В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Трудный город

С утра они спешат на работу. После работы — пробежка по магазинам, а потом по домам. Двери дома щелкают, шторы опускаются, и голубоватый свет экрана освещает идиллическую картинку семьи, сидящей у телевизора.

На экране пан Зюзя целуется с Моникой. Где-то во второй комнате мается школьник с нерешенной задачкой о бассейне с двумя трубами. А за окном то дождь, то снег... И наконец-то спать пора... Так описывает один любитель цирка жизнь своих соседей. Живут они в двухэтажном домике на окраине. Впрочем, неважно, где они живут — просто в городе, где люди еще «не приучены» ходить в цирк или в театр.

Когда у циркового или у театрального администратора не ладятся дела, он объясняет это коротко — «трудный город». Трудный город — это значит, что над крышей цирка или театра «вот классический дымок», а потенциальные зрители ходят в кино и на стадион. Это значит — хроническое невыполнение плана, бесплодные усилия поднять сборы и, наконец, глубокий пессимизм дирекции. Оптимистам со стороны все ясно: нет сборов — плохой директор цирка, и надо снять одного и назначить другого. Слишком просто, хотя иногда и дает нужный эффект,

И мы решили съездить в «трудный» город К., чтобы посмотреть, как все это происходит и виноват ли директор или на самом деле в характере города ость что-то трудное для успеха зрелищных предприятий? Финансовые сводки цирка постоянно намекали на то, что жители К. не очень любят искусство ловких, сильных и смелых, а любят пана Зюзю и Монику. И если в качестве подтверждения годится отчет горторга, где недвусмысленно говорится о том, что в нынешнем году населению уже продано телевизоров на 15 процентов больше, чем в предыдущем, то картина как будто проясняется. Что же, побеждает сильнейший. А сомнений нет, что команда, в составе которой Муслим Магомаев, Андрей Мягков, Валентина Леонтьева, Татьяна Доронина, Ирина Роднина и Александр Зайцев, пес Мухтар и временами Ален Делон, несравнимо сильнее команды силовых акробатов, эквилибристов на моноциклах и прыгунов с подкидной доской. И все-таки борьба не безнадежна.

Само собой, искусство с доставкой на дом — сервис, чувствительно бьющий по кассе цирка, но надо иметь воображение комедиографа, чтобы представить себе весь город как один, сидящий в тапочках у телевизоров. И какой город! Город, в котором живут рабочие крупнейших промышленных предприятий, студенты вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов. Город, в котором живот более миллиона человек. Современный город. Новые проспекты, новая эстетика. А сам цирк? Может быть, тут и кроется разгадка? Старенькое шапито, где теплая атмосфера спектакля часто о прямой зависимости от метеосводок? Союз брезента и деревяшки, скромно дополняющий интерьер городского базара... Стоп, стоп, не надо фантазировать. Цирк в К. прекрасен. И вот как об этом писала местная пресса: «Хороший подарок получили жители нашего города — новый цирк. Он расположился в одном из живописнейших уголков центра города. Само здание очень современно. Зрительный зал на 2200 мест, уютное застекленное фойе, приятно оформленный манеж. Мы уверены, что цирк станет одним из любимейших мест отдыха трудящихся...»

Ах, директор, директор, в таком городе, в таком цирке не суметь делать сборы! Виноват. Конечно, виноват. О чем еще говорить? И вот уже наша фантазия рисует себе выездную сессию творческого суда, директора, небритого и безмолвного, и единодушный приговор — виноват! И нет никаких оправданий...

И вот тут очень кстати выясняется еще один факт, даже фактик, как будто не имеющий никакого отношения к делу. Случайно нам на глаза попалась заметка из какой-то многотиражки, которая называлась «Прав ли водитель Петров?» По мнению автора заметки, получалось, что Петров не прав, подав заявление об уходе из автобусного парка, Петров, мол, говорит, что маршрут сложный, холмистый, зимой скользко, а у него не сани, а автобус. И вообще он хочет работать на трикотажной фабрике. На что автор заметки горячо восклицает: «Подумал ли Петров — а что если все подадут заявление об уходе? Представьте себе, весь город, идущий пешком...»

