В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В. Тихонов - Смотрю на будущее с оптимизмом

Виктор ТихоновС юных лет народный артист РСФСР Виктор Петрович Тихонов связан с цирком. Он был и акробатом, и метким стрелком, дрессировал различных животных. Последние четверть века выступает с крупными хищниками. Наш корреспондент попросил его поделиться своими мыслями о развитии дрессировки хищников.

- Виктор Петрович, Вы одно десятилетие выступаете на манеже c хищными зверями. Какие, на ваш взгляд, пере­мены произошли в этом жанре!

- Изменения большие, в том числе и количественные. Перед войной в нашем цирке было три аттракциона c дрессированными львами — Бориса Эдера, Александре Буслаева и Геор­гия Борисова, еще леопарды Александрова-Федотоаа и смешан­ная группе хищников Николая Гладильщикова. Всего пять, как мы говорим, «клеток». Кроме того, было две группы медведей, артистов Исаенко и Кудрявцевых. Сейчас же только однородных групп львов или тигров — Семь аттракциона в, столько же смешанных групп, да еще и готовятся два номера. Как видите, число «клеток» за сорок пять лет увеличилось а три раза, a ко­личество номеров c медведями возросло еще больше.

Такой бурный рост номеров c хищниками нельзя объяс­нять только развитием советского цирка. Ведь, например, за это же время количество групп дрессированных лошадей, или так называемых «конюшен», в три раза сократилось. А кон­ный цирк всегда был нашей гордостью, наверное, пришло вре­мя подумать над целесообразностью дальнейшего увеличения числе аттракционов c хищниками и прежде всего состоящих на однородных животных.

—   Вы утверждаете, что сейчас слишком много аттракционов и номеров c дрессированными хищниками. Не влечет ли это спада интереса к ним y зрителей!

— Ощутимого спаде пока нет, но к этому идет. Посудите сами. Взять хотя бы Кисловодский цирк. За последние полтора года здесь побывали три аттракциона c тиграми: Денисова, Пав­ленко и, мой. A c тиграми, в отличие от медведей, можно при­думать не так уж много разнообразных трюков. Bедь не приста­ло тигра — зверя, впечатляющего своим благородством и вели­чавостью, — учить, как медведя, кувыркаться, пилить дрова и другим забавным трюкам. Основой действий на арене тиг­ром и львов были и остаются проходки, прыжки, пирамиды. Они и варьируются в различных комбинациях. Конечно, в каждом аттракционе есть и свои «фирменные» трюки, но зрители мно­гих таких различий не улавливают. Отделу формирования про­грамм Союзгосцирке хорошо бы это учитывать.

—   A каковы, на ваш взгляд, главные качественные измене­ния в работа c дрессированными хищниками!

—   Если позволите, буду говорить только об аттракционах c крупными кошачьими. За последние тридцать — сорок лет значительно повысилась общая культура, интереснее стало их композиционное построение, меньше «швов» между трюковыми комбинациями, показ их принял более эффектную, динамич­ную форму. Особую романтику в номера дрессировки несли женщины-укротитeли, начиная c Ирины Бугримовой. Стремление к новому привело к созданию нескольких смешанных групп из крупных кошачьих, что позволило значительно расширить возможности жанра. Один из первых теких аттракционов — «Среди хищников» Вальтера Запашного. Двадцать пять лет то­му назад он был, не мой взгляд, образцом новаторства в со­временной дрессура.

Значительно улучшилось оформление. Раньше клетки со­бирали из тяжелых железных решеток, их заменили легкие, c сетками  из тонкого тросa, быстро монтируемые. Почти неподъемные тумбы и мостики стали теперь легкими и красивы­ми, не арену стелится ковер, элегантными стали костюмы.

Наиболее прогрессивным явлением надо считать то, что Борис Эдер, е по его примеру и другие укротители, перестали применять привнесенные из-за рубежа методы «дикой» дресси­ровки. Отказались от бича, трезубца, бeссмысленной пальбы, запугивания зверей. Манера поведения дрессировщика на аре­не стала раскованней.

Виктор Тихонов на манеже с тиграми—  Вы, разумеется, сторонник гуманных методов!

- Конeчно. На в то же время не одобряю другой край­ности.  Я против превращения на арене львов и тигров в 6ез­обидных зверюшек, проявления к ним неумеренных ласк и неж­ностей. K тому же, бесцеремонное обращение артисте c хищ­никами иной раз унижает царственное достоинство великолеп­ных зверей. Мне, например, очень нравится оригинальная ра­бота укротителей из ГДР Ханно Колдама и его дочери Мар­челлы, но удручает их стремление представить величествен­ных партнеров - львов и тигров — в смешном и нелепом виде.

—   Я заметил, вы пользуетесь термином «укротитель...»

—   Не вижу в этом русском слове, кстати, имеющем ясное определение y Даля, ничего противоречащего гуманным прин­ципам дрессировки. Конечно, термин «укротитель» можно при­менять только по отношeнию к тем, кто выступает c крупными хищниками, зверями злобными по своей природе. Эту злобу и нужно укрощать, не унижая y таких зверей, как лев или тигр, развитого y них чувства собственного достоинства. Надо обязательно подчинить хищничeские инстинкты зверей воле че­ловека, Они должны видеть в дрессировщике своего пове­лителя.

—   Как вы считаете, если надо подчинить Хищника воле человека, то можно ли допускать наказания!

—   A как же иначе? Но наказывать надо при непременных усповиях: во-первых, дрeсcировщику надо иметь чувство меры, во-вторых, необходимо учитывать, что y каждого Зверя свой характер и к каждому требуется индивидуальный подход, н, наконец, зверь Обязательно должен знать, за что он наказан или поощрен. Наказание и поощрение применяются, чтoбы за­крепить условный рефлекс. Иначе как же зверь поймет, что вы от наго хотите?. Если же животному все время потакать, то в лучшем случае получится из него такой же баловень, как зна­менитый питомец Маргариты Назаровой — ручной бенгальский тигр Пурш.

Беда наша в том, что сейчас у артистов не хватает надежных помощников в подготовке животных. Прошли те времена, когда не репетициях рядом c артистом трудились такие опытнейшие профессиональные дрессировщики, как Бабутин, Плохотнив, Кривых, Шахназаров, Волков. Они же н подстраховывали ар­тиста во время выступлений. Сейчас же очeнь сложно обеспе­чить хотя бы постоянный состав ассистентов и обслуживающего персонала. А ведь это очень важно для воспитания в звере покорности воле человека, a следовательно, и для безопас­ности в работе. Отсутствие y артиста опытных помощников мо­жет привести к несчастному случаю.

—  Каков значение вы придаете сценическому образу!

—  B разыгрываемом со зверями маленьком спектакле дрессировщик обязательно должен быть и актером. Ведь каж­дый из дрессировщиков вызывает интерес к самому себе не меньший, чем eго подопечные. Сценический образ создают не столько костюм, грим и вообще внешний облик, сколько дей­ствия артиста, его голос, взаимоотношения со зверями. Важно даже, что он держит в руке — бич или стек, как он ходит по аре­не и как звери реагируют на его команды. Кстати, действия зверей подчеркивают образ, создаваемый артистом-дрессиров­щиком.

Любители цирка запомнили героико-романтический образ укротительницы львов Ирины Бугримовой, облик русского мо­лодца Ивана Рубана или женственный, лиричный образ Марга­риты Назаровой.

—     Виктор Петрович, поговорим o будущем. Ожидаете ли вы в ближайшее время явный прогресс в дрессировке хищ­ников. B чем он, по-вашему мнению, будет выражаться!

—     Прогресс непременно будет. Приручая и дрессируя животных, мы используем свои знания и богатый опыт наших пред­шественников. Помогают нам учение Павлова o рефлексах и та­кая наука, как зоопсихология, все это дает возможность экспе­риментировать, отойти от привычных канонов. Уже сегодня мы видим пути, по которым будет идти развитие дрессировки хищ­ников.

