Ветеран цеха униформы - Рикардо Морено - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ветеран цеха униформы - Рикардо Морено

Есть в каждом цирке коллектив, который именуется цехом униформы. Он родился одновременно с искусством манежа и развивался вместе с ним. Из этого цеха, согласно преданию, вышла такая значительная фигура, как коверный клоун.

Да и сколько представителей других жанров начинало свой творческий путь, поработав сперва в униформе. Между прочим, в старом цирке существовало правило: все молодые артисты должны были стоять в униформе, а все артистки участвовать в балете. Это объяснялось не только отсутствием «штатных единиц», но и разумным требованием универсальности.  

Униформа имеет свои традиции. Некогда ее персонал обязательно открывал каждое представление. Как только заканчивалась увертюра или, наоборот, с первыми ее тактами раздвигался занавес и из-за кулис первыми торжественно выходили бравые, подтянутые служители манежа. Они выстраивались шпалерами по обе стороны форганга. У них были яркие костюмы, золоченые галуны и белоснежные перчатки. Уже одним своим видом униформа придавала спектаклю особый настрой.

Ритуалами представления были рыхление и разравнивание опилок на арене, привоз и увоз ковров, предохранительных сеток. Все это проделывалось униформистами. Между прочим, на тачке же, на ковре, обычно увозили с манежа коверного или, как его когда-то называли, «рыжего». Об этой особенности писал, в частности, Ю. Олеша. Увы, кое-что ушло из циркового обихода. Многие манежи, например, лишились опилок: их заменило иное покрытие. И, стало быть, униформистам уже не приходится пользоваться граблями: они сданы на склад. А ведь это был целый самостоятельный номер, когда, выстроившись в ряд, униформисты дружно разравнивали опилки! Некоторые режиссеры просто-напросто обходят вниманием униформу. Открывая представление парадом-прологом, они забывают или не хотят отвести в нем место и униформисту, низводя его тем самым на положение обыкновенной рабочей силы. Даже одевают его порой без всякой пышности, заменив прежде помпезные мундиры, по которым, как и по мундирам солдат старых полков, можно проследить эпохи, невыразительной прозаической блузой. И далеко не всегда выстраиваются теперь униформисты у форганга шпалерами.

Ветеран цеха униформы - Рикардо Морено

Обо всем этом мы говорили с Рикардо Морено, заведующим цехом униформы Ленинградского цирка, сидя незадолго до начала представления за кулисами. Там шла подготовка к спектаклю и, разговаривая со мной, Морено то и дело посматривал в сторону своих подопечных, наблюдая за тем, как идет работа. Рикардо Морено — это звучит экзотически. Но это не псевдоним. Предки Морено — испанские рыбаки, жители Андалусии. Дедушку Морено, когда ему было шесть лет, забрал бродячий цирк. Так началась еще одна цирковая династия. В ней были акробаты, воздушные гимнасты, дрессировщики лошадей, клоуны. Мать Рикардо работала наездницей, в том числе и у Чинизелли в Петербурге. В программке печаталось: «Кармен», хотя на самом деле ее звали Каролина. Она рано оставила манеж: надо было воспитывать четырех детей. Все они, все четверо мальчиков, стали цирковыми артистами.

Рикардо вместе с братом Бенито подготовили номер «Акробаты-эксцентрики». Просматривал его тогдашний директор Ленинградского цирка знаменитый Вильямс Труцци. Только молодые артисты проделали два-три трюка, как он остановил их: «Достаточно!» Это можно было принять за провал. Но оказалось, что Труцци важно было посмотреть, как исполнители вышли, как держались на манеже, словом, есть ли у них артистические данные? Они имелись, и опытный Труцци увидел это сразу. «Все остальное, то есть мастерство, появится потом», — сказал он.

С 1926 года братья Морено выступали в цирке и на эстраде. Работали в Народном доме на Петроградской стороне, в Таврическом саду, в Саду отдыха на Невском. Одновременно Рикардо окончил рабфак, затем химико-фармацевтический институт, получив таким образом высшее образование. Но с искусством смелых и ловких не расстался. Любовь к нему оказалась сильнее. После войны братья Морено выступали в ленинградском «Цирке на сцене».

В 1961 году Рикардо стал руководителем цеха униформы в цирке на Фонтанке. На этом посту у него были крепкие предшественники. Один из них — А. Бокарев — возглавлял униформу еще тогда, когда Ленинградский цирк открылся после трех с лишним лет вынужденного перерыва, вызванного войной, блокадой. Это было в 1944 году. В тот сезон цех скомплектовали исключительно из женщин — мужчины еще воевали на фронте. Это был редчайший случай в истории цирка — чтобы в униформе стояли женщины. Обученные Бокаревым, они успешно справлялись с нелегкими обязанностями служителей манежа.

Морено, как заведующий цехом униформы, тоже стремится поддерживать высокую репутацию униформы Ленинградского стационара, которую он возглавляет уже двадцать два года. Коллектив цеха в основном стабилен. Есть опытные работники: Борис Власов, Владимир Маракулин. Сюда поступают 17—18-летние ребята. Когда же они уходят, в армию, то, отслужив, как правило, возвращаются обратно. Морено старается быть для них наставником.  

Он учит: «Ваша работа тоже творческая. Вы тоже соучастники зрелища. Речь идет не только о том, что униформисту нередко приходится подыгрывать артистам в паузах или во время номера. Даже при выполнении своих основных обязанностей — подвеске аппаратуры, расстановке реквизита, «вязании» блоков, держании лонжи — умейте красиво стоять, двигаться, не забывайте, что и на вас обращены взоры зрителей. Униформист должен быть всегда собранным, предельно внимательным, проявлять инициативу, не дожидаясь напоминания. Упала у жонглера тарелка — сейчас же поспеши поднять ее. Загнулся ковер — поправь его в один момент. Все это далеко не мелочи. От них также зависит успех представления, его культура, темп».

— Вы знаете, — говорит Морено, — несмотря на то, что Ленинградский цирк считается образцовым, но даже и у нас порой не всегда как следует заботятся об униформе. Нет нужных пылесосов — поэтому чистить ковры приходится вручную. Сколько времени не могут сшить новые костюмы. В маленькой энциклопедии «Цирк» сказано, что униформа — «неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы». И об этом надо помнить всегда.

Рассказ о заведующем цехом униформы Ленинградского стационара хочется закончить таким сообщением: недавно состоялось чествование Рикардо Морено. Артисты, административно-технический персонал цирка, зрители тепло поздравили Рикардо с 70-летием, пожелали ветерану манежа и впредь успешно служить любимому искусству.

М. МЕДВЕДЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования