Творческая лаборатория Анатолия Бойко - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Творческая лаборатория Анатолия Бойко

Нередко эстрадные номера имеют немалую и интересную историю своего создания. В этом еще раз убеждаешься, когда знакомишься с работами Анатолия Ивановича Бойко. Зрители видят лишь конечный результат усилий постановщика, а часто они и не знают его — ведь на концертах обычно фамилию режиссера не называют. Очень популярен, скажем, номер Кирюшкиных с воздушным шариком, но лишь любителям эстрады да специалистам известно, что создал его Бойко.

Это одна из многих его работ.

Как Бойко стал эстрадным режиссером? Он окончил Государственное училище циркового н эстрадного искусства. До поступления в училище занимался я художественной самодеятельности. Юноша много сил и энергии отдавал искусству, и со стройки, на которой он работал, его направили сначала на семинар балетмейстеров самодеятельных коллективов, а затем на курсы режиссеров народных театров.

В ГУЦЭИ Анатолий Бойко увлекся искусством пантомимы. Он мечтал о создании мимических сценок, раскрывающих самые разные стороны нашей жизни. Окончив ГУЦЭИ, возглавил студию-театр «Мим». Сначала она функционировала в клубе МВТУ имени Баумана, потом в клубе Московского энергетического института. Студийцы проводили творческие отчеты, участвовали в концертах художественной самодеятельности, в телевизионных передачах, где Бойко выступал и постановщиком и одним из исполнителей.

Вскоре Анатолия Ивановича пригласили на режиссерскую работу во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, потом в Москомцерт, в мастерскую оригинальных жанров. Но и после этого Бойко не оставил самодеятельную студию. Для того были веские причины. Когда он взялся за руководство студией, то в первую очередь хотел проверить свои возможности как режиссера, и, добавим, как педагога и сценариста. Но Бойко поставил перед собой и другую, пожалуй, более сложную задачу — изучить возможности искусства пантомимы, постараться рассказать языком жеста о самых разных сторонах жизни и проявлениях человеческого характера. А где еще как ни в самодеятельном коллективе начинающий режиссер мог найти такие благоприятные условия для экспериментов?! Здесь нет жестких сроков выпуска номеров, исполнители но уезжают на гастроли, можно с успехом показать номер, а ка другой день взяться за его кардинальную переделку. Наверное, читателям покажется странным, но в студенческом клубе Бойко ежедневно получал в полное свое распоряжение на несколько часов оборудованный для репетиций зал, чего а Москонцерте ему предоставить не могут и сейчас.

Кстати, немало номеров мимического жанра, которые демонстрируются сейчас на профессиональной эстраде, зарождались в студии, а их исполнители начинали с занятий в самодеятельном коллективе у Бойко.

А какого же характера эксперименты он там вел? Например, ему было ясно, что мимам разыграть сценку свидания несложно. Влюбленным не надо много слов, чтобы сказать друг другу о своих чувствах. А как изобразить такую ситуацию: бывалый путешественник, сидя на скамейке в саду, рассказывает юноше о своих похождениях в джунглях. Как передать беседу без звучащего слова? Бойко нашел приемы, позволившие зрителям увидеть, что путешественник вспоминает о своих встречах в джунглях со свирепыми хищниками, и с какой экспрессией юноша воспринимает все «услышанное».

Несколько лет в студии шла работа над сценкой «В кабинете зубного врача». Признаться, ситуация не оригинальная. Примечательно то, что Бойко задался целью решить сценку в разных стилях — показать, как этот сюжет воплотил бы режиссер драмы, цирка и балетмейстер. В одном случае вопрос удалить или не удалить зуб вырастает до гамлетовского вопроса «быть или не быть?» В другом — сценка приобретала романтическую приподнятость балетного спектакля, в ней исполнялись танцевальные па и поддержки. В третьем— варианте — акробатические прыжки, каскады падений, приемы чисто буффонадные.

Бойко ставил со студийцами сценки эксцентрические, лирические, публицистического звучание, философского: «С милым и в шалаше рей», «Собачки» (по рисункам Бидструпа), «Ваятель масок» (подражание Марселю Марсо), «Свидание» (по мотивам комедии А. Островского «Женитьба Бальзаминовая), «Черные дожди» (посвящено детям Вьетнама), спектакль-сказка «Голый король» и т. д. Одно перечисление названий дает представление о широком тематическом диапазоне. Добавим, по телевидению шли композиции «Поколение Икс» (о трагедии молодежи Запада, с его безработицей, расовым угнетением, психозом войны), «Время и мы» (о борьбе сторонников мира с милитаристами всех мастей).

Во всех своих постановках Анатолий Иванович стремится отразить жизнь. Он отвергает формалистические искания, справедливо считая, что создаваемые мимами сценки должны непременно мести мысль, рассказывать о человеческих судьбах, о важных проблемах нашей жизни.

Как уже было сказано, режиссер сочетает работу в самодеятельном коллективе с подготовкой номеров для профессиональной эстрады. Вначале он готовил лишь номера пантомимы, а с 1973 года — и других оригинальных жанров. Постановка каждого номера — это кропотливый, сложный процесс. С одной стороны, изучение возможностей исполнителя, его способностей, характера, темперамента, устремлений, с другой — поиски темы, сюжета и средств их наиболее яркого и полного воплощения. Скажем, известная сценка Кирюшкиных появилась не вдруг. Олег Кирюшкин занимался у Бойко в самодеятельной студии. Потом участвовал в нескольких номерах на эстраде, выступал как соло-мим. Сценку с шариком Бойко обдумывал долго, примерял ее к своим ученикам. Убеждался — все не то: слишком задорными оказывались партнеры, и появлялась излишняя эксцентричность, терялись глубина, лиричность. Когда Олег и Наталья Кирюшкины попросили поставить им двоим номер. Бойко сразу понял, что сценка с воздушным шариком задумана будто специально для этой пары. И действительно, Наталья Кирюшкина смогла с трогательной убедительностью изобразить беззащитную обладательницу шарика, которая способна противопоставить злу только свою доброту. Олег Кирюшкин — хулиганистого вида паренька, который за агрессивностью старается скрыть неуверенность и робость. Хрупкость, уязвимость и в шарике, и в облике двух юных персонажей, и в их чувствах. Побеждает добро, девочка с шариком оказывается сильнее задиристого паренька.

Примечательно, что в номера любого жанра Бойко вводит элементы мимического искусства. Ведь акробат, эквилибрист не говорят на сцене, и пластика тела, выразительный жест, мимика — все это помогает им создать характер, образ, в конце концов, делает акробате или эквилибриста артистом, а не просто исполнителем трюков.

Разумеется, подробно рассказать о номерах, созданных Анатолием Бойко для профессиональной эстрады трудно. Но, чтобы дать представление об их характере, упомянем несколько.

Номер Р. Таишева «Человек на улицу вышел». Когда Бойко познакомился с Таишевым, то убедился, что артист в совершенстве владеет моноциклом. Однако режиссер справедливо считал, что просто демонстрировать сложные трюки недостаточно. И он придумывает сюжет. Человек собрался в путь, вышел из дому к своим «Жигулям», заботливо прикрытым брезентом, а под брезентом оказалось лишь одно колесо и руль. На одном колесе человек и отправляется в путь. Зрители становятся свидетелями его путешествия, фонограмма позволяет яснее представить, что герой сценки не одном колесе выбрался на магистраль с большим движением, вот чуть не столкнулся с резко затормозившим грузовиком, вот терпеливо ждет, когда на светофоре зажжется зеленый свет, а вот заметил милую девушку и отклонился от своего маршрута, но не смог привлечь ее внимания, досадует и т. д. Все трюки эквилибра на моноцикле служат созданию самых разных ситуаций. Так сложился номер, исполнитель которого был удостоен звания лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Еще номер — И. Бирюков и А. Рогачев «Игра с афишей». Сначала у пары акробатов никакой игры не было. Они демонстрировали трюки с помощью доски (примерно те, что проделываются на столе). Бойко задался целью придать всем их трюкам осмысленное действие. Ом предложил разыгрывать такую сценку. Идет расклейка афиш. Один расклейщик мешает другому, возникает ссора, а потом и потасовка. Доска, с которой проделываются различные трюки, выглядит как одна из афиш. Для финала была найдена эффектная деталь. Помирившись, исполнители вдруг сворачивают афишу, служившую им опорой для прыжков, в рулон.

