В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Трио эквилибристов Марковых

В цирке существуют более выигрышные и менее выигрышные жанры. Мысль не нова. И все же, согласитесь, джигитовка, свободные полеты под куполом, головокружительные прыжки акробатов, завораживающие трюки канатоходцев очаровывают с первых мгновений.

Здесь, вероятно, значительную роль играет такой фактор: жанры эти наиболее точно отражают скоростные ритмы современной жизни. А размеренные, неспешные движения, предположим, эквилибристов на катушках, на переходных лестницах захватывают нас лишь в том случае, когда виртуозная техника сочетается с подлинно актерской индивидуальностью.

Артистов, конечно, привлекал постоянный, неизменный успех номеров стремительных, динамичных, и вот в ущерб другим видам циркового искусства на арене появлялись все новые «вертушки», новые канаты, новые джигитовки.

А потому тем более ценно, если не часто встречающаяся теперь «Переходная лестница», становится одним из интереснейших и запоминающихся номеров программы.

Итак, трио эквилибристов Марковых. Геннадий Марков балансирует на голове Александра Никулина, а тот держит на голове Нину Чижевскую, исполняющую стойку на руках — так называемую «узкоручку». Эффектно, не правда ли? Но оказывается, это лишь вступление, а сам трюк — впереди. Колонна из трех приближается к высокой переходной лестнице и готовится к подъему. Но едва нижний встает не первые ступени, как лестница сама плавно скользит вверх, и путь, который пройдут артисты, станет на несколько метров длинней. Одна скорость здесь накладывается на другую — восхождение артистов и движение лестницы. Колонна достигает верхней точки, перемещается на противоположную сторону и начинает спуск, одновременно опускается и лестница.

Есть в номере композиция, которую иногда исполняют в партере. Артист ложится на манеж и выжимает стойку-бланш. Но, не забывайте, мы ведем рассказ про эквилибристов, и потому этот акробат, опершись на руки и застыв параллельно земле, еще балансирует на лбу перш с партнером.

Даже увидев подобное в партере, воспринимаешь это с удивлением. А Марковы сумели перенести трюк на движущуюся лестницу — Геннадий застывает на руках параллельно земле на девятиметровой высоте, а Александр стоит на перше в стойке уже о четырнадцати метрах от манежа.

Быстрое скольжение лестницы, быстрые, на едином дыхании, подъемы и спуски. Геннадий почти взбегает по лестнице, неся Нину на голове то о стойке на одной руке, то в изящном арабеске.

Невероятный для этого жанра темп и легкость исполнения сложнейших комбинаций — отличительные черты номера. И тут весьма естественно прозвучит вопрос: как достигли исполнители такого профессионализма, как возникло столь оригинальное прочтение классического жанра?

Каждая интересная работа имеет свою историю. Пересказывая ее, начнем с биографии Нины Чижевской. И не потому, что она единственная женщина в номере, а из-за того еще, что стаж ее работы превышает стаж партнеров. Как могло это случиться? Очень просто: Нина на манеже с детства.

Отец ее, Иван Иванович Чижевский, руководил группой акробатов на батуте, среди участников труппы была и мать Нины — Людмила Ивановна Сербина, которая в свою очередь являлась потомственной цирковой артисткой и в юности выступала вместе со своими сестрами. Сестры Сербины были известными акробатками и эквилибристками. Многие помнят талантливую танцовщицу на проволоке заслуженную артистку РСФСР Веру Ивановну Сербину.

В таком окружении росла и обучалась мастерству Нина Чижевская. Дебютировала она в акробатическом трио вместе с сестрой Лилией и ее мужем Олегом Беляевым — артисты исполняли всевозможные вариации на пьедестале.

Несколько позже И. Чижевский передал Лилии и Олегу руководство группой акробатов на батуте, и тогда партнером Нины стал ее муж Геннадий Марков. Тут, на невысоком пьедестале, возникли многие композиции, которые теперь перенесены на движущуюся лестницу.

Номер «Движущаяся лестница» существовал ранее — создателями его были артисты Шидловские. Уходя на пенсию, эквилибристы подготовили себе замену и передали свою оригинальную аппаратуру Марковым. Принять готовый номер, хорошо знакомый зрителям не так-то просто. Пройдут годы, а кое-кто нет-нет да и сравнит данное исполнение с предыдущим. И даже если скрупулезно, во всех деталях, восстановить работу предшественников и выполнять ее ничуть не хуже, все равно раздадутся голоса скептиков: «Не то, не так, раньше-то было лучше».

За далью времени что не кажется нам прекрасным? Воплощенное же заново встречается подчас довольно сурово. И, пожалуй, не без основания. То, что было хорошо в прошлом, сейчас, повторенное без изменений, может выглядеть старомодным. Не зря истинные артисты считают: если много лет подряд демонстрировать самые виртуозные трюки, но не привносить в выступление преметы сегодняшнего дня, зрители в конце концов поймут, что актер застыл на месте. И уж, конечно, это относится к молодым, возрождающим прежнее.

Вполне понятно, что перед Марковыми стояла нелегкая задача — освоить заново сложный номер и затем в этом традиционном жанре изыскать новое. Поиски их шли в нескольких направлениях. Чуть изменить саму аппаратуру, сделав конструкцию более ажурной, более изящной. Акробатику, исполнявшуюся на пьедестале, перенести наверх. Усиливая трюковую часть, одновременно ускорить темп, найти четкий, точный ритм все композиции. То есть, оттачивая мастерство, добиться предельно красивой, утонченной подачи номера, все трудное преподносить легко и свободно, и даже громоздкий аппарат должен выглядеть сооружением почти невесомым, воздушным.

Так мыслили, таким видели артисты свое выступление. И замысел их, как видим, обрел четкие формы. Настойчивость, с какой эквилибристы воплощали свою задумку, родилась из сплава цирковых и спортивных традиций. Цирк, с его высоким мастерством и образностью, в этом трио представляет Нина Чижевская, а азарт соревнований, неуемное стремление к рекордности вносят в работу ее партнеры, пришедшие в цирк из спорта. Такое сочетание, как видим, дало самые отличные результаты.

Лестница вновь в движении. На ней Геннадий Марков, он балансирует на лбу перш, а на его вершине Нина Чижевская и Александр Никулин застыли в стойках на руках. Лестница возносит эту живую, грандиозную пирамиду все выше и выше, и мы, очарованные красотой этого зрелища и отвагой балансеров, неотрывно следим за ними.

Б. ПАВЛОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100