В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Творческий почерк Г. Перкуна

Творческий почерк Г. Перкуна начал складываться еще в те трудные, военные годы, когда он, солдат стал участником Красноармейского ансамбля песни и пляски 3-го Белорусского фронта. Именно тогда он впервые пробует себя как балетмейстер, создает ряд интересных номеров.

После окончания войны Перкун едет в Молдавию. В музыкально-драматическом театре Кишинева, созданном заново но развалинах, он собирает балетную труппу и ставит балет А. Асафьева «Барышня-крестьянка». Второй его работой был балет «Мирандолина», в котором ряд режиссерских находок впоследствии высоко оценила известная советская балерина Ольга Лепешинская.

Военные годы многому научили молодого режиссера, и главное, они выработали в нем организаторские навыки. Ему приходилось самому отыскивать после войны в самодеятельности, в селах Молдавии будущих артистов балета. Талант организатора помог ему и в других постановках, где бы Перкун ни работал.

Режиссера все больше и больше привлекали островыразительные, оригинальные средства, и это привело Г. Перкуна в цирк. Уже первая его режиссерская работа в цирке носит черты явного своеобразия. Это номер А. Королева — скульптурные группы с лошадью Торс. Здесь обычной открытой динамике циркового номера противопоставляется динамика, скрытая в пластике, в характере неподвижных, но полных жизни фигур. Режиссер сумел соединить цирковое искусство с изобразительным, используя при этом пластику пантомимы. Одним из важных слагаемых этого номера стала музыка. И здесь и в последующих работах Перкуна музыка задает нс только ритм, но и определяет драматургическую канву номера. Так, в номере акробатов-вольтижеров В. Фоменко, М. Таланкиной и С. Белова, созданном в 1956 году, музыка О. Фельцмана как бы предопределяет смелые трюки артистов.

Перкун умеет найти для каждого спектакля, каждого номера свои постановочные средства. Это качество режиссера прекрасно проявилось в работе по созданию Армянского циркового коллектива. Выступление его в 1961 году в Москве стало событием. Первый раз на манеже столичного цирка выступили такие мастера, как Леонид Енгибаров, Степан Исаакян, Нази Ширай, Елена Аванесова, Ирина Шестуа с братьями Асатурьян и другие артисты. Это был не просто парад хороших номеров. Представление отличали музыкальность, такое развитие действия, при котором номера оказывались тесно «притертыми» друг к другу.

Еще более мастерское владение искусством компоновки цирковых номеров увидели зрители в выступлениях вновь созданного казахского циркового коллектива. До 1972 года национального цирка в Казахстане нс было. Поэтому будущих артистов цирка пришлось набирать из горных и степных аулов, прикреплять к ним тренеров и создавать номера. Для того чтобы лучше помять огромный труд режиссера, нужно добавить, что здесь появилась интересная смешанная группа животных, дрессировка которых потребовала новой методики и немалых усилий. Здесь зрители увидели такой номер, как эквилибр на свободной проволоке, поднятой под самый купол цирка. Исполнителем его стала девятнадцатилетняя Сания Джунусова. В подготовке Казахского коллектива особенно ярко проявился дар режиссера — увидеть в каждом начинающем артисте индивидуальность.

Затем Перкун выпускает аттракцион дрессировщика Виктора Тихонова «Зубры и тигры». Три года длилась работа режиссера с дрессировщиком, но еще больше времени ушло впоследствии на подготовку нового большого аттракциона того же артиста «Полосатые звезды арены». Двенадцать тигров, по мысли режиссера, нс только показывали владение цирковыми и эстрадными жанрами — эквилибром, акробатикой, танцами, — но и исполняли роли в цирковой пьесе, темой которой было соревнование талантов. Не менее интересным получился аттракцион-пантомима молодого дрессировщика Виталия Тихонова «Мир животных — мир друзей». Четвероногие артисты — яки, медведи, косули, ламы, собаки — стали участниками пародийной корриды, ковбойских скачек.

Опыт работы с Виктором и Виталием Тихоновым помог Г. Перкуну в создании номера А. Соколова «Конная кадриль» (1975). Перкун не раз ставил программы в зарубежных цирках.

Годами оттачивалось у режиссера владение многообразными компонентами циркового зрелища, которое особенно сказывалось в постановке больших представлений в новом Московском цирке.

Сегодня заслуженному деятелю искусств РСФСР Георгию Васильевичу Перкуну шестьдесят лет. Мы желаем ему новых творческих удач и новых интересных постановок.

ВЛАДИМИР АНГАРСКИЙ, АНАТОЛИИ ВИКТОРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100