Немало вариантов было у номера А. Резниченко, прежде чем он приобрел тот вид, с которым исполнитель успешно выступил на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Резниченко владеет многими жанрами. Вначале, выходя на сцену, он демонстрировал трюки жонглирования, эквилибра, манипуляции. танцевал, играл на музыкальных инструментах. Бойко добился, что выступление подчинялось определенному замыслу; номер назвали «Ритмические зарисовки», в него включили чечетку, жонглирование шариками и игру на ударных инструментах (в том числе четырьмя палочками на барабане). Но поиски продолжались, создавались новью варианты. И наконец, последний вариант — жонглер с ударной установкой. Остроумное сочетание жанров музыкальной эксцентрики и жонглирования покорило зрителей и специалистов.

В столь кратком изложении создание номера выглядит предельно просто — вроде бы «пришел, увидел, победил». На деле поиски требуют больших усилий. Режиссер номеров оригинального жанра, как правило, выступает драматургом, сценаристом. Перед ним — задача превратить отдельные трюки, пластические движения в предмет искусства, объединить их темой, сюжетом. Бойко это удается. У него исполняемые артистами трюки, танцевальные па, каждое движение служат раскрытию образа, этому помогают элементы мимического искусства, музыка, костюмы и т. д. Кстати, не случайно почти все его номера имеют названия. Их невозможно придумать, если на сцене — лишь демонстрация трюков. А когда есть сюжет, тема, то номер непременно приобретает имя: «Человек на улицу вышел», «На Диком Западе», «Московское метро», «Цветы и камни» и г. д.

Исполнители номеров, поставленных Бойко, становятся лауреатами всесоюзных и всероссийских конкурсов эстрады, а сам режиссер три раза удостаивался дипломов на этих конкурсах. Многие его ученики интересно проявили себя, и уже сами создают произведения в жанре пантомимы. В. Колесов сейчас возглавляет в Минске студию «Рух», получившую известность далеко за пределами Белоруссии. Другой ученик Бойко — Данг Ван Зунг, приезжавший из Вьетнама на учебу в Советский Союз, у себя на родине уже создал профессиональную группу мимов, пишет, что собирается с ней на гастроли в СССР.

Надо упомянуть, что Бойко берется и за постановку номеров, которые заведомо не попадут на конкурсы и фестивали. Он приходит на помочь тем, кому недолго осталось до пенсии, кто должен переменить жанр, порой потерял форму, а то и упал духом. Бойко придумывает, как им лучше продемонстрировать свои возможности, ставит номера, и, что очень важно, возвращает к активному творчеству, возвращает веру в свои силы.

Существует мнение, что есть режиссеры отдельных номеров, а есть — программ. Бойко уже утвердил себя как режиссер оригинальных номеров, но им поставлено и несколько эстрадных программ. Еще в 1970 году он ставит программу «Хохлома-70» (автор сценария А. Внуков) для Горьковской филармонии. В 1975 году создает программу «Очевидное — невероятное», основным исполнителем которой был иллюзионист Дик Читашвили. Затем Бойко переделал сценарий, и это позволило в увлекательной форме органически объединять выступления артистов самых разных жанров. Последняя большая работа Бойко — «Москва Олимпийская» (он вместе с А. Внуковым и автор сценария). Представление это подготовлено для показа в дни Олимпиады. Участвовал Бойко как один из режиссеров в подготовке и других программ.

Для программ на эстраде и для телевидения Бойко разрабатывает и ставит своеобразный «молчаливый конферанс»— каждому номеру предпосылается мимическая сценка.

О своих планах, замыслах Анатолий Иванович рассказывает увлеченно. Они действительно интересны. Но, думается, не стоит пересказывать их. а давайте запасемся терпением и подождем, когда новые работы выйдут из творческой лаборатории Анатолия Бойко, и мы увидим их на эстраде.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий




 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования