В помощь народному цирку
Исполнители делятся на две группы. В первой — трое юношей и девушка, играющая в этом номере основную роль. Легкость, гибкость, значительная подвижность в суставах облегчают исполнение высоких акробатических поддержек типа «арабеск» и «шпагат».
Во второй группе — пять девушек. Обладая теми же качествами, они обязательно должны освоить такие элементы акробатики, как мост, стойка на кистях и шпагат. Увеличение гибкости и пластичности достигается различными упражнениями на растягивание мышц (как, например, махи, пружинящие скользящие движения). Однако нельзя злоупотреблять ими без силовых упражнений, укрепляющих суставы. В занятия необходимо включать различные упражнения на развитие силы мышц, вырабатывать правильную, красивую осанку.
Приступая к подготовке групповых пирамид и поддержек, руководитель коллектива подбирает из числа юношей двух нижних и одного среднего. Все они должны обладать хорошей силовой подготовкой, стройными фигурами и развитой мускулатурой. Начинать осваивать движения лучше всего в парах. Например, средний партнер отрабатывает подъем партнерши и поддержку, нижние проделывают специальные силовые упражнения, которые помогают им овладеть элементами трюков. Скажем, предстоит поднять партнершу в арабеск. На первых занятиях рекомендуется использовать гимнастическую стенку. Партнерша поднимается по ней и, держась руками за перекладины, переходит затем на руки к партнеру. Во время выполнения групповых упражнений у исполнителей часто происходит задержка дыхания. Руководитель обязан указать исполнителям, в какие моменты производить вдох и выдох.
Руководитель непременно должен позаботиться о страховке исполнителей.
КОСТЮМЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОМЕРА
Девушки — в светлых эластичных (безразмерных) трико, юноши — в шортах из светлого легкого материала. Исполнители на сцене освещаются прожектором с рассеивающим отражателем. Прожектор лучше установить на полу, в центре авансцены, метрах в пяти от акробатов. Тогда на заднике будут отражаться увеличенные тени исполнителей.
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ФИГУР НОМЕРА
1. ВЫПАД
Исполнители стоят в затылок друг к другу. По команде выполняют выпад: юноши соединяют руки над головой, девушки вытягивают одну руку вперед, другую вверх.
2. ПИРАМИДА НА КОЛЕНЯХ С ОТТЯЖКОЙ
Нижний опирается рукой о пол, средний становится ступнями на его бедра, с его поддержкой; верхняя поднимается на бедра среднего, спиной к нему. Верхняя и средний соединяют руки, оттягиваются, сохраняя равновесие в пирамиде.
3. ПИРАМИДА-ПОДДЕРЖКА СО ШПАГАТОМ И СТОЙКОЙ
Исполнительница стоит спиной к нижнему и ставит одну ногу на его бедро (нижний — в выпаде правой вперед). Левой рукой он захватывает левую подколенку партнерши, правой — ее правую подколенку и поднимает девушку вверх. Сохраняя равновесие, нижний в выпаде прогибается, а партнер поддерживает его под спину в стойке на колене. Средний партнер выходит в стойку, упираясь рукамм на бедро нижнего, исполнительница шпагата поддерживает его.
4. ПИРАМИДА НА КОЛЕНЯХ
Нижние партнеры стоят друг к другу боком в выпаде вперед; средний становится на бедра нижних, поддерживаемый ими. Девушка становится ступнями на бедра среднего, а затем коленями на плечи среднего; средний поднимает ее вверх, держа за колени.
5. ПИРАМИДА НА КОЛЕНЯХ С ОТТЯЖКАМИ, СО ШПАГАТОМ
На колени нижнего (боком к нему) становятся средние. Нижний поддерживает их за пояса. Исполнительница становится на плечи нижнего, затем переходит на плечи средних. Средние поднимают ее вверх в шпагате.
6. БОРЬБА
Нижний — в выпаде правой ногой вперед; средний опирается коленом на его бедро. Левая нога нижнего параллельна правой ноге среднего, руки их сжимают запястья друг друга. С правой стороны от них в выпаде партнер, с левой — партнерша.
7. ПИРАМИДА ДВОЙНАЯ, ПОДДЕРЖКА-АРАБЕСК
Средний обхватывает пальцами бедро партнерши, а она, отталкиваясь ногой от пола, прыгает; партнер подхватывает ее рукой за голень и поднимает в позе арабеск. Затем нижние партнеры, приседая, захватывают бедро и голень среднего, жимом поднимают его вместе с партнершей.
А. ГОРШКОВ, тренер по спортивной акробатике
Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.
оставить комментарий