Валерий Конов — мастер миниатюры
Писать о человеке, которого давно знаешь, искренне любишь и уважаешь, нелегко. А когда это еще к тому же твой ученик, то сложнее вдвойне.
Среди лучших исполнителей в жанре пантомимы на профессиональной эстраде творчество Валерия Конова — одного из ведущих артистов Московской областной государственной филармонии — занимает особое место.
В. Конов — блестящий мастер миниатюры. В течение нескольких минут он может показать калейдоскоп различных, резко отличающихся один от другого персонажей. И делает это с таким мастерством, что создается иллюзия присутствия на сцене всех показанных одновременно. Эту способность Валерия к зарисовкам различных «мгновений жизни» я заметил еще тогда, когда он был активнейшим участником студенческого ансамбля пантомимы при ДК МВТУ имени Н. Э. Баумана, носившего название театра-студии «МИМ».
Было это в 1966—67 годах. К слову сказать, в театре-студии «МИМ» В. Конов сыграл около 30 различных ролей. Увлечение пантомимой вскоре переросло в страсть и стало главным содержанием жизни.
В студенческом коллективе к Валерию пришел первый успех, он был удостоен звания лауреата Московского фестиваля самодеятельного творчества, посвященного 50-летию СССР. Из наиболее интересных работ этого периода была роль матроса в антивоенной пантомиме «Люди мира будьте зорче втрое», в которой он создал монументальный образ несгибаемой стойкости. В этой роли артист талантливо проявил свое драматическое дарование. Затем мне запомнилась роль Первого министра короля в спектакле «Голый король» по мотивам сказки Г. X. Андерсена, где Валерий остроумно, сатирически заостренно создал образ придворного льстеца.
Большой актерской удачей артиста в эту пору была роль инквизитора в драматической пантомиме «Прометей» о жизни и смерти Джордано Бруно. Первое появление артиста производило сильное впечатление... В глубине сцены неожиданно возникала зловещая и мрачная фигура главного инквизитора. Одет он был во все черное. На голове шляпа с плоскими и очень широкими полями. В руках четки. Спина сильно сгорблена, поэтому лица почти не видно. Ходил он каким-то плывущим, бесшумным, змеиным шагом...
Артист в этом образе, совершенно не пользуясь гримом, достигал подлинного перевоплощения.
В театре-студии «МИМ» В. Конов подружился с Олегом Кирюшкиным, ныне известным и популярным артистом пантомимы. Увлеченность пантомимой, желание работать на профессиональной сцене объединяли двух одаренных молодых людей. Совместно с Олегом Валерий создал ряд интересных пантомим, из которых наиболее удачной была эксцентрическая пантомима «Зубоврачебный кабинет». В этой сценке одна и та же ситуация была показана в постановке режиссера драмы, пантомимы, балета и цирка.
Будучи принятым по конкурсу в ВТМЭИ, Конов создает свой лучший сольный номер — «Московский метрополитен», который до сих пор является украшением репертуара артиста.
Наиболее яркими работами артиста на профессиональной сцене были пантомима «Памятник», посвященная Великой Отечественной войне, созданная совместно с партнершей Татьяной Барановой, балет-пантомима «Вечная музыка», где партнершей Конова была народная артистка Грузинской ССР Евгения Геловани. В этой работе Валерий Конов раскрылся как интереснейший партнер, который за необычайно короткий срок освоил искусство балетной поддержки и, в совершенстве владея пластикой и техникой мима, создал яркий и запоминающийся образ человека-мастера создателя музыкальных инструментов.
Мне довелось быть тесно связанным с артистом по совместной работе все эти годы, и я привел к выводу, что для Конова амплуа практически не существует, так как ему одинаково хорошо удаются характеры драматические и эксцентрические. С одинаковым мастерством исполняет он пантомимы, проникнутые тонким лиризмом, и пантомимы, поставленные в цирковой буффонадной манере. Искусство этого мима компактно и динамично. За несколько минут сценического времени он может рассказать историю целой жизни, вызвать вашу улыбку и ваши слезы.
С искусством этого артиста хорошо знакомы не только в нашей стране, но и в ряде зарубежных стран, куда он выезжал на гастроли в составе различных групп и коллективов. Валерий выступал на Кубе, в ФРГ, Италии, Японии, Йемене, Польше, Вьетнаме Турции, Чехословакии и в других странах. Во многих зарубежных рецензиях отмечалось высокое исполнительское мастерство артиста, его непохожесть на других мимов.
В начале статьи я говорил о В. Конове как мастере патомимической миниатюры. Это особенно ярко проявляется в его номере «Московский метрополитен», где он создает галерею очень разных и ярких образов. Здесь и старик, каждое утро кормящий голубей у станции метро; и девушка, пришедшая на первое свидание; и иностранец, с недоверием осматривающий станции метро, а убедившись в достоверности и подлинности красоты Московского метро, восторженно снимающий виды метро на память о Москве; грузин, пришедший на свидание с веточкой мимозы; милиционер, последним покидающий станцию метро, и другие.
По приглашению Центрального телевидения Валерий принимал участие в передачах: «Время и ты», «Поколение ИКС», «Клуб четырех коней», «Утренняя почта». Свой богатый опыт Валерий Конов передает молодым, начинающим свой творческий путь артистам.
Актерскую работу он успешно сочетает с педагогической и режиссерской. На этом пути ему еще предстоит утвердиться. А сегодня артист вступил в пору своей профессиональной зрелости, полон творческих замыслов.
Если вы увидите на афише «Мим Валерий Конов» — знайте, вас ждет встреча с интересным, самобытным и остроумным артистом.
А. БОЙКО, режиссер-постановщик Москонцерта.
оставить комментарий