В первом ряду
Рига встретила нас приветливо. На залитой солнцем вокзальной площади игрушечный часовщик в витрине магазина, лукаво и внимательно поглядывая на прибывших, привычно покачивал головой.
Вечером мы уже смотрели представление. Рижский цирк, заканчивая зимний сезон, показывал заключительную программу Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства, созданных в 1961—1963 годах. Нас несколько удивило, что в афише, вывешенной на фасаде цирка, о смотре не было сказано ни слова. Мимо этого большого в жизни артистов события почему-то прошли составители программы для зрителей. В ней сообщалось о чем угодно, но о том, что Рижскому цирку оказана честь наряду с цирками Москвы, Ленинграда и Киева порадовать зрителей выступлениями победителей смотра, об этом почему-то умалчивалось. В самом деле, неужели участие в программе четырех лауреатов смотра, семи дипломантов и многих артистов, награжденных похвальными листами, не давало основания для широкой популяризации этих, несомненно одаренных, артистов?
Рижане достойно оценили мастерство артистов. Зрительный зал был заполнен до предела.
Представление начиналось парадом, в котором артисты терпеливо выслушивали стихотворение Л. Прозоровского и после строк:
И, начиная представленье,
С арены шлем вам свой...
хором произносили: «Привет!»
На этом и заканчивалась роль художественного руководителя, который оставил представление в его дивертисментной неприкосновенности. Нам еще придется вернуться к роли режиссера, но немного позже. Мы не ставим перед собой задачу детально анализировать интересную программу. В ней многое заслуживает высокой похвалы, серьезного и большого разговора, и тут в первую очередь добрым словом надо помянуть номера лауреатов и дипломантов Всесоюзного смотра: молодых артистов Л. Орлову и Г. Карпи, артиста Г. Новака и его сыновей, дрессировщиков шимпанзе Ванду и Валентина Ивановых и других вышедших в первый ряд среди участников смотра. Подробнее остановимся на выступлении клоуна А. Николаева. Его репризы дают повод для размышлений. Мы смеемся, видя, как «Лебедь» А. Николаева взгромождается на пуанты, годные, пожалуй, для великана, используя автомобильную камеру вместо балетной пачки и, соблюдая ритм танца, делает неожиданные «ляк-скачи». Мы улыбаемся проделкам клоуна со шляпой, факелами, лестницей.
Но мы настораживаемся при исполнении репризы с ванной. И тут хочется выяснить, как художественный руководитель цирка Г. Ломакин реагирует на некоторые репризы молодого клоуна. Вот одна из них. А. Николаев замечает, что в цирк залетела муха. Она мешает клоуну развлекать зрителей. Имитируя жужжание, он пытается поймать муху, но та, ускользая от преследования, опускается на голову сидящего в первом ряду амфитеатра человека. Что же делает клоун? Он берет метлу и, подкравшись к зрителю, вздымает над ним свою грозную (чуть не сказал — грязную) палицу. Слышится смех. Зритель в первом ряду перестает дышать, проклиная себя за то, что попал в такое, мягко говоря, неудобное положение. После выступления тувинского артиста Хензиг-Оола Андрей Николаев проводит очередную клоунскую сценку. Присев на барьер и вытащив из кармана кусок хлеба, он настойчиво предлагает пожилому зрителю в первом ряду разделить с ним трапезу. Тот, чувствуя подвох, старается вжаться в кресло, чтобы не стать посмешищем в глазах знакомых, которые сидят рядом. Клоуна вызывают к телефону, оставив на пыльном барьере кусок хлеба, он уходит. Инспектор манежа убирает хлеб. Вернувшись на манеж, А. Николаев обнаруживает пропажу и, выпустив в почтенного зрителя обойму выражений, рассчитанных на бездумный смех, бросает зрителю буханку хлеба. Не знаю, что думает по этому поводу режиссер цирка, а человека обидели. Предвижу реплику, что это не характерно. Стоит ли на страницах журнала говорить об этом? Молодой артист, молодой художественный руководитель...
