В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Успех акробатической группы Шемшур

Наши читатели подробно рассказать о группе акробатов Шемшур, завоевавших один из главных призов — «Серебряного клоуна» — на проходившем в Монте-Карло III Международном фестивале циркового искусства.

Судьба номера акробатов-вольтижеров Шемшур — обычная судьба почти любой цирковой группы: были в ней и периоды успехов, и периоды неудач, были свои взлеты и свои падения.

Руководитель этого акробатического квартета Виктор Шемшур родился в небольшом украинском городе Черкассы. Однажды мальчишкой он попал на представление в цирк, и с тех пор судьба его была решена — цирк и только цирк стал мечтой всей его жизни. По окончании школы он едет в Москву и пытается поступить в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Первая попытка была неудачной, вторая тоже, и только в третий раз Шемшура приняли — директора училища Александра Маркиановича Волошина и педагогов ГУЦЭИ не могла оставить равнодушной настойчивость юного абитуриента.

Начались годы учебы. Виктор старательно постигает премудрости различных цирковых жанров. Учился он самозабвенно, работает, как говорится, до седьмого пота, и, кажется, мечта его вот-вот осуществится — он скоро выйдет на манеж.

Но тут в учебе наступает перерыв — Виктор призван в ряды Советской Армии. У солдатской службы свои законы и правила, свободного времени у солдата немного. Но и здесь Виктор находит время репетировать. Наконец, три года службы позади и Виктор Шемшур возвращается в ставшее ему родным училище.

И снова репетиции, снова упорный каждодневный, труд. Опытнейший педагог училища Юрий Гаврилович Мандыч, славящийся умением разглядеть у студента склонность к тому или иному цирковому жанру, определяет амплуа Виктора — вольтижная акробатика.

В 1969 году номер акробатов-вольтижеров под руководством Виктора Шемшур с отличием был выпущен из стен училища, а в 1971 молодые артисты участвуют в программе только что открывшегося цирка на Ленинских горах...

Затем были успешные гастроли в различных городах страны и первая ответственная зарубежная поездка в Испанию. И всюду зрители покорены филигранным мастерством молодых вольтижеров.

Казалось, судьба номера складывается удачно. Но после поездки в Испанию из номера уходит партнерша. Найти ей замену чрезвычайно трудно, все же Виктор не падает духом и бросается на поиски. Первым делом он обходит различные спортивные общества — ведь сегодня цирк часто черпает свои резервы из спорта. И счастье улыбается Виктору: в спортивном обществе «Крылья Советов» он находит идеальную партнершу для своего номера — мастера спорта по спортивной гимнастике Ларису Терехину. После долгих колебаний и сомнений она соглашается бросить свой любимый вид спорта ради цирка. Затем следует несколько месяцев напряженных репетиций, и Лариса идеально «входит» в номер.

Когда смотришь их выступление, то невольно создается впечатление, что партнерша как бы парит в воздухе, перелетая от одного партнера к другому, успевая проделать в воздухе сложнейшие акробатические пассажи. Причем все трюки исполняются артистами легко, непринужденно, в стремительном темпе.

И вот акробатический квартет, в котором теперь участвуют Лариса Терехина, Алексей Аксенов, Александр Мангилев и Виктор Шемшур, вновь с успехом выступает в программе Московского цирка на Ленинских горах и на манежах других городов Союза. Но артистов подстерегает новое испытание — призван в армию Александр Мангилев, необходимо и ему искать замену. Так в номере появился Иван Мяэсепп, также выпускник ГУЦЭИ, ранее работавший в номере акробатов Ступиных. Снова напряженные репетиции, и снова номер вольтижеров Шемшур покоряет своим искусством многочисленных поклонников циркового искусства...

Совсем недавно артисты гастролировали во Франции и Бельгии вместе с большой группой мастеров советского цирка. Во Франции акробаты-вольтижеры Шемшур приняли участие в III Международном фестивале циркового искусства, проходившем в столице Монако Монте-Карло. Там артисты завоевали один из главных призов — «Серебряного клоуна».

Вот что рассказывает Виктор Шемшур об этом Фестивале.

—    Начнем с самого начала: как вы попали на фестиваль в Монте-Карло?
—    Собственно, отправляясь в гастрольную поездку по Франции и Бельгии, мы и не подозревали, что нам придется участвовать в фестивале. Но после того как начались гастроли советского цирка в Париже, проходившие, кстати, с большим успехом, оргкомитет фестиваля прислал нам приглашение приехать в Монте-Карло, что, прямо скажем, явилось полной неожиданностью. Несколько дней руководители нашей делегации вели переговоры с импресарио, который не очень-то хотел отпускать нас. Наконец переговоры завершились успехом, и мы отправились в Монте-Карло.

—    Как прошло ваше выступление?
—    Не скрою — очень волновались. От волнения даже не могли осмотреть город, который нас так интересовал и с которым мы были заочно знакомы по многочисленным произведениям литературы и кинофильмам. Немного отдохнув, отправились на репетицию о огромный цирк шапито, стоявший в центре города, где и проходил фестиваль.

