Весь вечер над манежем - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Весь вечер над манежем

Цирковое искусство в Нижнем Новгороде, как и в других городах России, исстари представляли труппы бродячих актеров, скоморохов. Во второй половине XIX века Нижний становится своеобразным торговым центром России.

Особенно оживлялся город в летние месяцы, когда на ярмарочной площади происходило скопление не только различных торговых фирм, но и разнообразных аттракционов, балаганов, по вечерам в концертном зале главного ярмарочного дома выступали артисты, в большом ярмарочном театре давали оперы, а из цирка братьев А. А. и П. А. Никитиных зазывно звучали трубы!

Прошло много лет. Давно нет ярмарочного театра, теперь в городе Горьком свой оперный театр — переоборудованный Народный дом, когда-то построенный при огромной материальной помощи Ф. И. Шаляпина, открыта филармония, а Горьковскому цирку исполнилось сто лет.

Юбилей! Разное время было в истории этого цирка. Жизнь в нем то оживлялась, то шла на спад. Здание, которое построили Никитины, прослужив почти сорок лет, сгорело, представления долгое время шли в деревянной постройке. Новая полоса в жизни цирка началась в 1964 году, когда распахнуло двери новое здание, функционирующее и поныне.

Но, в каких бы условиях ни работал цирк, всегда его представления сопровождались музыкой. Разные тут были составы ансамблей, но вот уже двадцать лет в Горьковском цирке существует оркестр, на примере которого, пожалуй, можно наблюдать, как формировалась профессия циркового музыканта, как менялось отношение публики к музыке в цирке, hie секрет, что ее воспринимали только как некую «составную» любого номера, аттракциона. Последние десять лет оркестр возглавляет Рудольф Вшивков. В городе уже известно, что в цирк идут не только смотреть представления, но и послушать, как играет оркестр, и в этом немалая заслуга его руководителя.

Народный артист РСФСР Виктор Тихонов, гастролировавший в Горьком с аттракционом «Полосатые звезды», дал высокую оценку профессиональным и партнерским качествам оркестра. Он высказал убежденность в том, что оркестр — неотъемлемый компонент выступления артиста любого жанра, он может «вытащить» любой номер, даже звери привыкают к звучанию оркестра.

Завершая нашу беседу, Тихонов сказал: «Не могу себе представить выступление циркового артиста без музыки. А об оркестре этого цирка могу сказать только самые добрые слова. Он значительно выше многих, слышанных мною. Ансамбль, стройность звучания покоряет, а исполнение воодушевляет».

Оркестр включает шестнадцать музыкантов, трое из них работают в коллективе со дня основания, и потому о них следует сказать особо. Виталий Шашин (труба) в настоящее время играет на бас-гитаре, а по необходимости — на флейте, несколько лет он являлся вторым дирижером. В Шашин пользуется большим уважением товарищей, долгое время был председателем местного комитета.

Георгий Зелинский — пианист, органист и аранжировщик. Это музыкант, обладающий великолепной гармонической памятью, отличным импровизационным мышлением. Как пианист Г. Зелинский любит выступать с малыми ансамблями (например, с трио: фортепиано, контрабас, ударные).

Георгий Нахапетов (инспектор оркестра) — гитарист, но его главная функция — звукооператор, регулирующий общий звуковой баланс, так как микрофоны установлены перед каждым исполнителем. Хороший профессиональный уровень отличает всех музыкантов. Представим их читателям: саксофоны — Ю. Клинов (альт, сопрано), А. Кузаков, Ю. Носов (тенор), В. Кашин (баритон); трубы — Е. Култынин, Н. Чернышев, В. Шашин, М. Иванов: тромбоны — М. Ващилко, В. Черняховский, А. Тивиков; гитара — Е. Каюров, ударные — Н. Чуплыгин и Ю. Мурашов.

Оркестр располагает отличными инструментами, а это немаловажно для достижения выровненности звучания, слаженности, тембрового единства. И еще один существенный штрих: оркестр играет мягко и небольшим звуком.

Умение управлять коллективом, заражать его своим энтузиазмом, способность направить процесс коллективного музицирования в нужное русло — вот те свойства, которыми обладает Р. Вшивков и которые привлекают к нему симпатии оркестрантов. А главное, есть внутренняя связь, возникшая между музыкантами и дирижером, которая все более укрепляется в процессе репетиций и выступлений.

