В ритмах карнавала
Работа над феерией «Карнавал мира» (называвшейся тогда «Карнавал идет по свету») начиналась в Ростове-на-Дону. В новый коллектив была приглашена группа молодых спортсменов, мастеров спорта. Там, в Ростовском цирке, они начали готовить номер с качественно новыми снарядами — шестами из фибергласса, которые используются в спорте в прыжках с шестом. Позже работа над феерией продолжалась в Москве во Всесоюзной дирекции.
Балетмейстер Наталия Маковская вела там класс, и, когда к ней за помощью обратился руководитель «Акробатов на шестах» Александр Моисеев, она с удовольствием стала заниматься с ними хореографией.
Перед режиссером спектакля, заслуженным деятелем искусств РСФСР Вилем Головко, среди множества проблем стояла и такая: кто будет готовить номера для будущей постановки? По замыслу авторов сценария А. Внукова и В. Головко каждый номер в ней как бы олицетворял один из континентов. Так, «Акробаты на шестах» Моисеевы должны были представлять Азию, а конкретно — Японию. Тогда и возник замысел «Каратэ». Прежде чем приступить к работе над номером, его балетмейстер проштудировала многочисленную литературу, посвященную этому виду национальной японской борьбы. В. Головко, посмотрев, как идут репетиции, поддержал замысел Наталии Маковской. Вот так и состоялся ее режиссерский дебют.
НАТАЛИЯ МАКОВСКАЯ готовит новый номер. Фото В. ПАНЯРСКОГО
Но если Александр Моисеев и его партнеры были дебютантами на манеже, то Анжела Микитюк пришла в новый молодежный коллектив уже признанным мастером. На манеже она начала выступать с одиннадцати лет вместе с родителями и старшей сестрой Светланой. Труппа антиподистов, возглавляемая заслуженным артистом Украинской ССР Франко Микитюк, по праву считалась лучшей в советском цирке. После того как родители вышли на пенсию, Светлана и ее муж Вячеслав Золкин создали аттракцион с дрессированными медведями, а Анжела демонстрировала сольный номер «Антипод» в украинском стиле. Показывала она его и на премьере спектакля в 1980 году. Ее выступление имело успех, но В. Головко этот вариант не удовлетворил: для феерии была нужна композиция, посвященная американским индейцам. Постановку поручили Наталии Маковской.
...Изваяние древнего индейского идола оказывается пьедесталом, на нем появляется хрупкая очаровательная девушка, а внизу, у подножия идола, преклонив колена, стоят два могучих телохранителя, бесконечно преданные девушке и безнадежно в нее влюбленные...
Собственно, о том, кого именно изображает Анжела Микитюк, нет единого мнения. Некоторые считают, что это жрица, другие, что это «добрый дух» идола, Н. Румянцева назвала А. Микитюк «маленьким чудом» — и, наверное, каждый по-своему прав. В этой неоднозначности оценок, очевидно, и заключается прелесть номера. Уже то, как неожиданно исполнительница появляется из чрева грозного и загадочного идола, а затем исчезает внутри него, придает всему выступлению элемент некой сказочной таинственности.
Однако это карнавал, поэтому и очаровательная жрица (или «добрый дух») и ее преданные телохранители — лишь карнавальные маски, не более того. На карнавале возможны всякие озорные чудеса и превращения, так почему бы Анжеле Микитюк и ее партнерам не стать индейцами? Красочный реквизит, костюмы, а главное, условный, чуть намеченный сюжет дали возможность исполнительнице не только блеснуть высочайшим мастерством антиподистки, но и проявить незаурядное артистическое дарование.
Вот некоторые трюки А. Микитюк. Артистка асинхронно вращает ногами одновременно две «сигары». Подано это весьма эффектно: один из партнеров отбивает на «сигаре», используемой как своеобразный тамтам, ритм, а затем исполнительница, как бы следуя ему, начинает свою комбинацию. Есть в ее репертуаре и такое: антиподистка одной ногой отбивает «сигару», другой вращает кольцо и жонглирует при этом тремя шариками.
Если выступление Анжелы Микитюк идет на одном дыхании, создавая у зрителей определенный эмоциональный настрой, то выступление «Аробатов на шестах» под руководством Александра Моисеева решено в ином ключе. Здесь больше плавности, неторопливости, это как бы восточный ритуальный танец, в который вплетены элементы акробатики.
Молодые артисты исполняют весьма сложные комбинации: тройное заднее сальто, тройное заднее сальто с пируэтом, тройное переднее сальто с полу-пируэтом... Одно это перечисление говорит само за себя. Шест из фибергласса дает необычайно сильный толчок, подброшенный им акробат взлетает высоко вверх, по зрительному залу прокатывается гул удивления и восхищения, но в последней фазе трюка к «верхнему» бросаются два пассировщика и буквально ставят его на шест. Поэтому впечатление от трюка смазывается.
Создателей и исполнителей здесь подвела своеобразная инерция мышления: почему акробат, подброшенный шестом вверх, должен каждый раз непременно возвращаться на него? Ведь это делает выступление несколько однообразным, монотонным. Богатые возможности, которые дает новый снаряд, используются не полностью. Когда смотришь «Каратэ», то так и хочется, чтобы акробаты «приземлялись» не только на шест, но и на плечи партнерам. А вот зато причудливые танцевальные па, имитирующие приемы борьбы каратэ придают номеру неповторимое своеобразие.
Режиссерский дебют Наталии Маковской можно признать удачным. В произведениях, поставленных ею, заметно стремление выявить актерскую индивидуальность исполнителей, разработать сюжетную канву их выступления, а не просто выстроить в ряд набор трюков по нехитрому принципу: от простого к сложному. И это в ее работах привлекает.
МИХАИЛ НИКОЛАЕВ
оставить комментарий