В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Турники Игоря Бессараба

В ту, последнюю за занавесом минуту, когда на манеже уже установили турник, все семеро замирают.

Через минуту прозвучит спокойное: «Пошли». Через минуту дыхание семерых станет единым, в едином ритме забьются сердца... Через минуту... Она им очень нужна, эта коротенькая минута молчания, чтобы, замерев на миг, уловить дыхание партнеров. Иногда это даже не минута, а считанные секунды тишины. Затем стремительный выход, а дальше...

— Да они, как птицы! — так кто-то из зрителей очень точно оценил работу турнистов Бессараб — ведь их композиция действительно сродни полету птичьей стаи.

Зал затих. Два гимнаста симметрично вращаются на одной из перекладин турника, затем совместный перелет на следующую перекладину и вновь вращение. Кажется, над манежем парит большая птица. Каждое движение гимнастов напоминает взмах мощных крыльев. Умолкла музыка, в тишине полет гимнастов еще величественнее.

Едва эти артисты «приземлились» на манеже, как в эффектном трюке взметнулось следующее трио, и кажется — они летают над турником и ничто не сможет помешать их плавному движению. Но вдруг, будто подстреленные птицы, гимнасты начинают падать. Падая, они несколько раз перевертываются в воздухе, стремительно и страшно приближаясь к земле, но вдруг в последний миг, в последнем рывке выпрямляются и застывают на манеже.

И — аплодисменты: публика благодарит не только за безупречно исполненное «двойное сальто согнувшись», но и за песню души, пропетую на едином дыхании. Словом, аплодисменты за оригинальный номер.

Однако оригинальным он стал не сразу. Сначала... Вот выписка из акта просмотра: «Номер «Турники» выпущен из ГУЦЭИ о 1967 году. Режиссер-педагог Г. Сенечкин. Руководитель — Игорь Бессараб.

В 1970 году номер удостаивается звания дипломанта смотра лучших произведений циркового искусства, а в 1974 году звания лауреата Ленинского комсомола удостоен руководитель номера».

Скупые строки, но за ними — семь лет работы и непрерывных поисков. Артисты усложняли трюки, перестраивали комбинации, убыстряли темп номера, борясь за каждую долю секунды для «чистой» работы. Однако Игорь Бессараб все же был недоволен: полета на едином дыхании, при котором один эффектный трюк переходит в другой, одна групповая комбинация сливается с другой, не получалось, так как исполнять групповые, а тем более синхронно-групповые комбинации на шестигранном аппарате было трудно.

А что, если попытаться изменить турник, заменить шестигранник иной конструкцией? Так родились бессарабовские «три квадрата», на которых одновременно в трюке могли бы участвовать до десяти человек. Но для этого требовалось изготовить новый аппарат, что оказалось не просто. Турник собирали по частям на предприятиях в разных городах: Туле, Перми, Казани. В январе 1975 года аппаратура наконец была готова.

Но только через четыре месяца «без отрыва от производства» был создан новый номер, в котором демонстрировалось четырнадцать комбинаций из сорока трюков. Впрочем, к работе туристов Бессараб термин «демонстрация трюков» не подходит — не это главное в их работе.

А главное в том, что номер их рассказывает об извечном стремлении человека к полету, и они осуществляют этот полет на едином дыхании. Сорвись на трюке кто-нибудь, и... пропадет ощущение легкости исполнения. А чтобы не было этого, Бессараб готов часами спорить с инспектором манежа за каждую минуту репетиционного времени. Только здесь, на репетиции, он и его партнеры имеют право на вторую попытку. Только на репетиции...

...Ту, последнюю за форгангом минуту они проводят в молчании. И, посмотрев бесчисленное количество раз их репетиции и выступления, я поняла, как она нужна им, эта коротенькая минута — прелюдия полета.


А. Хачатурьян

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100