В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Тульский цирк

Если спросить у мастеров манеже, какие города, по их мнению, являются самыми, так сказать, цирковыми, то в числе самых первых вы наверняка услышите: «Тула», Выступать там всегда интересно и радостно, потому что чувствуешь заинтересованность зрителя, горячо любящего и знающего искусство манежа, — так скажут вам артисты всех жанров и всех возрастов.

И это отнюдь не субъективное суждение. Приверженность туляков к цирку легко поддается математически точному измерению: касса тульского стационара даст вам справку, что за последние девять сезонов, то есть за все годы существования нового цирка, не осталось непроданным им одного билета. А тот, кто побывал на юбилейной выставке в Московском манеже, посвященной 50-летию советского цирке, очевидно, обратил внимание на такую цифру: за сезон цирковые представления в Туле смотрит полмиллиона зрителей — в полтора раза больше, чем все население города, включая грудных детей.

Такова объективная сторона дела. В чем же секрет того, что Тула, к примеру, город цирковой, а другие, схожие и по численности населения и по иным географ-экономическим данным, — нет?

Я неоднократно слышал утверждение, что явление это столь же загадочно, сколь и необъяснимо. Надо города принимать такими, какие они есть. Просто организация, планирующая гастроли, должна заранее учитывать, где финансово-творческий план непременно будет выполнен и перевыполнен, а где он может оказаться под угрозой срыва. А иные начинают развивать теорию некоей «цирковой наследственности» городов. С ними хочется поспорить. Любовь к манежу — понятие не стихийное, а вполне управляемое. И в доказательство этого можно оперировать примером той же Тулы.

Геннадий Александрович Смирнов, старый цирковой гимнаст, в течение почти сорока лет, начиная с 1926 года, выступал на кольцах-швунг, в нынче этот номер демонстрирует на манеже его сын. Г. А. Смирнов живет сейчас в Туле, работает тренером. Вспоминая о своих выступлениях в этом городе в довоенные годы на манеже деревянного цирка, он утверждает, что места в зрительном зале заполнялись обычно лишь к третьему отделению, когда начиналась борьба. Первые же два отделения — чисто цирковые — проходили при зрителях, которых можно было сосчитать по пальцем. Публика в основном толпилась в вестибюле пила пиво, ела мороженое, переговаривалась.

Пожар, случившийся в конце 40-х годов, уничтожил старое здание, и в течение пятнадцати лет цирковой сезон ограничивался лишь тремя-четырьмя месяцами работы передвижки. Таким образом, к моменту открытия нового здания а 1963 году говорить о каких-то крепких и прочных цирковых традициях города не приходится. Цирковым его сделал коллектив нового стационара и человек, его возглавивший.

Дмитрий Иосифович Калмыков не коренной туляк. Между его родиной Сибирью и Тулой пролегли десятки лет жизни, десятки тысяч километров трудовых и ратных маршрутов. Весной 1941 года Дмитрий Калмыков получил диплом Омского театрального училища. Но первым театром его стал театр военных действий. Орден Красной Звезды, боевые медали, три ранения фронтового разведчика гвардии лейтенанта Дмитрия Калмыкова — лучшее подтверждение того, что со своей первой, очень ответственной ролью — ролью воина — он справился успешно!

А потом — сценические подмостки. Омский Тюз и оперетта, где молодой актер не только играет, но и пробует свои силы на административной работе.

Во второй половине 50-х годов Калмыков — директор Хабаровской краевой филармонии. Чтобы хоть как-то представить себе объем ее работы, скажем, что в «географию» деятельности Калмыкова входили кроме Хабаровского края Магаданская, Амурская и Камчатская области. В те годы Дмитрий Иосифович усвоил и освоил главное — действовать в теснейшем контакте с общественностью, только опираясь на крепкий, работящий актив.

В 1961 году Калмыков назначается директором строящегося тульского цирка. Пройдет еще целых два года, прежде чем он встретит на пороге великолепного здания первого зрителя. Но без всякого преувеличения можно сказать, что именно в период строительства молодой директор крепко-накрепко врастает в тульскую землю, становится земляком прославленных умельцев.

Десятки городов участвовали в создании нового тульского цирка: Калуга и Брянск — это мебель и деревянные изделия, Ереван и Пермь — электропроводка, Москва — цирковое оборудование и аппаратура, Рига — светильники... И все это нужно было заказать, проверить на месте, заставить, если необходимо, переделать, вовремя доставить на объект, смонтировать, опробовать... Но главный вклад в строительство стационара внесли сами туляки. Вероятно, нет такого промышленного предприятия в городе, которое нельзя было бы внести в список созидателей цирка. В особенно напряженные периоды монтажных и предпусковых робот в областном и городском комитетах партии проводились специальные совещания с руководителями заводов и фабрик. И шел на них деловой разговор, прямой и нелицеприятный, ибо все зависели от каждого и каждый — от всех. Казалось бы, ну куда какое простое дело — кресло в зрительном зале. Но его изготовляло одновременно несколько предприятий: деревянную часть — мебельная фабрика, металлический каркас — механический завод, подлокотники — комбинат подсобного производства, болты для креплений — комбайновый завод, номера для обозначения мест — оружейный завод...

Десять лет прошло с тех пор. Давно забыты споры, ссоры, конфликты, нередко возникавшие при строительстве цирка. Зато осталось бесценное чувство взаимной дружеской выручки. И чувство гордости за общее детище, так любимое всеми туляками.

Но цирк — это не «коробка», не просто совершенства его технических устройств. Цирк — это прежде всего то, что происходит на манеже. А оно-то, казалось бы, относится к области, менее всего зависимой от воли и желания директора. Конвейер для всей страны един, и распоряжаются им «сверху». Таким образом, успех и соответственно сбор делает прежде всего и главным образом гастролер. Пройдет тот или иной номер или не пройдет? — вот в чем вопрос.

Рассуждение это в определенной степени справедливое и служит верой и правдой десятки лет не одному директору цирка. Но не Калмыкову. У него проходят все. И билеты распродаются, что называется, на корню за два месяца вперед. Секрет тут довольно прост:

Калмыков и руководимый им коллектив сумели приобщить туляков к цирковой культуре, раскрыть перед ними романтику и трудности всех жанров арены. С первых же шагов тульский стационар стал постановочным цирком.

За девять сезонов туляки увидели на его манеже пять оригинальных премьер. Причем таких, которые стали заметным событием в жизни всего советского цирка.

В 1964 году рождается первый п мире "Цирк на льду". Эта работа, которой руководил выдающийся режиссер А. Арнольд, осуществлялась Тульским цирком совместно с Центральной студией циркового искусства.

Тысяча девятьсот шестьдесят пятый год отмечен рождением возглавляемого народным артистом РСФСР Михаилом Тугановым конного цирка "Тула-Париж".

—    Почему вы решили создавать свой цирк именно в Туле? — спросили как-то М. Тугаиова. И вот что он ответил:
—    В Туле я впервые, но от своих товарищей по искусству много слышал хорошего о Тульском цирке и о туляках Знал я и другое: на здешней арене родилась такая новинка, как «Цирк на льду». Поэтому и выбор наш пал на Тулу.

И разве не символично, что в дни гастролей в Париже на самом видном месте в фойе стоял пятиведерный тульский самовар с дарственной надписью гражданам Парижа?! И сегодня посетители мэрии столицы Франции могут полюбоваться этим сверкающим даром туляков...

«И арсенал и щит России» — так называлось содержательное и яркое представление, приуроченное к 25-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой и посвященное обороне Тулы осенью 1941 года. Можно смело сказать, что эта премьера стала идейно-политическим и художественным событием для всего города. Автор сценария драматург Ю. Чепурим и постановщик заслуженный деятель искусств РСФСР А. Вольный создали волнующее произведение, в котором языком циркового искусства раскрывалось одно из ярчайших событий Великой Отечественной войны.

Бывший в числе первых зрителей этого представления маршал Советского Союза Ф. Голиков сказал: «Перед нами словно ожили славные страницы обороны Тулы в 1941 году. Не могу не поддержать замысел такой постановки самым решительным образом».

Высокая, заслуженная оценка!

Тысяча девятьсот шестьдесят восьмой гол. Рождение первого в стране «Цирка на воде», который в обновленном варианте поныне радует зрителей в разных городах страны.