Сразу же перед нами возникла довольно серьезная проблема: дело о том, что манеж там опилочный и на нем нет ковра. Выступать прямо на опилках не было никакой возможности. Но выход был найден — нам одолжили свой деревянный настил болгарские артисты, и хотя он был несколько короток и мы с непривычки скользили на нем, но это был самый оптимальный вариант в данной ситуации.

Надо сказать, что наша репетиция вызвала большой интерес у артистов и журналистов, очень внимательно наблюдавших за нами. После репетиции многие подходили к нам и выражали свое удивление и восхищение: дело в том, что вольтижная акробатика начисто отсутствует в программах зарубежного цирка. Окончив репетицию, отправились в гостиницу немного отдохнуть, а вечером — снова в цирк.

Там нас приветствовал князь Монако Ранье III, отметивший, что мы — первые советские артисты, принимающие участие в этом фестивале...

Мы узнали, что будем завершать всю программу. Естественно, наше волнение еще более усилилось. Не в силах скрыть его, мы бродили за кулисами и ждали своего выхода, Но вот ведущий объявил наш выход. Как мы отработали, я, честно говоря, не помню. Но. судя по реакции зрителей, думаю — отработали неплохо.

На следующий день все центральные парижские газеты дали нашему выступлению самую высокую оценку. Оргкомитет фестиваля пригласил нас на заключительное гала-представление, пообещав, что на этот раз у нас будет свой ковер.

Через несколько дней — снова Монте-Карло. Встречавший нас шофер радостно сообщил, что мы завоевали один из главных призов фестиваля. В цирке артисты также от всей души поздравили нас с успехом. А вечером в торжественной обстановке нашей группе вручили приз — «Серебряный клоун».

Что и говорить, мы все были очень рады тому, что наше выступление заслужило столь высокую оценку авторитетного жюри, в которое входили ведущие артисты зарубежного цирка, журналисты, директора цирков, импресарио.

Удачно прошло наше выступление и в гала-представлении. Волновались на этот раз гораздо меньше, да и под ногами у нас был привычный ковер, который организаторы фестиваля одолжили в... одной из церквей.

Возвратившись в Париж, мы сразу попали в объятия наших друзей — советских артистов, также тепло поздравлявших нас. Много поздравлений пришло нам из Москвы. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех поздравивших нас и сказать, что мы рассматриваем «Серебряного клоуна» не только как награду себе лично, но и как высокую оценку всего советского циркового искусства.

—    Теперь несколько слов о самом фестивале, о номерах, которые принимали в нем участие.
—    В Монте-Карло съезжаются артисты из многих стран мира. На этом фестивале были представлены самые разнообразные номера и аттракционы самых различных цирковых жанров. Особо хочется отмстить американский воздушный полет Михаэле, труппу канатоходцев из ФРГ Бланш (бывшая труппа Валендс), французскую воздушную гимнастку Джуди Мортон, итальянского эквилибриста Тито Рейеса, румынских музыкальных эксцентриков Григореску, дрессировщика из Италии Флавио Тогни, выводящего на манеж одновременно тринадцать слонов.

Кстати, со многими артистами, выступавшими в Монте-Карло, у нас установились по-настоящему теплые, дружеские отношения. Они много расспрашивали нас о Москве, о советском цирке. Беседуя с ними, мы еще раз с радостью убедились, как высок во всем мире авторитет советского цирка, какой искренний интерес проявляют люди к жизни нашего народа, к достижениям и успехам нашей страны.

Настоящим проявлением интернациональной солидарности цирковых артистов стало большое гала-представление в парижском цирке «Буглион», в котором приняли участие почти все лауреаты фестиваля в Монте-Карло. Весь сбор от него шел в фонд помощи артистам-пенсионерам. От советского цирка в нем участвовали мы и наш клоун Анатолий Марчевский, которого также приглашали на фестиваль о Монте-Карло, но его не отпустил импресарио.

Фестиваль в Монте-Карло — настоящий смотр мирового циркового искусства. На него съезжаются известные специалисты, журналисты, директора крупнейших цирков. Его ход и итоги широко освещаются в печати, по радио, телевидению. Для многих артистов — это начало карьеры, возможность заключить выгодный контракт. Кстати, завоевать какой-либо из призов удастся немногим.

Конечно, на фестивале были не только номера высокого класса, были и такие, которые неприемлемы для нашего советского цирка. Например, номер из Швейцарии Торнадос: партнер метает ножи в деревянный круг, в котором вращается партнерша. И хотя мастерство швейцарских артистов отличается поистине ювелирной точностью, в целом номер производит какое-то тягостное впечатление. И еще одно: почти все артисты, работающие на большой высоте, не пользуются страховкой, что также непривычно для нас. Никто в советском цирке нс позволит рисковать здоровьем и жизнью артистов.

В заключение хотелось бы сказать: надеюсь, что советские мастера и далее будут принимать участив в этом фестивале. Но необходимо, чтобы артисты, которым предстоит участвовать в нем, знали об этом заранее и могли как следует подготовиться. Я уже сказал выше и еще раз повторяю — общий уровень номеров, представленных на фестивале, был очень высок.

Участие в таком представительном форуме циркового искусства, как фестиваль в Монте-Карло, поможет делу развития циркового искусства во всем мире и, безусловно, послужит делу дальнейшего укрепления дружбы между артистами разных стран мира.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100