В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В замок к волшебнику

Детские спектакли в цирке обычно ставятся в дни зимних школьных каникул, реже в весенние. Если выступает цирковой коллектив, все проще — у коллектива, как правило, есть подготовленная пантомима, которую надо лишь восстановить. В других случаях приходится готовить представление заново. Именно так и обстояло дело в этом году в новом Московском цирке на Ленинских горах.

Создание каждого спектакля связано с преодолением немалых трудностей, с решением различных проблем.

Программа, которая идет в цирке, разумеется, состоит из номеров. Стремление включить их в спектакль почти без изменения иногда рассматривается как недостаток, как слабость сценария. Но ведь номер — результат долгой и упорной работы, в нем наиболее полно раскрываются возможности артистов, созданный ими образ. Если сценарий позволяет артистам ярче показать свои достижения, вряд ли такое нужно осуждать.

И еще одно. Зрители, в том числе и юные, придя в цирк, ожидают увидеть цирк, а не театральную пьесу, разыгранную на ковре манежа. Забота сохранить специфику циркового зрелища — закономерна. А если так, значит, сценарист, выстраивая некий сюжет, должен учитывать, какие номера в программе. А как же иначе! Мне приходилось слышать, что в одном цирковом спектакле, в котором манеж представлял палубу парохода, вдруг объявляли: «А сейчас будет репетировать наша судовая самодеятельность». И на палубу вылетали лихие джигиты. У сидящих в зале возникал недоуменный вопрос: откуда наездники на судне? Конечно, нужна логика в развитии событий на манеже.

Известно: основа любой программы — аттракцион, он обычно завершает представление. А, значит, жанр аттракциона диктует построение если не всего спектакля, то хотя бы его финала. Другие номера программы определяют характеры отдельных эпизодов.

Сценарии для нового Московского цирка подготовили режиссеры В. Моторин и Ю. Архипцев. Архипцев, главный режиссер цирка, ставил спектакль. В то время в цирке на Ленинских горах выступал со своим иллюзионным аттракционом Юрий Авьерино. Сценаристы, понимая, что должны завершить представление иллюзионными трюками, приводят своих героев в замок к Доброму волшебнику.

В той же программе участвовали артисты Дерябкины с дрессированными медведями и была подготовлена такая забавная сценка. В кафе вваливаются отрицательные персонажи и начинают безобразничать. Тогда вместо официанта появляется медведь. Два дебошира успевают спрятаться, а один замирает у столика. Его-то медведь проучил как только мог. Он вытирает стол его кепкой, пьет из его бутылки, в конце концов дает пинок и изгоняет.

Так или иначе были перестроены и некоторые другие номера. Картину праздничного гулянья создают акробаты, возглавляемые Юрием Канагиным.

«Сказки о попе и работнике его Балде» и тому подобное. У таких постановок есть преимущества. Ребят ждет встреча с любимыми и хорошо знакомыми героями. Сценаристам не требуется выдумывать сюжет, образы действующих лиц, надо лишь перенести то и другое на манеж. Задача артистов, таким образом, облегчается, ребята заранее знают — этот персонаж добрый, а этот — злой, одному сразу же сочувствуют, другого заранее осуждают.

Воздушные гимнасты Перадзе эффектно изображают зимнюю вьюгу, неудержимо несущуюся над землей.

А кто же были главные герои спектакля?

Нередко детское представление строится на основе того или иного популярного произведения литературы, кино. На манеже предстают Карлсон, Малыш и Фрекен Бок, герои «Бременских музыкантов», фильма «Ну, заяц, погоди!», Моторин и Архипцев взялись за создание оригинального сценария. Причем в ходе работы в спешном порядке многое пришлось перестраивать, учитывая постановочные возможности, состав программы и т. д.

Основные герои спектакля — Хороший мальчик и его друзья-клоуны. То, что среди персонажей оказались клоуны, — понятно, ведь клоунов любят зрители всех возрастов, восторги детей вызывают их шутки, их проделки. Конечно же, ребята с удовольствием встречаются с ними и в сюжетном спектакле. В то время в Московском цирке выступали своеобразные, интересные комики Валерий Серебряков и Станислав Щукин. Они во многом способствовали успеху представления. Роль Хорошего мальчика поручили В. Косатинову.

Мальчику и клоунам противостоят бездельники, хулиганы, которые названы авторами сценария братцы-тунеядцы и Туня-тунеядка (В. Дерябкин, А. Полосин и Э. Демаш). Эта троица обижает, обманывает веселых клоунов, их друга, строит им различные козни. Чтобы состоялся радостный праздник, героям должен помочь Добрый волшебник, в замок к нему они и отправляются.

Надо признать, что отрицательные персонажи оказались бледнее положительных. Если вести речь о недостатках, то следует указать на то, что в каких-то сценках заметна торопливость, чувствуется, что создатели спектакля не успели всего выверить, найти всему наилучшее решение. И такое объяснимо — сроки были сжатые.

Стоит сказать еще о таких сложностях, с которыми сталкиваются постановщики в новом цирке,— огромные размеры зала, удаленность зрителей от манежа и от сцены над форгангом. Сложившиеся традиции и приемы построения цирковых спектаклей здесь часто оказываются непригодны. Надо как-то заполнить обширное пространство, чтобы его пустота не подавляла. Эту проблему и стремится разрешить Ю. Архипцев при подготовке каждого тематического пролога. Так было и в данном случае при постановке детского спектакля. Режиссером изобретается дополнительное оформление, придумываются массовые сцены, он добивается их броскости.

Детский спектакль в новом Московском цирке и развлекал и поучал. В нем утверждалось, что честность, смелость, дружба непременно побеждают ложь, леность, жадность. В то же время это было по-цирковому красочное зрелище — на манеже демонстрировались дрессированные животные, свою ловкость, силу, отвагу показывали гимнасты, эквилибристы, акробаты, а развивающийся сюжет, борьба персонажей интриговали ребят. Юные зрители вместе с клоунами и смелым мальчиком совершали увлекательное путешествие в замок Доброго волшебника, в котором происходили чудесные превращения. А где же ребята могут вдоволь насмотреться чудес, как не в цирке!

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100