В ожидании циркового чуда
Каждый раз, приходя в цирк, я жду чуда. И вот он, кудесник: обыкновенный человек, может быть, в обыденной жизни даже невзрачный, а здесь, на круглой и плоской арене, творящий поразительные вещи, наглядно доказывающий неисчерпаемость человеческих возможностей, воплощающий то, чем издревле гордится человек: неиссякаемую изобретательность, красоту, ловкость, смелость, силу, изощренность ума.
И все это направлено на доброе дело -г на утверждение победы человека над предрассудком, будто он ограничен в своих возможностях. Нет, пожалуй, искусства более оптимистического, чем цирк, и в этом также заключен его демократизм.
Все то, о чем здесь говорится, раскрывается через физическое преодоление якобы непреодолимого, то есть через трюки, Но одних трюков цирку мало, хотя бы они были самой высокой трудности. Трюки — это техника, а без техники, для каждого своей, не может творить ни один художник: ни музыкант, ни живописец, ни архитектор, ни поэт. Но техника без вдохновения — это еще не искусство. С. Рихтер и М. Ростропович, А. Рай-кин и Л. Зыкина потому выше других, что это подлинно вдохновенные художники. И будущее советского цирка — в соединении самых замечательных трюков с подлинным вдохновением. И здесь нет конца, ибо, как говорили еще в Древнем Риме, лучшее — враг хорошего.
Вот мысли, успевшие у меня сложиться, когда я занял свое место, чтобы смотреть нынешнюю программу Московского цирка — «Весенние дебюты». Скажу сразу: в целом она
мне очень понравилась. Мне показалось, что плохих номеров в ней нет, что режиссер М. Местечкин, художник Л. Окунь, дирижеры Н. Соколов и Б. Осипов славно поработали, добиваясь единства всего представления и того, чтобы.каждый отдельный номер приобрел художественную выразительность. Отлично налажена работа со светом, освещение имеет не только техническое, но и эмоциональное значение, придает номерам особую значительность и красоту (художник по свету — И. Семенов).
Именно в этом представлении особенно очевидно, что иные артисты ушли вперед, другие же больше или меньше отстали, хотя трюки и у тех и у других первоклассные.
Из артистов, произведших на меня наибольшее впечатление, назову эквилибристов А. и М. Егоровых — сына и отца. М. М. Егорова я знаю давно, помню, как он на одной руке на ходуле прыгал по сто и больше раз, — кажется, это непревзойденное достижение. Трюки, показываемые сейчас, поистине замечательны: тут и танец «Яблочко», исполняемый на руках, тут и прыжки на одной руке, тут подъем и спуск на руках по очень высокой лестнице. Но если раньше чуть-чуть торжествовал техницизм, то теперь номер подается как веселая лирическая игра отца с сыном: отец обучил сына и теперь любуется и гордится его поразительными результатами и сам его подзадоривает, проделывая все более трудные упражнения. То, что воспевали поэты, о чем рассказывали в театре, — тему дружбы между отцами и детьми, — конечно, по-своему, но убедительно решают на цирковой арене Егоровы.
Исполнители воздушного полета «Мечтатели», руководимые О. Лозовиком, используют приспособление, предложенное Ю. Мандычем, увеличивающее дистанцию полета и тем самым усиливающее его красоту. Но дело не только в этом. В определенный момент цирк погружается в темноту, на его куполе загораются звезды, и мы видим теперь артистов только благодаря фосфоресцирующим трико, в которые они одеты. Насколько труднее в темноте перелетать с трапеции на трапецию или бросаться из-под купола в сетку! Но насколько эффектнее! Кажется, что тела парят в воздухе в свободном полете, в состоянии невесомости. Этот подлинно новый большой советский аттракцион поставил режиссер К. Бобок.
Жонглер А. Петровский вначале демонстрирует трюк, рассчитанный только на знатоков: выбрасывает десять колец и собирает их в руках, одновременно балансируя на лбу мяч. Пусть во всем переполненном цирке только три-четыре человека оценят поразительную трудность этого трюка, артист имеет право и обязан его делать: он показывает одну из дорог в будущее жонглирования. А дальше начинается игра с тарелками. Задача заключается в том, чтобы закрутить пятнадцать штук на тонких прутьях и чтобы ни одна не упала. Артист и его партнерша вносят в эту игру такой азарт, что весь зрительный зал оказывается втянутым в действие. Вот где площадная традиция цирка, непосредственное обращение артиста к зрителю возгорается на новой основе и очень ярко.