Позвольте не согласиться с этим и привести несколько примеров, которые покажут, что стремление к такому «творческому общению» со зрителем присуще не только А. Николаеву. В Ташкентском цирке клоун Ю. Шатиров в облике цыганки снимает со зрителя штаны, «дрессированная корова» у некоторых клоунов садится на колени ошеломленным владельцам билетов первого ряда, в Москве популярные клоуны позволяли своей «обезьяне» гоняться за опоздавшей женщиной, коверный надевает на голову зрителю ведро, восклицая при этом «Ап», артист Стукалкин, протягивая руку доверчивому зрителю, обманывает его, лишая рукопожатия, клоун, появившись в зрительном зале, бьет толстым журналом по голове сидящего перед ним зрителя. Артист А. Геллер сажает свою жену в первый ряд и, ставя ее в неудобное положение «игрой» с цветком, возмещает затем моральные издержки, расписываясь в платежной ведомости каждого цирка в графе «Подсадка». О таком надо говорить. Недавно на заседании Художественного совета одного из цирков мне довелось слышать, как ушедший на пенсию клоун сокрушался о том, что из репертуара исчезло антре «Пчелка, пчелка дай мне меду», в котором клоун брызгал в лицо своему партнеру водой. Присутствующие на заседании встретили этот экскурс в анахронизм сочувствующими аплодисментами.
А сколько штанов снимается, спадает, рвется, расползается по всем швам на манежах? Им нет числа. Это происходит и по поводу и без повода. Наивные люди полагают, что здесь имеет место просто желание насмешить. Но не так поверхностно к этой «проблеме» подходят некоторые «знатоки» цирка. Они доказывают, что в самом процессе снятия штанов на арене кроется глубокий смысл обличения. Вас, дорогой читатель, устраивает положение, при котором в цирке вас «обличат» таким образом?
— Этого может и не случиться, — скажете вы...
Конечно, может и не случиться. Основное направление клоунады в нашем цирке безусловно верное. Многие коверные, творчески развивая и обогащая свое, наполненное гуманизмом, искусство, умело применяют «лекарство смеха», непременно выполняя обязательное условие — уважительно относиться к зрителям. Ярким примером этого являются выступления. народного артиста РСФСР Олега Попова, которого народ любовно зовет «Солнечный клоун». Обратите внимание, как чутко и уважительно относится к зрителям Леонид Енгибаров; как тонко умеют подметить смешное в жизни молодые коверные Г. Маковский и Г. Ротман, с каким тактом они напоминают об этом зрителям. Так почему же некоторые наши клоуны позволяют себе так неуважительно поступать с теми, ради кого они появляются на манеже?! Кому из артистов-акробатов, гимнастов, жокеев, жонглеров может прийти в голову дикая мысль, скажем, показать зрителю язык? Можно ли себе представить феноменального Григория Новака, осмеивающего заурядных зрителей за то, что они не имеют таких же бицепсов, как у него. Этого не может случиться. Артисты демонстрируют не превосходство над зрителем, а ярко отражают в цирковой специфической форме качества, присущие советским зрителям. Артисты цирка как бы говорят собравшимся в зале: «Смотрите, какие вы чудесные люди. Мы не сверх-человеки, мы собрали ваши лучшие качества и показали их вам». При таком понимании своих задач, а оно не может быть иным, роль клоуна в представлении приобретает особую значимость. И это хорошо понимают многие клоуны. Это несомненно поймут те, кто позволяет себе не вдумываться в то, что они делают на манеже. Но стоять в стороне и ждать, когда откровение снизойдет на них, не следует.
Обещая подробнее остановиться на выступлении клоуна А. Николаева, мы несколько отвлеклись от работы этого артиста, расширив тему, заговорив о появившихся в клоунской практике нежелательных явлениях. В этом назрела необходимость. Артист А. Николаев молодой клоун, и критика его недостатков, как мы надеемся, будет им правильно понята. Можно не сомневаться в том, что и другие клоуны пересмотрят свое отношение к некоторым репризам. Чтобы помочь им в этом, было бы полезно внимательно проверить репертуар коверных. Надо не отказываться от игры на зрителя, а прокорректировать ее. Режиссерам и художественным руководителям цирков в этой работе должна принадлежать ведущая роль. Верю в то, что это будет сделано, но пока, скажу откровенно, не осмеливаюсь садиться в первый ряд.
К. БОБОК
Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
оставить комментарий