Великие возможности жанра
На смотре новых произведений циркового искусства, который проводился в 1961—1963 годах, звания лауреатов были удостоены исполнители «Воздушного полета с лопингом»*. А летом 1966 года на выпускных экзаменах в ГУЦЭИ высокую оценку получили участники «Полета-8». Оба эти номера поставил режиссер-педагог Ю. Г. Мандыч.
* Лопинг — гимнастический снаряд, напоминающий качели. Он придает исполнителям поступательное движение, выбрасывая их вверх и вперед.
Недавно в редакцию пришло письмо группы воспитанников Мандыча — выпускников училища прошлого года. «Юрий Гаврилович Мандыч, — пишут они, — не только внимательный, добросовестный педагог, но и талантливый, ищущий режиссер. Занятия он строит очень интересно, ради успеха своих учеников не жалеет ни времени, ни сил. Мы горячо благодарны нашему учителю и режиссеру, который многому научил нас». Редакция обратилась к Ю. Г. Мандычу с просьбой поделиться на страницах журнала своими соображениями о возможностях дальнейшего развития и совершенствования жанра воздушного полета, рассказать о том, как он работал над постановкой двух номеров молодых гимнастов.
Жанр воздушного полета существует более ста лет. За это время он не раз совершенствовался. Сам я видел в цирках страны немало оригинальных полетов, каждый из которых вносил нечто новое в традиционный жанр. Артисты Морус, например, увеличили длину трапеции, и движения гимнастов под куполом стали стремительнее, шире, эффектнее. Своеобразен был номер Коневых «Трехъярусный полет». У самого купола укреплялись два турника, ниже — рамка, а еще ниже — мостик и ловиторка. Это давало возможность демонстрировать в воздухе разнообразные трюки. (Мог бы получиться, замечу в скобках, очень интересный номер, но, на мой взгляд, беда заключалась в том, что артисты не сумели добиться органической связи трюков, исполняемых на столь различной аппаратуре.)
Эффектен и перекрестный полет артистов Галаган. Под куполом размещаются три мостика, три трапеции и ловиторка. В этом номере два гимнаста одновременно устремляются с мостиков и, встретившись в воздухе, приходят к своим трапециям. А вот Вязовы в своем полете применили амортизаторы: кажется, что исполнитель падает, но амортизаторы возвращают его на мостик или к трапеции. Кстати, Вязовы с успехом применили не раскачивающуюся, а неподвижную ловиторку. Интересны также полеты Силантьевых и В. Бредо (я называю лишь те полеты, которые хорошо знаю).
И вот перед нами встала задача подготовить номер, не похожий на существующие, раскрывающий новые возможности традиционного жанра. В 1960 году мы выпустили «Полет с лопингом». Само название говорит, что основное нововведение, меняющее характер полета, — лопинг. Вначале приходилось выслушивать решительные утверждения, что затея пустая и, более того, опасная. Заявляли это опытные специалисты, и тем труднее было отстаивать свой замысел. Тут хочется сделать отступление и сказать о том, что ничто так не способствует успеху в творческих поисках, как доброжелательное отношение коллег, их поддержка. И не только товарищей по училищу. С благодарностью вспоминаю А. Арнольда, который пришел на одну из репетиций и уверенно сказал, что номер у нас получится интересный. Поддержка известного режиссера очень помогла нам.
Начинали мы с тренировок на полу, лопинг был установлен всего в тридцати сантиметрах от ковра. Отрабатывали движения, отдельные элементы, трюки. Одновременно совершенствовали аппаратуру. Она необычна — в этом убеждается каждый, кто видел номер: два мостика расположены один над другим, у нижнего мостика — лопинг специальной конструкции. Что дает новая аппаратура? Главное, лопинг позволяет создавать впечатление свободного парения человека под куполом. Исполнитель, подброшенный ло-пингом, может легко пролететь по воздуху метров пятнадцать (у нас в номере артисты пролетают восемь). Это весьма эффектно. Ведь в обычных полетах гимнаст, отпустив трапецию, демонстрирует трюк, например сальто, как бы на месте — он пролетает не более одного метра и тут же приходит в руки к ловитору. В нашем номере сальто исполняется во время длительного полета. Это придает выступлению динамичность и изящество. Зритель прослеживает исполнение трюка как бы при замедленной демонстрации киноленты.
В «Полете с лопингом» в воздухе могут находиться сразу два гимнаста: в то время как один исполнитель летит к верхнему мостику, его партнер устремляется к ловитору с лопинга. Есть и другие возможности для создания интересных комбинаций. Но и то, что уже освоено, позволяет молодым артистам под руководством О. Лозовика с успехом выступать на отечественных и зарубежных манежах. В прошлом году мы выпустили из училища номер «Полет-8». Чтобы дать представление о его характере и особенностях, начну с описания аппаратуры. С двух сторон симметрично, на расстоянии двадцати одного метра, укреплены два мостика. Точно посредине между ними помещается ловиторка, которая в нужный момент вращается мотором. Таким образом, ловитор принимает вольтижеров то с одной стороны, то с другой, причем, поймав партнера, он нажимает на педаль, ловиторка поворачивается на 180 градусов, и ловитор посылает гимнаста к противоположному мостику (а не обратно, как бывает обычно). С самого начала нам было ясно, что нагрузка на одного ловитора окажется весьма значительной, и поэтому мы ввели второго. Ловиторка двухъярусная, внизу артист располагается, как обычно, сидя, а наверху — стоя.
Даже это беглое описание позволяет, как мне кажется, представить, сколь велики в новом номере возможности для создания оригинальных композиций и трюков. Артист, к примеру, может переходить от нижнего ловитора к верхнему и обратно. Те, кто видел «Полет-8» на выпускных представлениях в ГУЦЭИ, наверное, оценили достижения молодых гимнастов, демонстрирующих двойное и тройное сальто, двойное сальто с пируэтом. Да и весь номер, на мой взгляд, построен оригинально: исполнители устремляются к центру то с одного, то с другого мостика, приходят то к нижнему, то к верхнему ловитору, возвращаются иногда на свой мостик, иногда — на противоположный.
Незачем доказывать, что участие в воздушном полете требует от исполнителей безукоризненной техники, отличной физической подготовки. Иной раз не так важно исполнить трюк в воздухе, как важно точно и четко выполнить все предшествующие ему элементы — в определенный момент уйти с мостика, вовремя оторваться от трапеции и т. д. И всех нас очень радует, что молодые гимнасты уже сейчас демонстрируют высокую технику воздушного полета.
В день выпускного экзамена. Молодые гимнасты под руководством О. Лозовика сердечно благодарят своего педагога ЮРИЯ ГАВРИЛОВИЧА МАНДЫЧА
Конечно, молодые воздушные гимнасты, как и все наши студенты, прошли в училище большую многостороннюю подготовку по гимнастике, акробатике и т. д. Но, прежде чем им подняться под купол, мы долгое время репетировали в партере с лонжами. Это были не только тренировки, но и упорные поиски. Очень существенно, к примеру, правильно определить расстояние между мостиком и ловиторкой, решить, на каких уровнях их расположить. Трудно сосчитать, сколько раз мы меняли положения мостика, укрепляли его то выше, то ниже, подбирали длину трапеции и т. д. Одновременно мы настойчиво вырабатывали у исполнителей то, что называется чувством партнера.
И летом, уже после экзаменов, продолжали репетиции. Лишь на короткое время мои подопечные ездили на съемки фильма «Добрый доктор Айболит». И снова репетиции, репетиции, репетиции... От молодежи потребовался большой, напряженный труд, не менее четырех часов тренировок ежедневно. И результаты налицо. Молодая гимнастка Я. Кокина — первая артистка, совершающая прыжок из-под купола в сетку. Можно было бы отметить и других исполнителей. Но не буду никого выделять: пусть молодежь помнит, что успех зависит от всех, от слаженности коллектива, от крепкой творческой дружбы.
В заключение хочу подчеркнуть: в жанре воздушного полета еще много нераскрытых ресурсов, его возможности велики. Убежден, что со временем из нашего училиша выйдут новые ооиги-нальные номера этого интересного жанра.
ЮРИЙ МАНДЫЧ, режиссер-педагог
Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.
оставить комментарий