Не больше года выступает выпускник студии клоунады Московского цирка А. Попов — дрессировщик собак. Он показывает сценку о добром докторе Айболите — сценку 'новаторскую и очаровательную, в которой животные, кажется, делают трюки не по приказанию артиста, а только по своей воле. Что касается Попова, то он только комментирует действие. Но ведь это и есть высший класс дрессировки. Только костюм артиста — белый халат и белый колпак — кажется излишне обытовленным, скорее пригодным для сцены, чем для арены.
Удачно сочетает жонглирование ногами (антипод) с икарийскими играми семья Горловых. Сложнейшие кунштюки они демонстрируют с такой поразительной легкостью и элегантностью, что это не может не восхищать. Мальчик, делая в воздухе самые невероятные перевороты, снова приходит на подошвы ног лежащего на специальной подушке нижнего партнера. И приходы разнообразны и эффектны. Это подлинная акробатическая игра, а не тяжелая работа, как это иногда еще бывает в цирке.
О восьми гимнастах на турниках, управляемых В. Пузаковым, с восхищением писали в наш журнал чемпионы мира и СССР, мастера спорта по гимнастике. А они здесь — непререкаемые авторитеты. Остается только восхищаться вместе с ними. Поразительны пируэты-сальто-мортале - при перелете с одного турника на Другой; великолепно исполняются ; двойные сальто-мортале после серии' трюков при сходе с турника на землю. Восторг вызывает сальто-мортале с первого турника на землю, когда гимнаст перелетает над вторым турником. А так называемые фузвели, исполняемые сразу вшестером, когда гимнасты перепрыгивают с турника на турник, приходя как бы на корточки, и тут же хватаются за турник руками. И так делают множество раз. И все это в бешеном темпе, с зажигательным темпераментом, с сохранением спортивной выправки и в то же время в свободной артистической манере. Здорово, право, здорово! Из рекордов, установленных прежними гимнастами, теперь сохраняются, кажется, только два: так называемая банола, исполняемая несколько раз в темп, и еще сальто-мортале с первого турника на третий. Оба эти трюка с блеском проделывал А. Сметанин (Асми). Но зато сколько новых поразительных гимнастико-цирковых рекордов поставили Пузаковы! Сейчас это бесспорно лучшие цирковые тур-нисты, и, думается, не только у нас в стране.
Как хорошо, что классический цирковой номер «Кадыр Гулям», созданный выдающимся артистом и режиссером В. К. Янушевским, продолжает жить. Его сберег, а чем-то и украсил ученик и воспитанник Яну- . шевского — Ф. Полудяблик. В номере присутствует национальный узбекский колорит, и он органично сочетает акробатику на верблюдах, акробатику с подкидной доской, вольтижировку на верблюде и осле, прыжки в партере (вот эти прыжки, в соответствии с современными требованиями, могли бы быть сильнее) и, наконец, сальто-мортале, делаемые при помощи деревянного трамплина через одного, двух и четырех верблюдов. В общем, это подлинно цирковой масштабный номер. Думаю, что ему обеспечен успех на любой арене мира, тем более что таких номеров в других странах нет.
Сильная гимнастка Г. Чижова, ее обрывы на трапеции, сделанной в виде лиры, сначала с шеи на подколенки, а потом на пятки впору исполнять и гимнасту-мужчине. Но особой оригинальностью этот номер не блещет.
Артистично, в благородной манере ведет программу, объявляет номера и подыгрывает клоуну 3. Мартиросян. Это тот случай, когда инспектор манежа стал артистом высокого класса.
Теперь о хороших номерах, но имеющих те или иные недостатки. Прежде всего — укротитель львов Б. Денисов, молодой человек, красивый, темпераментный и артистичный. Работает он смело и уверенно. Показывает хищнические инстинкты царей пустыни, а не превращает их в домашних кошек. И такая манера показа вполне законна. Однако пока ничего нового артист не нашел, это вариант номера его отца, хороший вариант, но не более. Когда мы встретимся с Борисом Денисовым еще раз, хочется, чтобы он создал собственное произведение искусства. Что до меня, то я уверен, что так оно и будет, для этого есть все данные.
Четыре артистки во главе с С. Го-лядзе строят сложные акробатические пирамиды. Но опять-таки здесь своего, оригинального маловато. Такие номера бывали на аренах, и они еще не стали тем старым, которое хорошо забыто.
И. Вайков и Б. Безднин хорошо прыгают, хорошо делают акробатические каскады, то есть падения. Среди показываемых ими акробатических комбинаций есть и созданные самими артистами, ни у кого не заимствованные. Но им не хватает актерского отношения к происходящему. Номер излишне формален, превращен в собрание упражнений, не больше, он не стал актерской игрой.
Приятно было увидеть на арене А. Алешичева, которого мы раньше знали по талантливым карикатурам в «Крокодиле» да и в нашем журнале. На арене он исполняет редкий номер «Художник-моменталист». Рисует он лихо — и гротесково и похоже. И актер он хороший. Вот только объекты его рисунков да и сами рисунки должны быть показаны более убедительно. Здесь нужен режиссер.
Роликобежцы, которыми руководит К. Дубовицкий, только начинают свой путь. Технически они достигли многого, но пока номер эклектичен. В нем механически смешаны эпохи, стили и трюки. Именно смешаны, а не приведены к художественному единству. Мы видим, как артисты переодевают костюмы, но трансформации образа в соответствии с костюмами, музыкой да и с трюками нет.
Новый номер — гимнастику на мачте — показывают В. и Л. Папазо-. вы и С. Франк. Братья, как и их отец И. К. Папазов, обнаружили качества талантливых конструкторов цирковой аппаратуры, их мачта — измененный и облегченный вариант знаменитого
«Семафора-гиганта», на котором с таким успехом выступали сестры Зоя, Марта и Клара Кох. Сама по себе мачта — очень интересный аппарат, но композиционно номер еще далеко не сделан, распадается на отдельные трюки. Особенно неуверенно братья чувствуют себя на земле, им не хватает той пластической выразительности, той наполненности чувств, без которых искусство превращается в ремесло. В этом номере артисты только начинают свой путь, и нет сомнения, что они найдут себя в нем.
Парад к программе посвящен столетию со дня рождения В. И. Ленина, он социально и художественно насыщен, удачно включает песню о Ленине, написанную композитором А. Хол-миновым. И вторая тема — тема дружбы народов — также решена достаточно убедительно. Но, к сожалению, парад не связан со всем последующим действием. И уже первый номер никак из него не вытекает.
И «на закуску» — о Л. Енгибарове, поразительном актере, справедливо вызывающем овации всего зала. Енгибаров — не клоун в прямом смысле слова, это артист, который путем сочетания приемов циркового и театрального искусства, но при примате цирка раскрывает разные стороны человеческого характера. Каждая исполненная им сценка иногда комически, иногда драматически, иногда почти трагически, но всегда лирически говорит о чем-то интересном и важном. Его мастерство мима, акробата, жонглера, эквилибриста великолепно. Теперь он начал на арене разговаривать, что ему также дается.
Его акробатика — как музыка, передающая гамму человеческих переживаний и отношений. То, что он, стремясь показать фокус, бьет тарелки, — целая поэма о мрачном неудачнике, маниакально добивающемся своего. История со шляпой, простреленной пулями, которые он выплевывает на тарелку, идет от фарсовой традиции — типичный розыгрыш, насмешка над партнером, много о себе мнящем. Сценка «Бокс» — замечательное доказательство того, что даже слабый человек обязан защищать свою любовь. История с ломающейся скрипкой — драма неудачника, у которого ничего не выходит, несмотря на все старания. Сценка, когда, удачно исполнив эквилибристический трюк, артист сам себя награждает медалью, также говорит о многом: и о тщеславии и о том, что человек имеет право иногда сам собой возгордиться. И, наконец, этюд с прыгалками, зонтом, метлой, шляпой и пиджаком, превращаемыми силой таланта артиста в хоккейную клюшку, плащ тореадора, гитару, контрабас, ружье, футбольный мяч, утверждает неограниченные возможности человека — хозяина вещей. Право, если бы у нас был только один Енгибаров, то и тогда можно было бы говорить, что наш цирк вырос несоизмеримо.
Но у нас много выдающихся мастеров арены, в том числе и среди выступающих в Москве в программе «Весенние дебюты». На сей раз ожидание чуда оправдалось. И предлагаемой рецензией я именно об этом и хотел сказать.
Ю. ДМИТРИЕВ
оставить комментарий