В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Управляющий "Союзгосцирком" А. Колеватов

Цирк сегодня — это гигантское производство. В данное время у нас насчитывается 61 стационар, каждый вечер на представления собирается до 100 тысяч зрителей, а на арены в нашей стране и за рубежом выходит три тысячи артистов советского цирка.

Несомненно, что такая большая творческая организация не может развиваться и совершенствоваться без перспективного планирования на каждом из ее участков. Именно поэтому Союзгосцирк разработал перспективный пятилетний план.

Необходимость и своевременность решения о перестройке и улучшении всей творческой и производственно-хозяйственной деятельности Союзгосцирка основаны на решениях XXV съезда КПСС.

XXV съезд определил десятую пятилетку пятилеткой эффективности и качества. Проблема качества есть природа самого искусства, ибо эффективность воздействия любого из ее видов определяется идейностью и художественным качеством произведений. И потому борьба за качество цирковых представлений, отдельных номеров является для нас задачей первостепенной важности.

Представленный нами на рассмотрение Коллегии Министерства культуры СССР перспективный план создания новых произведений циркового искусства и художественного совершенствования номеров и аттракционов основан на реальных потребностях циркового «конвейера», с учетом представляющих интерес предложений, поступивших в Союзгосцирк с мест.

План наш направлен на повышение идейно-художественного качества работы, на дальнейшее развитие и совершенствование циркового искусства, на преодоление недостатков а организации и планировании.

Цирк — одно из самых массовых искусств и одно из наиболее сложных и объемных по количеству и разнообразию входящих о него компонентов. Сегодня он призван, развивая лучшие традиции народного зрелища, вобрать в себя новейшие достижения науки и техники.

Главным звеном плана является создание произведений на современную тему. Цирковые представления будут совмещать актуальность и важность тематики с изобретательностью, высокой художественностью, с истинной новизной средств ее выражения. Эти представления должны отображать лучшие качества современников — ум, смелость, ловкость. Наши спектакли расскажут о вдохновенном труде советских людей.

В перспективном плане намечены практические мероприятия по реализации тех задач, которые Союзгосцирк предполагает осуществить в настоящее пятилетие. Сюда входит и привлечение новых творческих сил — сценаристов, режиссеров, композиторов, художников, конструкторов, ученых, спортивных тренеров; и использование новейших материалов при создании самой различной аппаратуры, реквизита, оборудования; и расширение материально-производственной базы; и широкое привлечение молодежи, и многое другое.

К сожалению, до сих пор цирк, в отличив от театра и кино, в большинстве случаев питается второразрядной литературой. В какой-то степени это относится и к музыке. Для цирка, к сожалению, не пишут ни наши лучшие поэты, ни сценаристы, ни драматурги. Упрек этот взаимный. Цирк не интересует их, но и они до сих пор не интересовали цирк. Мы предполагаем в ближайшем будущем ликвидировать такое положение.

Наш тематический план включает в себя создание представлений к 60-летию Октября, к юбилею советского цирка, создание ярких и красочных детских представлений, популяризацию средствами цирка новейших научных и технических открытий, спортивных достижений.

Искусство манежа развивается не замкнуто. В нем находят отражение и современная действительность, на него оказывают влияние иные виды искусств, спорт, наука и техника.

Когда мы говорим о связи циркового искусства с жизнью, с научно-техническим прогрессом, мы имеем в виду не только конкретное использование новейших достижений техники в цирковых номерах. Не менее важно и то, что артисты средствами цирка говорят о небывалых достижениях человека, о беспредельности его возможностей.

Один маленький пример: аттракцион Волжанских. Тема его — «Человек и космос». Смелость и оригинальность художественного решения, точно найденная образность, как бы демонстрирующая всю мощь человека, его достижения в покорении космоса — все это с огромной эмоциональной силой воздействует на зрителей, рождает чувство гордости за советского человека.

Однако обогащать цирковые произведения глубокой идеей удается далеко не всем исполнителям. И здесь артистам надо оказать помощь и поддержку. Особенно молодым. Сегодня, как никогда, цирку нужен поиск и эксперимент на всех уровнях — от художественного до организационного.

В цирке, как известно, существует преемственность. Само по себе это не плохо, но хотелось бы видеть не только преемственность, но и развитие лучших цирковых традиций. Сегодня так же элегантно и блистательно, как много лет назад, иллюзионисты «распиливают» своих ассистенток.

