Без какого бы-то ни было налета вульгарности. Но проблем у этих девочек, беззаветно любящих танцевать, много. Одна из них — закулисный быт. Теснота в гримуборных, вернее, в гримуборной, поскольку на всех обычно одно помещение, а переодеваний масса. И, конечно, вопросы совершенствования мастерства: необходим духовный рост артистов, повседневное художественное руководство. Смешно подумать, но есть города, где артисты, выступающие в кафе, ресторанах, варьете, управляются... трестами ресторанов или управлениями общественного питания.

В Ленинграде ситуация улучшилась. Руководитель отдела варьете Ленконцерта Э. Балакирев (он уже десять лет связан с этим видом эстрады) с законной гордостью констатирует: «В балете у нас нет ни одной артистки без среднего специального образования!» В ленинградских варьете сегодня работает много лауреатов и дипломантов эстрадных конкурсов. Ставят хореографические номера О. Игнатьев и Д. Авдыш, вошедшие в число лидеров Всесоюзного конкурса балетмейстеров.

Мне могут возразить: выпускники тех немногочисленных учебных заведений и факультетов, которые существуют, и то остаются без постоянной работы, а вы сетуете на их малочисленность. Отвечаю: наверное, должна быть перестроена и вся система определения на работу молодых эстрадных артистов. Ведь оправдал себя проводимый ежегодно смотр вокалистов-выпускников консерваторий, где руководители музыкальных театров и концертных организаций высматривали для себя нужные кадры. А может быть, и эстрадных артистов надо распределять на такого рода «смотринах»?

Что еще хочется заметить в связи с разговором о кадрах. Очень нужны люди, преданные этому «легкомысленному» искусству, люди с безупречным вкусом, способные глубоко мыслить и чувствовать. П. Кальдэ прожил уже большую жизнь в театре и на эстраде. Он и конферировал, и пел, и танцевал в дуэте. Пятнадцать лет он руководит варьете «Таллин», вкладывая все свои силы в это дело. Он озабочен прохладным отношением органов культуры к варьете, сражается за культуру поведения посетителей, отстаивает приоритет искусства на ресторанных вечерах.

Виталий Понаровский, известный ленинградский джазовый музыкант, ныне руководит варьете — коллективом в гостинице «Москва». Он «и швец и жнец...». Не только дирижирует отлично звучащим биг-бэндом, но и солирует на рояле, подпевает в ансамбле, вступает в диалог с артистами. Это подкупает, нравится публике, потому что многогранность способностей и умений — одно из основных качеств эстрады.

Нередко варьете держится за счет энтузиазма и деловой предприимчивости административных руководителей. Я уже говорил о деятельном Э. Балакиреве, об энергичном рижанине А. Йода. Под стать им директор ресторана «Виру» Лембит Марк — поистине «крестный отец» своего варьете.

Да, нередко безраздельными хозяевами положения в вопросах соединения трапезы и искусства оказываются работники трестов общественного питания. Так что иронический вопрос, вынесенный в заголовок, практически остается пока без ответа. Теоретически вроде бы все ясно. Так, может быть, пора действовать? И чем скорее, тем лучше.

С. Клитин

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования