В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Умному на ковре

Это было очень давно. Лет сорок пять — сорок восемь тому назад. Яркая, красочная афиша извещала жителей нашего большого южного города, что в субботу состоится открытие цирка с участием иностранных и русских корифеев арены.

После звонких фамилий артистов шла жирная красная строка: «Весь вечер у ковра знаменитый клоун-комик Жак».

Я недоумевал: почему всемирно знаменитый клоун .должен быть только у ковра, в то время, когда другие артисты будут выступать на манеже? Что это значит? У какого ковра?

Несколько раз я перечитал эту строку, полную загадочности для меня, не выдержал и спросил у стоящего рядом человека в белом костюме и соломенной шляпе.

—  Скажите, почему Жак будет весь вечер у ковра?
—  Дурачится твой Жак, артистам расстеливает коврики, дорожку им открывает, вот и вся его работа.

Вечером я спросил свою старшую сестру, дружившую с воздушной гимнасткой Ниной Карпи, широко известной в двадцатых годах:

—  Муся, почему все артисты просто названы гимнастами, акробатами, жонглерами, а про Жака сказано, что он у ковра?

Муся улыбнулась:

—  Вот что тебя беспокоит! Артисты выступят и уйдут за кулисы, а Жак останется и будет весь вечер перед публикой. Ему тяжелее всех. Представь себе, как это трудно быть полтора-два часа перед глазами сотен людей. Ему надо быть очень приятным, а главное — умным, а то ведь может надоесть.

Все смешалось в мальчишеской голове. Человек у афиши сказал, что Жак дурачится, а сестра, моя старшая сестра, которая научила меня еще в пять лет читать и писать, говорит, что Жак весь вечер должен быть приятным, а главное — умным.

Я до сих пор не знаю, какой клоун выступал под банальным псевдонимом Жак. но вел он себя на манеже действительно умно. Когда ведущий объявил: «У ковра — Жак...», актер не вышел. Возникло неловкое смятение: его начали искать, суетились униформисты, сердился ведущий, недоуменно пожимал плечами дирижер. Наконец, появился Жак — веселый, возбужденный, радостный, с половинкой белого хлеба в руках. Он по-детски подпрыгивал, подтягивал шлейки штанов, доверчиво улыбался, дружески подмигивая зрителям.

—  Где вы были, Жак? — спросил ведущий.
—  Я кормил слона на конюшне, — все еще не расставаясь с радостным настроением, ответил коверный.
—  Успели бы это позднее сделать, вам же работать надо, — с официальной категоричностью, укоризненно произнес ведущий. Он забрал у Жака полбуханки хлеба и слегка толкнул его в плечо.

В этой сценке не было ничего смешного. Зрители не смеялись. Даже не улыбались. Скорее, стало грустно, жаль было клоуна. Он такой хороший, кормил животное, а его ругают. Естественность происходящего не вызывала сомнения.

После выступлений акробатов и дрессировщицы собачек Жак уселся на барьер, достал огромный сифон и начал пить шипящую сельтерскую воду. К нему подошел ведущий и по-приятельски сказал:

—  Жак, налейте стаканчик, жарко, горло пересохло...

Жак спрятал сифон за спину и, подражая голосу и жестам ведущего, ответил:

—  Успеете пить, вам же надо работать...

И цирк задрожал от аплодисментов и веселого хохота. Ай-да, Жак, ай-да, молодец! Вот это отрубил! Люди, сидящие в зале, не анализировали, задумана ли была эта сценка или это — находчивая импровизация клоуна. Важно было другое — состоялось моральное отмщение, грубость посрамлена, и публика с любовью смотрела на Жака.

Коверный вел себя так естественно, домашне, деликатно, без назойливой попытки смешить, что Жака принимали сердечней и теплей других артистов, а известный в нашем городе комедийный актер местного театра прислал ему бытылку шампанского. Ее принесли из циркового буфета прямо на манеж. Какие это были нравы? Провинциальные или просто восхищение мастерством и искусством настоящего художника? Кто знает?

Коверный... В цирке это слово произносят с уважением. а обыватели, не знающие подлинного места коверного на арене, с усмешкой, а в прошлые годы даже с презрением крестили этим словом людей, которых хотели уязвить, обидеть. Фольклор старинной нижегородской деревни сохранил такое определение, рожденное в речи сытых кулаков и спесивого купечества: «ковровый человек...» Подразумевался не рабочий ткач, относили это чаще всего просто к неимущим, желая унизить их, оскорбить.

Это определение ярко выраженной социальной окраски подчеркивало неравенство в обществе и не только материальное, с точки зрения воинствующих мещан, но и нравственное, ковровый человек — это не просто шут потешный, а слуга, лакей, человек, прислуживающий, обязанный стоять не на ковре, а у господского ковра. До наших дней дошла поговорка, возникшая на Волге во времена Разина: «Не Стенька, на ковре по Волге не поплывешь...» Ковер был символом богатства, ума, могущества. Человек на ковре  — в центре внимания людей, в поле зрения всех слоев общества, личность. На Древнем Востоке считалось честью для гонцов и гостей, приглашенных ко двору, ступить на ковер, расстилающийся от места сидения грозного властелина.

Чехов по дороге на Сахалин бывал в избах сибиряков. «Полы выкрашены или устланы самоделковыми холщовыми коврами», — сообщал писатель сестре. Ступать на такие ковры надо было в чулках, оставляя обувь у порога. Нищим, случайным прохожим, гостям непрошеным велено оставаться у ковра. Так, без слов выказывалось одним уважение и почет, другим пренебрежение. «Умному на ковре, дурню на дворе», — говаривали на Руси в далекие времена.

Вероятно, это перешло и в цирк, этим определялась и значимость артиста. Коверному надлежало находиться на арене эпизодически по нескольку минут, развлекая зрителей, а точнее, отвлекая их трюками и шутками от работы униформистов, пока те установят клетку или аппаратуру, расставят тяжелые тумбы, натянут сетку.

Евгений Кузнецов в своем фундаментальном исследовании «Цирк» пишет, что на исходе 90-х годов определилась необходимость иметь отдельный клоунский персонаж для заполнения пауз между номерами или между различными звеньями одного и того же номера.

Коверный заполнял паузы. Он «мешал» униформистам работать, сыпал опилки на ковер но время уборки.


МИХАИЛ ЗОРИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100