В оркестр Рудольф Вшивков пришел уже сложившимся человеком и профессионалом, путь которого к музыкантской зрелости был совсем не прост. Еще в арзамасской средней школе он активно участвовал в художественной самодеятельности. Увлекаясь сочинениями широко известных в то время эстрадных композиторов А.Варламова, С. Кнушевицкого, А. Цфасмана, Н. Минха, в выпускном классе он уже организовал ансамбль оригинального состава — аккордеон, баян, две гитары и... набор бутылок. Будучи рабочим завода, а затем учеником технического училища по специальности слесарь-лекальщик, он и здесь собрал самодеятельный эстрадный оркестр. После службы в рядах Советской Армии учился в Горьковском музыкальном училище, выступал в различных ансамблях, и в частности в ансамбле «Ровесник» (под руководством ныне хорошо известного хормейстера Л. Сивухина). Уже тогда молодой музыкант создает свои первые песни на стихи поэтов-горьковчан, а его детский балет «Мальчиш-Кибальчиш» был поставлен студией телевидения. Тяга к серьезному профессиональному обучению приводит его и в Горьковскую консерваторию, которую он заканчивает в 1973 году как дирижер-хоровик по классу композитора Б. Благовидова.

Интересный музыкант, хороший организатор, Р. Вшивков создал необычный коллектив и в Горьковском цирке. Это — своеобразная школа, из которой вышло много интересных музыкантов, работающих в оркестре Лундстрема, в таких ансамблях, как «Арсенал», «Пламя».

Конечно, в работе оркестра есть и трудности, и недостатки, и поскольку они, пожалуй, являются общими, присущими работе всех цирковых оркестров, то о них стоит сказать. Руководителя оркестра и музыкантов всегда волнует качество выступлений, и поэтому их не может не трогать такой момент, как репетиционный период, который становится все короче и короче. Ранее на подготовку к премьере давалось два-три дня, ныне — всего один. А иногда новая пьеса вводится прямо во время первого представления. И здесь на выручку приходят профессиональные навыки, особенно — умение читать с листа. Но ведь это отнюдь не выход, тем более что к новой программе приходится выучивать иногда до пятидесяти новых произведений, причем музыка эта разная по стилю, художественному уровню, времени создания. Иногда в программы включаются музыкальные номера, ставшие анахронизмами, артисты используют их слишком долгое время, музыка морально устаревает. Бывает и так, что произведения, включенные в тот или иной аттракцион, сами по себе интересны, но аранжировка их плоха. И тогда приходится работать ночами — переаранжировать, расписать партии, а потом разучивать пьесу с музыкантами во внеурочное время.

Не секрет, что многие композиторы пишут музыку, не учитывая специфики циркового оркестра. Иногда надо «разгружать» звучность, использовать малые составы и соло.

Р. Вшивков — за музыку интересную, разную по сложности, за то, чтобы в одной программе сочетались разнохарактерные номера, тутти, малые составы и соло.

И еще — о степени занятости оркестра цирка. Она такова, что вынести ее могут только до фанатизма преданные делу люди: до тридцати выступлений в месяц, а в субботние, воскресные, праздничные дни и каникулы — по три выступления ежедневно.

А у музыкантов велико желание играть и на других концертных площадках. Оркестр принимает участие в концертах джазовой музыки, которые почти ежегодно проводятся в Горьком. И тогда коллектив играет произведения, вошедшие в репертуар выдающихся мировых джазовых оркестров, а также аранжировки своего дирижера. Такие выступления, разумеется, необходимо оценивать уже по иной шкале. И нужно сказать, что коллектив оркестра Горьковского цирка с честью выдерживает подобные испытания. Особенно это проявляется в завершающих концерты специфических музицированиях, в джазовой манере — «джем сэшн». В одном из последних концертов в качестве темы для импровизации была выбрана мелодия Дюка Эллингтона. В свободном музицировании ее подхватывали оркестранты — один за другим, вроде спонтанно, но с каким-то острым ощущением того, что кому и когда следует «сказать». Именно эта манера развития темы требует большой гибкости, умения слушать товарищей, продолжать мысль, не нарушая цельности музыкальной картины.

Такие концерты — стимул творческого роста коллектива, положительно отражающийся на качестве сопровождения цирковых спектаклей. 

Н. БОРДЮГ, кандидат искусствоведения

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования