В цирке Кни - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В цирке Кни

Не так давно на экранах телевизоров можно было увидеть серию передач о зарубежных цирках. Одна из них была посвящена швейцарскому цирку Кни.

В этом очерке на основе недавно вышедшей в Берне книги «Цирк Кни» рассказано об истории этой семьи цирковых артистов, чье родословное древо уходит корнями я далекое прошлое, а также об организации этого цирка и о номерах, входящих в его программу.

Уже 175 лет — чуть не два века! — цирковые артисты, носящие фамилию Кни, восхищают зрителей, независимо от возраста, национальности и общественного положения.

Родоначальник династии Фридрих Кни (1784—1850) был сыном придворного врача и родился в Эрфурте. Его отец, весьма довольный своей карьерой, мечтал о такой же для сына и отправил его в Инсбрук учиться медицине. Но там девятнадцатилетний Фриц встретил хорошенькую наездницу цирка. И прощай учеба! Студент присоединился к странствующей труппе, готовый выполнять любую работу в ней, лишь бы только быть рядом с возлюбленной. Но вскоре он заметил, что та благоволит не к нему одному...

Разочарование было жестоким, но юноша не захотел покинуть новый, чарующий мир, двери которого приоткрылись для него. Способности у Фридриха были, и за несколько лет он сделался незаурядным акробатом. В 1807 году женился на дочери парикмахере Антонии Штауфер, против воли ее отца. Невесту пришлось выкрасть... За девять лет она родила ему четырех сыновей и дочь. Вот и основа собственной труппы!

Прежде чем дети становились на ноги, их учили ходить на руках и держаться в седле. Муштровка была суровой, но она давало прекрасные результаты. Маленький цирк процветал, несмотря на тревожное время наполеоновских войн.

Два сына Фридриха Кни отделились от отца, чтобы выступать самостоятельно. Один из них, Франц, доживший до 80 лет, в 74 года еще демонстрировал искусство канатоходца.

Династию продолжал Карл, именовавший себя «первым эквилибристом Европы». У него было два сына и петь дочерей. Все эти внуки и внучки старого Кни с самого раннего детства учились акробатике и были посвящены отцом и дедом во все таинства арены.

Одна из внучек, Клара, вышла замуж за Эжена Блондена, брата того самого Блондена, который прошелся по канату над Ниагарой. Эжен также сделался членом труппы Кни, насчитывавшей уже около двадцати человек: ведь три сестры Клары тоже вышли за цирковых артистов (лишь одна предпочла аптекаря).

После ранней смерти Карла Кни (в 48 лет) его вдова продолжала вести дело твердой рукой, с помощью обоих сыновей — Карла-младшего и Людвига. Программа их цирке была разнообразной: икарийские игры, эквилибр на проволоке, дрессированные лошади и собаки, пантомимы, фарсы... Коронным номером был переход Людвига Кни под куполом по проволоке с завязанными глазами и без балансира; затем он повторял этот трюк, катя перед собой тачку, в которую мог сесть любой зритель (если такой смельчак находился).

В дни франко-прусской войны 1870 года дела труппы пошли плохо и Кни решили обосноваться в нейтральной Швейцарии. Пришлось начинать все сызнова: два фургона, пара лошадей... Случалось, буря сносила шапито; случалось, парусиновый шатер не выдерживал тяжести снега...

В 1900 году семья Кни приняла швейцарское подданство. Сыновья Карла-младшего не сохранили верность цирку, вопреки традиции, зато все пять сыновей Людвига — Людвиг, Карл, Фридрих, Рудольф и Эуген — стали отменными акробатами, канатоходцами, дрессировщиками. Это было уже четвертое поколение; оно и положило начало той славе, которой цирк Кни заслуженно пользуется до сих пор во всей Европе.

В 1919 году зги правнуки Фридриха Кни открыли в Берне стационарный Национальный Швейцарский цирк, но фактически это был цирк, носивший их имя уже второе столетие. Фридрих специализировался на дрессировке лошадей и собак; Эуген — на хождении по проволоке, Карл (уже третий!) - на дрессировке слонов. Рудольф стал администратором их огромного предприятия.

Пятое поколение было не таким многочисленным, зато блестящим: сын Фридриха, Фредди-младший, прирожденный акробат (вот что значит наследственность!), начал выступать уже в четыре года, а потом проявил такие способности к верховой езде, что в десять лет его называли «самым молодым в мире наездником высшей школы». Его брат Рольф не умел так ловко кувыркаться и вскакивать на бегущую галопом лошадь, зато рано стал дрессировщиком и в пятнадцатилетием возрасте уже выступал со слонами.

Сначала в цирке Кни — ведь он называется Национальным — выступали исключительно швейцарские артисты. Но чтобы угодит» вкусам избалованной публики, пришлось приглашать и гастролеров из-за границы. Все это были звезды первой величины. Ставили на американский лад спектакли типа «шоу», но потом выработали свой собственный стиль, свое «лицо», что немало содействовало популярности их цирка как в Швейцарии, так и за рубежом, куда они регулярно выезжали на гастроли.

В 1945 году Фредди-младший женился на Пьеретте Дюбуа, десятикратной чемпионке Швейцарии по фигурному катанию и шестнадцатикратной чемпионке по теннису. Обряд свадьбы происходил на арене!

По традиции имена Фредди и Рольф перешли к сыновьям Фредди. Сейчас одному из этих представителей шестого поколения цирковой династии 29 лет, другому—32 года. Вместе с ними выступают их жены, двоюродные братья — сыновья дяди Рольфа — Людвиг и Франко тоже со своими женами.

Растет и седьмое поколение: пятилетняя Джеральдина, четырехлетний Людвиг (уже четвертый, носящий это имя!) нс только смотрят на выступления родителей, но и сами учатся цирковому мастерству. И они уже мечтают о том, чтобы публика аплодировала им, как аплодирует их отцам и матерям, как аплодировала когда-то их дедам, прадедам и прапрадедам...

Большую часть года артисты цирка Кии проводят в дороге. Ведь в столице Швейцарии Берне, где находится их стационар, всего 162 тысячи жителей— этого явно недостаточно, чтобы весь год были полные сборы. И цирк ездит по всей Швейцарии; он всюду — желанный гость, тем более что с ним — большой зверинец.

Два специальных поезда возят 110 фургонов и клеток, поставленных на платформы. Персонал едет вслед на 60 автомашинах, каждая — с прицепом. Установку шапито, а потом его демонтаж (это делается 50 раз в сезон) производит специальная бригада из 28 человек. Шапито состоит из 5 тысяч деталей, его поверхность равна 2,5 тыс. кв. м. Электрики везут с собой 30 км кабеля.

Артисты и рабочие арены живут в фургонах. Один из фургонов оборудован под класс — это самая маленькая школа в Швейцарии, в ней не больше десятка учеников, но у единственного учителя масса трудностей: ведь он имеет дело с детьми разного возраста, разных национальностей, говорящими на четырех языках... Кое-кто из детей уже выступает на манеже вместе с родителями — как тут урвать время для занятий?

Большой фургон отведен под кухню, где четыре повара с раннего утра колдуют над плитами, чтобы накормить больше ста человек. Благодаря этому артистам не приходится тратить время иа покупку продуктов и приготовление пищи. В фургоне-столовой есть телевизор, у которого все собираются в редкие свободные часы. Словом, цирк Кни — это целый странствующий городок.

В начале каждого сезона программа обновляется почти целиком. Для этого директор Рольф Кии ездит по Европе и Америке в поисках новых артистов с эффектными номерами.

В традицию цирка Кни вошли и водные представления, для чего имеется перевозимый в четырех фургонах сборный бассейн емкостью 250 тысяч литров. С помощью мощных насосов и труб огромного диаметра он наполняется за 5—6 минут. В нем выступают морские львы, пингвины и даже крокодилы — словом, все, кто в воде чувствует себя лучше, чем на суше...

Выступления дрессированных животных занимают немало места в программе цирка Кни. С ним, как мы уже сказали, путешествует целый зоопарк, которым уже 25 лет руководит мэтр Лоренцо. Должность эта — в высшей степени хлопотливая: в ведении Лоренцо находятся слоны, носорог, бегемот, жираф, зебры, добрая дюжина тигров , почти столько же львов, леопарды, гиены, медведи, морские львы, обезьяны (в том числе человекообразные), но говоря уже о сотне лошадей. Всех надо кормить по-разному, ухаживать за ними, лечить (ветеринара в штате нет).

Дрессировщиков в семье Кни всегда было немало. Еще старый Фридрих выступал с белыми медведями. Этот номер очень эффектен. Дорис Аридт выводила на арену цирка Кни с полдюжины этих опасных хищников.

Не ограничиваясь своими дрессировщиками, цирк Кни всегда приглашал наилучших иностранных. Особенный успех имел Войтек Трубка, ученик и помощник знаменитого Кура. Он выступал со своими львами до преклонного возраста, а потом удалился на покой в Рапперсвиль, почетным гражданином которого избран (там находятся «зимние квартиры» цирка Кии).

У Войтека Трубки дрессура была искусством в полном смысле этого слова. Трубка — первый укротитель, о чьей работе было рассказано в научном журнале, посвященном проблемам зоопсихологии. А публика, увидела, как сильно отличается метод Трубки от прежних, основанных на грубой силе, на принуждении, и как увлекательно наблюдать шлифовку номера на репетициях. Дело в том, что раньше репетиции проходили при закрытых дверях, чтобы зрители не становились свидетелями жестокого обращения с животными. Но современным укротителям, применяющим биологические и психологические методы, стесняться нечего; и в традицию цирка Кни вошли открытые репетиции. Для многочисленных друзей животных они порой интереснее, чем сами представления.

Дрессировщики из семьи Кни умело пользовались и пользуются тем, что острота ощущений и наблюдательность животных значительно превосходит те же качества у людей. Так, с помощью специального прибора (психографа Зоммера) удалось установить, что лошади способны замечать движения амплитудой меньше одного миллиметра. Этим и объясняются те «чудеса», какие творили в начале нашего века «считающие» и «говорящие» лошади, а также собаки.

Микросигналам, сознательно подаваемым дрессировщиком и ускользающим от внимания публики, подчиняются лошади Фредди Кни, останавливаясь, как вкопанные при красном свете. «Слон-математик» Рольфа Кни перестает топать при определенном по счету ударе литавр.

Еще в 1900 году Пьер Гаше-Супле отметил, что в цирке можно делать интереснейшие научные наблюдения, но его мысли не нашли тогда должного отклика. Лишь сегодня ученые поняли, какой прекрасной базой для изучения животных может быть цирк. Ведь в нем, как нигде, люди и звери находят общий язык.

В цирке Кни дрессировка поставлена на строго биологическую основу. Не принуждение, а поощрение, не страх, а доверие! Благодаря этому удается пробудить в зверях дремлющие способности, скрытые качества, которые никогда не проявились бы в других условиях, например на воле.

Когда Фредди Кни вывел на арену носорога, этот великан животного царства казался вышедшим из глубины веков — ожившее ископаемое! Зейла была поймана в южноафриканской пустыне, будучи еще детенышем. Крайне пугливая, она в панике убегала, как только видела или чуяла людей. Но через несколько месяцев отрицательные реакции превратились в положительные; благодаря спокойному, стимулирующему обращению Зейла сделалась послушной и даже перестала бояться яркого света прожекторов.

Четыре года спустя Фредди Кни снова вывел ее на арену (к тому времени Зейла весила уже две тонны!), на этот раз — с тигром на спине.

А Людвиг Кни заставлял тигров делать гигантские прыжки с одного слона на другого, причем толстокожие исполины не проявляли при этом ни малейшего беспокойства.

Дрессировка слонов в этом цирке достигла высокого совершенства. В былые времена публика аплодировала Карлу Кни, когда тот, в костюме магараджи, заставлял своего слона Дикки стоять на одной ноге, а сейчас этим никого не удивишь. Рольф Кни научил слона проходить на порядочной высоте по двум толстым канатам. Слон-канатоходец — такого в цирках мира еще не бывало!

Не все животные, которых возит с собой цирк Кни, выступают на манеже: некоторых просто показывают зрителям, пришедшим в разъездной зоопарк. Пару горилл демонстрируют в том же фургоне, в котором они путешествуют: у фургона стеклянные стенки, и калорифер поддерживает в нем 19 градусов тепла, так кок гориллы очень подвержены простуде. Другие же обезьяны холода не боятся и весело прыгают в своих клетках, даже когда температура лишь немногим выше нуля.

В фургоне-клетке бегемота Юбы есть и бассейн, емкостью три тысячи литров, с подогретой до 22 градусов водой. Во время переездов он может превращаться в ложе, устланное соломой.

Оригинальную конструкцию представляет собой фургон-клетка жирафа Кибо: ведь рост его — четыре с половиной метра, а встречающиеся на пути поезда тоннели, Сен-Готардский и другие, на такие габариты не рассчитаны. И жираф путешествует лежа; по прибытии на место специальный механизм выдвигает верхнюю часть клетки на пятиметровую высоту, и Кибо может вытянуть свою длинную шею.

Для перевозки корма имеется фургон-холодильник. Для четырех морских львов выписывается из Дании свыше четырех тони мороженой рыбы за сезон, весьма привередливы в пище гориллы: в любое время годы подавай им бананы, апельсины, помидоры, яблоки, салат!

Мэтр Лоренцо считает, что у него зверям живется куда лучше, чем в обычных зоопарках: они не скучают, выступления на арене доставляют нм явное удовольствие. Когда приближается вечер и слышится музыка, животные проявляют нетерпение: им хочется «работать»...

В нынешней Европе, где цирковое искусство некогда процветало, осталось всего четыре или пять крупных цирков, и среди них — предприятие Кни.

ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования