В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Трио Бернадских

Не приходилось ли зам замечать, что иногда после циркового представления в памяти остается не грандиозный аттракцион, разрекламированный неоновыми огнями и афишами, а один из номеров, пока скромно числящийся среди «других номеров программы»?

Мне кажется, в последнее время это случается довольно часто. И не потому, что аттракционы плохи, а потому, что какой-нибудь небольшой номер настолько точно учитывает современные требования и к исполнению трюков и к реквизиту, что все компоненты его прекрасно сливаются друг с другом. И очень точное соответствие это сразу производит яркое и сильное эмоциональное впечатление. Именно таким является номер трио Бернадских.

Я видела его на арене в Севастополе, на телевизионном «голубом огоньке» в Ленинграде, в Москве на цирковом манеже и но эстрадных площадках. И везде он был очень кстати. Номер «приподнят» настолько, что его в любом зале видно отовсюду. При этом он не требует сложных приспособлений. подвесок. В нем — и это главное — видна естественность- В цирке артисты ходят обычно на руках, а стоят на голове — в этом его специфика. Но даже здесь зрители предпочитают естественность ситуации, естественность трюков. Видимо, поэтому так нравятся Бернадские. И сколько бы я минувшей зимой ни спрашивала московских зрителей, кто им в программе понравился. мне обязательно называли Бернадских. А чаще отвечали: — Девушка в колесе.

Для современных цирковых произведений характерно соединение нескольких жанров, очень компактная аппаратура, которая при небольших изменениях дает возможность исполнять не просто другие трюки, но трюки других жанров. И еще одна современная черта — это отказ от нарочитой напряженности, от атмосферы опасности. В наше время достоинством стала не подчеркнутая сложность, а легкость в исполнении сложного.

Все это есть в номере Бернадских. Он начинается с трюков ренского колеса, которые делает Нина Бернадская. Затем колесо поднимают и держат над головой ее партнеры, а она исполняет уже гимнастические и акробатические трюки. Как на трапеции или на лестнице для эквилибра. А если к колесу прикрепить короткую ножку, оно превращается в оригинальный перш. И соответственно меняется характер трюков. Этот короткий, но довольно тяжелый перш Руслан Духновский легко принимает от Эдуарда Вернадского и балансирует в тот момент, когда Нина продолжает упражнения. Они передают перш с девушкой так незаметно, как передают партнершу в стремительном танце.

Таким образом у Бернадских соединены жанры «ренское колесо», «эквилибр на першах», «воздушная гимнастика». Причем слияние их так органично, что композиция номера нигде не нарушается.

О синтезе разных жанров в одном номере говорят часто. При этом одни советуют сохранять классическую чистоту жанра: акробатика, мол, сама по себе, а дрессировка — сама по себе. Жонглер должен только хорошо жонглировать, прыгун — прыгать. С этим мнением можно согласиться лишь в том случае, когда видишь номер, в котором всего понемножку; он напоминает стародавнюю барышню. которая при гостях и за пяльцами посидит, и на фортепиано поиграет, и споет, да еще акварели свои покажет. Но если жонглер ловко прыгает в партере, если акробаты берут себе в равные партнеры животных. то номер от этого выигрывает. приобретая новые качества.

На примере всеми признанных произведений можно увидеть, как умело пользуются артисты приемом слияния жанров. Людмила Котова и Юрий Ермолаев в конно-балетной сюите смело соединили все виды конной дрессировки. А прославленные Волжанские не только объединили многие цирковые жанры, но даже ввели элементы пантомимы и балета Подобным же образом построен и номер Бернадских.

Я уже говорила, что зрители нередко называют этот номер — "Девушка в колесе". Будто и нет этих сильных ребят, свободно передающих друг другу столь весомое сооружение. Но пусть не обижаются партнеры Нины — з этом и есть их заслуга. высшая оценка их мастерства.

Есть ведь другая манера исполнения. когда намеренно акцентируется работа "нижнего". Артист долго держит большую тяжесть на ногах или на лбу, все видят, что только благодаря ему существует такой многосложный номер. А у Бернадских наоборот: внимание публики они направляют на изящную партнершу, а свою работу ведут предельно незаметно. Вот их финальный трюк: Нина без всякой страховки на колесе. которое вращает на лбу Эдуард Вернадский, а Руслан Духновский с разбега прыгает в это самое колесо, делает сальто-мортале. Однажды у него с первого раза не получился этот трюк. Последовавшее затем удачное повторение было принято публикой лучше обычной безупречной работы. Артисты частенько применяют такой прием — первый раз трюк «срывается», его повторяют... вышло! Прием обеспечивает успех, но Бернадские отказались от этого невинного обмана.

Их номер стилизован под «русский». Я слышала много споров: зачем им стилизованные русские костюмы и музыкальное сопровождение на темы русских песен? Чтобы отпали такие вопросы, надо не только оформление, но и характеры решить по-русски. Для этого немного подчеркнуть разницу характеров Эдуарда и Руслана — и вот уже основа для действия этого трио.

В одной программе с Бернадскими в Москве работали Шуйдин и Зеленин. Как только эта пара появляется на манеже, зрители сразу видят два характера. Запоминаются они сразу. В них есть что-то от героев старых фильмов. Когда Бернадские придумают различные, но. конечно, русские характеры, тогда и прояснится тот внутренний диалог, который уже намечен в трюках. Например, в поочередной передаче колеса друг другу мне уже видится завязка маленького сюжета. Эту передачу им и надо обыгрывать.

Нина Бернадская выглядит немного холодной царевной. И хотя мь: привыкли к улыбчивым и веселым артисткам, такое решение образа покоряет. Говоря — «решение образа», я понимаю, что Нина просто делает то. что ей зеего ближе. Так чаще всего и бывает у артистов цирка Но уж коли получается этакая Несмеяна. то нужно и ее партнерам включиться в игру. Тут напрашивается такой сюжетный ход. как желание покорить царевну. Вот они «носят» Нину на руках, ходят перед нею колесом. то есть, простите, прыгают в колесо. И все это для того, чтоб ее удивить, чтоб ее поразить. Или другое — соперничество. Бернадские вольны сделать все по-своему. Но, создавая любые характеры, как угодно обыгрывая трюки, нужно все время чувствовать себя русскими ребятами. Тогда в их поясные русские поклоны не будут врываться испанские жесты, как это случается сейчас.

И о реквизите. Узор в колесе напоминает мне какие-то греческие орнаменты. Хорошо бы также изменить фактуру: вместо никелировки — натуральное дерево (пусть это будет раскраска по металлу). А квадраты и прямоугольники по окружности колеса заменить завитками, какие бывают на резьбе по дереву. Я знаю, как трудно переделать уже готовый реквизит, но в таком современном номере хотелось бы единства всего оформления. Но главное у Бернадских уже есть — элегантный современный номер.

ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100