Тысяча девятьсот семидесятый год. И в этот год славного ленинского юбилея молодой режиссер 8. Головко осуществляет в 1уле постановку представления "Русские самоцветы". Сделанное в форме яркого народного празднества, оно подкупает задором, удалью, весельем и душевной теплотой. Коллектив «Русских самоцветов» стал лауреатом премии Тульского комсомола. К слову сказать, нынче. в год празднования 50-летия образования СССР, тематическое представление «Русские самоцветы» увидели москвичи и гости столицы на манеже нового цирка на Ленинских горах.

Думается, что только названных тут пяти постановок было бы вполне достаточно, чтобы отнести Тульский цирк к числу наиболее творческих. Но к этому необходимо добавить такие работы, как прологи к представлениям в ознаменование XXIII и XXIV съездов КПСС, пролог-пантомима в честь 50-летия Ленинского комсомола, наконец, пролог в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Но напрасно было бы думать, что все свое внимание руководство и работники Тульского цирка направляют лишь на создание «своих» оригинальных программ. Туляки необычайно гостеприимны. Это могут подтвердить все: от народной артистки РСФСР Маргариты Назаровой, чей аттракцион обрел в Туле свое второе дыхание, и до участников совсем молодого коллектива Молдавии, готовящего сейчас здесь свою первую программу.

Никому тут нет отказа, будь то звезда первой величины или вчерашний выпускник ГУЦЭИ. Заменить, отремонтировать, усовершенствовать оборудование, аппаратуру, освежить костюмы и реквизит, помочь советом и режиссурой — на все охотно идут туляки. До сих пор мы упоминали лишь Калмыкова. Но, естественно, сколь бы инициативен и всеведущ он ни был, ему не справиться одному и с десятой долей всего того, что рождается и живет под куполом Тульского цирка.

— У нас так заведено, — говорит секретарь партийной организации Тамара Абрамовна Алехина, — что любое начинание становится с первого и до последнего дня общим делом всего коллектива. Мы не делим дела и заботь) на «твои» и «мои». Любая задумка всесторонне «обкатывается» на партийном и общем собрании, рассматривается специалистами и уже потом, когда идея принята, все трудятся, что называется, засучив рукава.

Да, здесь сложился дружный и энергичный костяк, много лет работающий плечом к плечу. Это заместитель директора А. К. Неаронов, режиссер-инспектор манежа А. М. Одесский, главный инженер Н. В. Нетесов, инженер по технике безопасности М. В. Борисов, администратор В. И. Качалов, заведующая постановочной частью Н. А. Шалова, заведующий цехом униформы Е. В. Локтев.

Большая роль в творческой биографии Тульского цирка по праву принадлежит недавно ушедшему на пенсию главному режиссеру А. И. Вольному — заслуженному деятелю искусств РСФСР.

Здесь названы лишь несколько передовиков. Но трудовую славу добывал своему цирку весь коллектив. И нет ничего удивительного в том, что переходящее Красное знамя Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры (оно учреждено в сентябре 1971 года) уже дважды присуждалось тульскому стационару.

Быть первыми среди всех цирков страны — это высокая, очень высокая честь!

—    Но это признание, мы все уверены, не вскружит голову Калмыкову и его гвардии, — улыбаясь, говорит заведующая отделом агитации и пропаганды областного комитета партии Татьяна Сергеевна Ионова. И серьезно добавляет:
—    Это такой коллектив, которому по плечу самые ответственные творческие задачи. И при этом я не помню случая, чтобы партийные органы занимались разбором каких-либо жалоб или неурядиц среди сотрудников цирка. Удивительно верно там понимают чувство товарищеской взаимной поддержки и подлинную принципиальность. Коллектив сам сурово спрашивает с нерадивых, сам воспитывает их, умеет мобилизовать каждого работника на решение общей задачи. И не случайно заслуженный работник культуры РСФСР Дмитрий Иосифович Калмыков — один из самых уважаемых в городе людей. Он депутат городского совета и член райкома партии, неутомимый общественник. Славу Тульскому цирку он и возглавляемый им коллектив заработали, как говорится, натруженными руками.
—    Мы гордимся нашим цирком, — заканчивает свою мысль Татьяна Сергеевна,—гордимся и рассматриваем его как один из важных очагов идейно-эстетического воспитания тружеников города.

Это достойная оценка большого, плодотворного труда.


Им. ЛЕВИН, наш специальным корреспондент

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100