Виль Головко о национальных цирковых коллективах
На вопросы нашего корреспондента отвечает художественным руководитель Всесоюзном дирекции Союзгосцирка по подготовке новых программ, аттракционов и номеров В.В. Головко.
— Виль Васильевич, в истории советского цирка, как известно, заметное место заняло творчество национальных коллективов. Наиболее активно они создавались в послевоенные годы. Вспоминаются многие интересные номера, а также программы разных лет, которыми радовали зрителей национальные цирковые коллективы. О них и хотелось бы с вами побеседовать.
— Внесем только необходимое уточнение. Старейший из национальных цирковых коллективов — Узбекский — организован еще в 1942 году. Несмотря на трудности военного времени была создана большая содержательная программа, в которой принимали участие такие выдающиеся мастера арены, как канатоходцы Ташкенбаевы, парфорс-наездники Ходжаевы, замечательный узбекский комик Акрам Юсупов и другие талантливые артисты. В военные же годы в частях 3-го Белорусского фронта с большим успехом проходили выступления Литовского циркового коллектива.
А вот уже позднее, в 50-х годах, заявил о себе родившийся в Харькове Украинский цирковой коллектив. Примерно в те же времена состоялась первая премьера Грузинского коллектива, вобравшего в себя известных ветеранов советского цирка и одаренную молодежь, пришедшую из спорта и художественной самодеятельности.
Свои национальные цирковые коллективы были в Белоруссии, Армении, Латвии и других республиках. Яркое национальное своеобразие отличало программу таджикских артистов.
— Вы все говорите: «были», «были», упоминаете об этих коллективах главным образом в прошедшем времени.
— Это, к сожалению, не случайно. В разные годы в стране действовало 11 национальных цирковых коллективов. Теперь же о большинстве из них приходится говорить — «были», ибо одни просто распались, другие захирели, потеряли свое «лицо». Так постепенно прекратили свое существование цирковые коллективы Украины, Грузии, Узбекистана, Белоруссии, Армении... Ну, может быть, что-то от них и оставалось, но совсем не то, что представляет собой понятие «коллектив». Это были или совсем куцые программы, которых в лучшем случае хватало на одно отделение, или разрозненные номера, иногда по какому-то поводу объединявшиеся в национальную группу.
— А чем объясняется этот спад в деятельности коллективов?
— На мой взгляд, он обусловлен рядом причин. Да, у нас создавались новые коллективы, но в то же самое время художественный отдел и отдел формирования Союзгосцирка мало обращали внимания на состояние и работу национальных групп, уже находящихся в прокате, не оказывали им должной помощи и поддержки. Плохо подбирались для них кадры административных и художественных руководителей. Отдельные «ударные» номера со спокойной душой выводились из национальных коллективов ради укрепления иной сборной программы. Бывало, что и из номеров забирались основные исполнители и переводились в другие. А это, естественно, приводило или к распаду номера или к значительному снижению его художественного уровня.
Вот такая сложилась в те годы практика. И еще: при том, что отдел формирования то и дело снимал под различными предлогами «сливки» с той или иной национальной программы, самим этим коллективам, как правило, весьма неохотно представляли право выступления на столичных манежах страны. Долгие годы они могли лишь мечтать, скажем, о гастролях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске... Это, несомненно, обижало артистов, у них пропадало всякое желание повышать свое художественное мастерство.
И далее. Союзгосцирк долгое время не налаживал деловых связей с министерствами культуры союзных и автономных республик. Поскольку в финансовом отношении национальные цирковые коллективы подчиняются непосредственно Москве, Союзгосцирку, местные власти привыкли смотреть на них как на некое «инородное тело», не вникали в организационные и творческие трудности, переживаемые тем или иным цирковым коллективом. Вот и получилось, что лишенные деловой заботы и Союзгосцирка и республиканских министерств культуры, оказавшись, по существу, на положении пасынков и там и тут, национальные коллективы пришли в упадок.
— Однако в прошлом году зрители познакомились на манеже столичного цирка с отличной программой Казахского циркового коллектива, которая имела большой успех у москвичей.
— Тут особый случай. У этого коллектива тоже был период, когда он оказался на пороге распада. Но партийные и советские органы Казахстана проявили настоящую заботу о судьбах своего национального цирка. Республика выделила коллективу необходимые материальные фонды. Была подобрана постановочная группа. Так родилась программа «Земля чудес», вызвавшая живой интерес у зрителей Казахстана и в дальнейшем показанная в Москве в период празднования 25-летия освоения целинных и залежных земель.