По моим наблюдениям, зрители проявляют особый Инте­рес к смешанным группам животных. Дело не только в их зрелищном многообразии, a и в том, что c разными видами зверей можно создавать всевозможные сценки и оригинальные трюковые комбинации.  Это подтверждают такие аттракционы, как «Львы на лошадях», «Тигры и зубры», «Слоны и тигры». Интересны и смешанные группы, состоящие из одних крупных хищников. Они расширяют возможности жанра, позволяют по­казать что-то новое, более впечатляющее. Уверен, что в буду­щем смешанные группы будут иметь самое большое значе­ние. Только хотелось бы, чтобы не принимали меня за против­ника однородных групп львов или тигров. Ведь такие аттрак­ционы — наша цирковая классика. Но, думается, было бы не­плохо ограничить тенденции к дальнейшему росту их числен­ности.

Перспективен синтез дрессировки и других цирковых жан­ров. И тут мы видим немалые успехи. Луиджи Безано уже много лет выступает c медведями, котоpые вместе с ним исполняют акробатические трюки. Удачно вписались медведи в акробатический ансамбль, созданный Венедиктом Беляковым, и в номер музыкальной эксцентрики Бирюковых. Медведи — равноправ­ные участники в гимнастическом номере Виталия Пузакова. И таких примеров можно привести немало. Конечно, в сочета­нии дрессировки c другими жанрами зверь обязательно дол­жен стать как 6ы партнером человека. Ведь если, к примеру, в номер жонглеров включить пассивного льва, через которого артисты будут бросать булавы, то это будет надуманное и ни кому не нужное механическое соединение жанров.

Синтез дрессировки крупных кошачьих хищников c элементами акробатики и гимнастики отлично осуществлен Людмилой и Владимиром Шевченко. Мне кажется, что их аттракцион, котором особенно ярко н интересно, c остроумном нмпровы зацией подчеркивается равноправное участие в выступлении людей и зверей, может служить примером того, в каком направлении должна развиваться дрессировка хищников.

Хочется поразмыслить над вопросов, a чем дрессировщиков хищников встретит 2000 год? Думаю, что на аренe будут смещеанные группы, номера, объединяющие разные жанры. Кроме того будут большие сюжетные произведения c участием дрессированных зверей.

Уже сегодня мы видим небольшие сюжетные спектакли с мелкими животными, вызывающие интерес y публики, например, «Собачья школа», «Доктор Айболит». K сожалению, труды привести в пример аттракцион c хищниками, содержащий какую-нибудь сюжетную линию. Были попытки создать такое произведение дрессировщиком Александром Капитановым («Случай в джунглях»), Михаилом Багдасаровым («Давид Сасунский, но, на мой взгляд, эти артисты не смогли полностью воплотить свои творческие замыслы на арене.

Не сомневаюсь, что еще раньше 2000 года манежи наш цирков-дворцов, как бы специально предназначенные для грандиозных зрелищ, обогатятся большими спектаклями — пантомимами с участием самых разных животных.

Например, разве не интересно будет увидеть спектакли средствами цирка показывающий историю взаимоотношений между человеком и животным — «Из глубины веков и до наших дней». Тут и борьба человека c тигром, которую когда демонстрировал Константиновский, и приручение животных  с о6ъездкой диких лошадей, и укрощение хищников «жестко» выстрелами, c инсценировкой звериной ярости, и, наконец, «мягкая», современная дрессировка. В отдельных сценках непременно должен присутствовать юмор.

—   A каковы ваши личные планы!

—   До 2000 года не загадываю. Вы же знаете, какое в нашей работе огромное значение имеет быстрота реакции. A она c годами проходит. Настает время, когда даже прославленные дрессировщики Гладильщиков, Эдeр, Бугримова оставили манеж. До такого момента хочу успеть в своем аттракционе, «Полосатые звезды арены» создать несколько новых трюковых комбинаций. Уже на стадии подготовки к выпуску «Тигры мотоциклах» и другие трюки, в том числе такой: тигр, переходящий по высоко поднятому мостику, держит в зубах трапецию c моей партнершей.

Когда оставлю манеж, надеюсь быть полезным молодым дрессировщикам хищников.
 

Беседу вел K. Алексеев

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.

оставить коментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100