Фантазии, фантазии... Весь город пешком... И все-таки не подумал Петров о том, что все в мире взаимосвязано. Если он уходит из автобусного парка, то машин на линии меньше, и столько-то жителей К. не досмотрят цирковую программу, потому что трудно доехать, а в далекой Москве в Союзгосцирке будут долго и с неудовольствием рассматривать финансовую сводку мз К. и делать разные выводы. Вот так-то, Петров...

В К. вполне современный пейзаж — город, растянутый в длину. Когда-то маленькие городки и поселки, выросшие вокруг крупных предприятий, теперь соединились в единый город. И жителям некоторых районов, чтобы сходить, например, в цирк, надо потратить четыре часа на дорогу. Два часа туда и два часа обратно, а если автобус переполнен, это не так приятно. Через несколько лет будет метро, и транспортные сложности мгновенно исчезнут. Но пока директору, наверное, нелегко привлекать зрителей отдаленных районов.

Когда-то во времена Шекспира люди шли в театр с утра, запасались корзинкой с провизией, занимали скамьи и ждали часа, когда наконец начнется спектакль. У них хватало терпения и времени. Парадоксально, но чем совершеннее транспорт, тем меньше времени у людей. Теперь, когда транспорт может вас примчать в храм искусств за несколько минут, искусство двинулось навстречу зрителям. Театры имеют филиалы и выездные спектакли, кинотеатры — в каждом микрорайоне, эстрадные концерты кочуют из клуба в клуб, а телевидение вообще все доставляет на дом. И а это самое время цирк, который испокон веков жил на колесах, цирк прочно врастает в землю... А, может быть, как раз в таком городе, как К., где только а одном районе проживает 700 тысяч жителей, разумно было бы иметь «передвижку»? Но не такую, которая собирается или разбирается целую неделю и практически похожа на плохой стационар, а мощную передвижку с целым штатом обслуживающего персонала, где вся разборка и уборка происходит за несколько часов. Когда такой цирк появляется в большом городе, то несколько дней он, допустим, играет а центре, а потом возникает то в одном, то в другом районе. Мобильность такого цирка обеспечивает его рентабельность.

Но осе это фантазии и досужие размышления. Потому что цирки-дворцы, устремленные в будущее, рассчитанные на перспективное население городов и на перспективный транспорт, уже построены...

Сложность сегодняшнего положения цирка еще и в том, что он практически не может иметь выездные спектакли, как это делают сейчас почти все театры: грузят на машину декорации и играют на любой другой сцене. Но вы не повезете в загородный дом культуры или клуб ни слонов, ни джигитов, ни иллюзионную аппаратуру, а те выездные цирковые выступления, которые бывают на заводах, скорее похожи на рекламные раусные выступления, чем на полноценный спектакль. И мы от души пожалели директора цирка. Но ненадолго. Потому что очень кстати услышали на улице разговор двух прохожих:

— Вчера стоял в очереди за билетами в театр с восьми утра. Все-таки достал...

Для справки: цирк расположен от театра не более чем в пятистах метрах. В том же разбросанном городе, с тем же транспортом — в театре давка? Да, зря мы придали такое значение всяким там транспортным неурядицам. Зря. Мы подошли к афише театра и начали читать.

Э. Брагинский, Э. Рязанов — «Притворщики». Комедия.
И. Шемякин — «Атланты и кариатиды». Драма в 2-х действиях.
И. Друцэ — «Святая святых». Притча в 2-х частях.
Л. Леонов — «Золотая карета». Пьеса в 4-х действиях.
А. Гельман — «Протокол одного заседания».
А. Антокольский — «О тех, кто любит». Сказка в 2-х действиях.
А. Жери — «Шестой этаж». Комедия.
Ю. Грушас — «Любовь, джаз и черт». Трагикомедия в 2-х действиях.
Т. Уильямс — «Лето и дым». Пьеса в 2-х действиях.
А. Островский — «Женитьба Бальзаминовая.
М. Горький — «Варвары». Сцены з 2-х действиях.
Э. Брагинский, Э. Рязанов — «Левша». Мюзикл п 2-х действиях.