К слову сказать, в предыдущие шестнадцать лет московский манеж не предоставлялся национальным коллективам. В этом смысле добрый пример показал цирк на Ленинских горах, его директор и художественный руководитель, Герой Социалистического Труда Евгений Тимофеевич Милаев, принявший живое участие в организации гастролей Казахского коллектива в Москве, в художественной шлифовке и усилении идейного звучания его программы «Земля чудес».
Выступая в ту пору на страницах журнала «Советская эстрада и цирк», Милаев сообщил, что цирк на Ленинских горах в дальнейшем ставит перед собой задачу: ежегодно отводить одну из своих программ демонстрации лучших достижений национальных коллективов. И очень радостно, что вслед за Казахским в этом году здесь выступил Башкирский коллектив со своей новой программой «От сердца к сердцу». Значит, цирк на Ленинских горах остается верным своему обещанию.
— Выходит, «лед тронулся». И дело теперь за тем, чтобы были у нас высокохудожественные национальные программы, достойные того, чтобы их показывать и в Москве, и на других лучших манежах страны, и за рубежом. На что в этом плане можно надеяться?
— За последние три-четыре года положение с национальными коллективами начинает улучшаться. Особенно заразительным в этом смысле оказался пример того же Казахского коллектива. В ряде республик министерства культуры, творческие работники (среди них не только артисты цирка, но и драматурги, режиссеры, художники, композиторы) явно проявляют желание использовать его полезный опыт. Думается, что национальные коллективы могут теперь рассчитывать и на деятельную поддержку со стороны Союзгосцирка, руководство которого стало весьма серьезно относиться к заботам и нуждам циркового искусства в союзных и автономных республиках. Обсуждению этих проблем были посвящены специальные заседания художественного совета и коллегии Союзгосцирка.
— Хотелось бы узнать о практических шагах, сделанных а этом направлении.
— Ну, естественно, для формирования любой содержательной программы требуются прежде всего отдельные интересные, полноценные цирковые номера. Всесоюзная дирекция поставила перед собой задачу создать ряд таких номеров специально для национальных коллективов.
В десятой пятилетке будет подготовлено для Украины, Латвии, Грузии, Молдавии, Литвы, Армении и других республик около восьмидесяти номеров. Большинство из них — заново поставленные, но есть и обновленные, усовершенствованные. В новой пятилетке масштаб постановочной работы намечается значительно расширить.
— А как обстоит дело с новыми программами и новыми коллективами?
— Весной этого года я побывал во Фрунзе, где шли напряженные репетиции новой программы «Это Алатау», премьеру которой возрождаемый ныне Киргизский коллектив готовит к 63-й годовщине Великого Октября. Сценарий этого большого тематического представления написал известный киргизский драматург Мар Байджиев, оно пойдет в постановке режиссера Ю. Дроздова, оформлено будет художником В. Семизоровым.
Сейчас ведется формирование национальных цирковых коллективов Грузии и Узбекистана, Армении, Литвы, Украины. Хочется надеяться, что новые программы возрожденных цирковых коллективов придутся по душе зрителям, внесут свой весомый вклад в дело общего развития национальных культур нашей Родины. Здесь хочется еще раз подчеркнуть: вне зависимости от деятельных усилий, предпринимаемых сейчас Союзгосцирком, очень многое в жизни и работе цирковых коллективов будет зависеть от той степени делового внимания и человеческой заботы, которые они будут ощущать со стороны партийных организаций, министерств культуры своих союзных и автономных республик.
— Как вам представляется, Виль Васильевич, перспектива ближайших лет в плане творческого и организационного развития национальных коллективов?
— Прежде всего это поиск новых форм цирковой выразительности. Это должны быть, на мой взгляд, художественно оригинальные программы, тематические, идейно насыщенные и пронизанные тем национальным колоритом, который присущ именно данному народу. Конечно же, серьезнейшее внимание должно уделяться не только подъему профессионального мастерства исполнителей, но и постоянной воспитательной работе, гражданскому, эстетическому и моральному формированию личности каждого артиста национального коллектива.
И последнее, очень, на мой взгляд, важное: обязательным должен стать систематический обмен национальными программами между различными республиками.
— Но ведь национальные коллективы, Виль Васильевич, всегда гастролировали и гастролируют по всей нашей огромной стране. В чем же суть вашего предложения?
— А вот в чем. Сегодня, предположим, казахские артисты приезжают в Уфу, а Башкирский коллектив в это время направляют в Куйбышев. А я говорю о четко запланированном обмене между республиками. Если киевляне, скажем, поедут в Ереван, то артисты Армянского коллектива обязательно — в Киев. Такие выступления будут весьма ответственными, они превратятся в своеобразные праздники дружбы.
Думаю, организация систематического обмена программами национальных коллективов в масштабе страны должна стать кровным делом художественного отдела и отдела формирования Союзгосцирка.
оставить комментарий