Наша страна так далеко шагнула вперед, мы так много сделали и так многому научились. А приходишь в цирк, смотришь иной, блистательный сам по себе номер и с грустью думаешь: то же самое я видел в детстве...

Развивающаяся сеть стационаров постоянно требует притока новых кадров и новых номеров. Как добиться того, чтобы вновь созданное не было повторением уже существующего, чтобы постоянно обновлялись интермедии коверных, чтобы на смену старым аттракционам приходили новью, чтобы в каждой программе существовали «ударные» номера, чтобы пенсионеры нс становились конкурентами молодых, а уходили на педагогическую работу, чтобы в цирк ходила молодежь, чтобы вместо сборных программ существовали единые цирковые коллективы?

Нужен, как говорят инженеры, «поиск на перспективу». Для этой цели мы предлагаем в самое ближайшее время создать три постановочные экспериментальные группы, в состав которых войдут исполнители, автор сценария, режиссер, балетмейстер, художник, композитор, инженеры и конструкторы. Они должны создать задел принципиально новых решений самых разных номеров и аттракционов. Для каждой группы мы намереваемся определить конкретные задания: одна будет искать новые идеи и принципы иллюзионных аттракционов, вторая — пантомимы, третья — дрессуры. Но это потребует в свою очередь создания опытного производства со своим конструкторским бюро по изготовлению самой совершенной аппаратуры и оформления. Потребуется привлечь специалистов из самых разных областей — от изобретателей до социологов. К году Олимпиады мы должны, как говорят, «получить готовую продукцию» хотя бы от одной экспериментальной группы.

Особое внимание следует уделить постановочным циркам в разных городах. Они помогут реализовать предложения артистов и постановщиков на мостах.

Наш план предусматривает дальнейшее развитие советского многонационального цирка. Это очень важный вопрос. Сочетание лучших национальных традиций народных игрищ, где демонстрируются сила, ловкость и смелость, с сегодняшним днем, — таким нам представляется путь, по которому станет развиваться национальный цирк.

Планом, в частности, предусмотрено создание коллектива «Россия — наша Родина» из представителей всех автономных республик РСФСР. Как же важно, чтобы в программе этого коллектива представители каждой автономной республики имели свое собственное лицо.

Одной из важнейших задач пятилетнего плана является подготовка и воспитанно нового пополнения нашего цирка. В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» партия призывает сочетать чуткое и уважительное отношение к молодым с требовательностью и принципиальностью.

Цирк — это искусство молодых. Но помимо молодых исполнителей в цирке должны работать молодые авторы, художники, режиссеры, композиторы. Потому что молодость — это азарт, а цирк — искусство смелых.

В своем выступлении на XVI съезде профсоюзов Л. И. Брежнев еще раз обратил внимание на необходимость развития самодеятельного искусства. Надо признать, мы до сих пор мало берем в расчет самодеятельное цирковое искусство, оно может стать серьезным источником кадров и притоком идей. Для успешного выполнения намеченного нам необходима помощь, в частности, в создании при цирках союзных республик детских самодеятельных студий, пополнение национальными кадрами многих наших коллективов и номеров.

Цирк, может быть, единственное из искусств, которое так слабо изучено и исследовано. О цирке не много написано популярных работ, мало фундаментальных исследований, почти отсутствуют учебные пособия. До сих пор не изучаются возможности цирка на стыке других искусств, с которыми он связан.

Желательно, чтобы к поиску наибольшей эффективности воздействия на зрителя циркового представления подключились социологи и психологи, нам было бы легче понять, как следует дальше строить свою работу.

В заключение хочу сказать: главным в представленном плане является создание в пятилетке новых цирковых коллективов, аттракционов и тематических программ, а также новых номеров и усовершенствование уже существующих на основе сегодняшних достижений науки и искусства.

Много лет назад А. В. Луначарский сказал: «Цирк есть чрезвычайно правдивое зрелище человеческой силы и ловкости. Придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собой. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие безвкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».

Луначарский признал, что перед цирковыми артистами стоят великие задачи. Давайте признаем и мы. Признаем и поможем им.


А. КОЛЕВАТОВ, заслуженный деятель искусств РСФСР, управляющий Союзгосцирком

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100