А цирк скромно украшен одной строчкой — Сегодня и ежедневно новая программа! Новая программа... новая программа... Ежедневно — увы! — ежедневно все та же «новая» программа. Просто сборная программа, мало чем отличающаяся от предыдущих. И у зрителя, посмотревшего две таких программы, нет стимула попасть на третью. И это уже но вина директора — отсутствие репертуара. Это творческое состояние нашего цирка. Что а данном случае имеется в виду под словом «репертуар»? Можно себе представить хотя бы так: каждая приехавшая на гастроли труппа показывает специальный спектакль для детей, сюжетный спектакль для взрослых (или даже два) и обычную дивертисментную программу. И сделать такой репертуар несложно, если только руководствоваться несколько иными принципами постановки, чем это происходило до сих пор.

Мы говорим, что цирк понятен и доступен всем возрастам, и на представление приходят и взрослые и дети. Хорошо, что доступен, но и опасно. То, что доступно одновременно самым разным людям и быстро усваивается, в один непрекрасный день всем сразу станет неинтересным, когда ни дети, ни взрослые не найдут все в той же сборной программе пищи ни для ума, ни для сердца.

В театре нам сказали: на один спектакли с удовольствием ходят пожилые люди, на другие стремится молодежь, на некоторые мы приглашаем школьников вместе с родителями, и для них после спектакля обязательно проводим обсуждение. У нас очень хорошо покупают абонементы сразу на три спектакля, один из них премьерный. Мы приучаем публику ходить к нам. И нам телевидение не мешает, а только помогает. В телевизионных передачах мы рассказываем о театре, рекламируем в той или иной форме наших актеров, показываем отрывки из спектаклей...

Мы снова у директора цирка.

—    Между прочим, — сказал он нам, — зрительный зал а театре не 875 мест, а у нас — 2200. Вы уверены, что если бы в театре было 2200, там было бы каждый день битком?

Не виноват директор, не виноват. И мы сочувственно пожали ему руку. Выйдя из цирка и размышляя об этих цифрах — 875 и 2200, — мы огибаем снаружи стеклянное фойе и оказываемся возле входа в Дворец спорта. Еще один дворец из стекла и бетона. Дворец на 4,5 тысячи мест. И каждый день полно. Едут, со всех районов едут. Едут на хоккей. Едут на концерты молодежных эстрадных ансамблей. Едут на концерты столичных знаменитостей. Ходят на фильмы. Дворец спорта быстро меняет афишу, обеспечивая сбор. И если, скажем, в город приезжает популярный эстрадный певец, то он даст во Дворце спорта два-три концерта, и все. А завтра там снова хоккей. А цирк два месяца подряд уныло твердит: «Новая программа», «Новая программа». (Да какая она новая — два месяца подряд!) Планирование программ совершенно не учитывает психологию зрителей. Планирование и реклама приучают циркового зрителя не торопиться. И, собираясь в цирк в субботу, он подумает: «Ладно, сегодня схожу в гости, а в цирк успею через неделю». А через неделю он идет еще куда-то и думает, что успеет в цирк еще через неделю. И уже никогда не успевает. А Дворец спорта предлагает такой стиль: не посмотрите сегодня или завтра — послезавтра вы уже этого но увидите. Конечно, оригинальная, продуманная реклама, разные формы ее могли бы помочь директору.

Но пока цирковые программы и номера плохо обеспечены индивидуальной рекламой. А радио, телевидение, местную прессу директор не организовал. Не умеет об этого делать. Или просто не верит в реальность их помощи. Кажется, он большой пессимист, этот директор. И вообще мало у него фантазии. А жаль...

Мы оглядываемся не цирк. Стеклянный барабан фойе с приподнятой крышей похож на военную фуражку, светящуюся изнутри. К цирку по снегу тянется цепочка людей. Некоторые не ходу развлекаются транзистором. Мой спутник задумчиво говорит:

—    А знаете, кстати, он вчера закончил выплачивать долг.
—    ?..
—    Цирк ведь ссудный. Только вместо предполагаемых полутора миллионов строительство обошлось в три. И директор за тот же самый срок выплатил все.

...Я легко представила себе фотографию улыбающегося директора на доске почета в окружении других уважаемых директоров.

Мы помолчали.

—    И, между прочим, разница между суммой плана м аншлагом так ничтожна, что если вот эти люди, которые сейчас входят в цирк, передумают и но пойдут, то план но сегодня уже нс будет выполнен. Вот так-то...

Н. РУМЯНЦЕВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100