В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Виолетта Козловская и этот столяр-неудачник

Паспортные данные номера:
Год рождения: 1964-й.
Автор: Р. А. Грилье.
Режиссер: Р. А. Грилье.
Художник: народный артист СССР Н. П. Акимов

Фабула: Сломался стол. Необходим срочный ремонт.

Сюжет: Униформисты второпях так ставят на манеж стол, что отваливается ножка и он переворачивается на ребро. Все кличут столяра. Появляется добродушный усатый старичок в видавшем виды пиджачке. Ремонт пустяковый, да обстановка непривычная, людей-то сколько! Из-за стеснительности попадает в нелепые истории.

Жанр: Акробатика.

Акробатика? Много ль она может? Очень! Возможности ее огромны. Позволяют прекрасно сочетать «физическое совершенство человека с глубоким внутренним содержанием» — считая Луначарский. С ее помощью можно выражать различные чувства.

Ну а какие чувства владеют старым краснодеревщиком? Семенящей походкой приближается к столу, в одной руке — деревянный ящик с инструментом, в другой — рейсшина. Жестом показывает, что ножку прикрепить для него — плёвое дело. Еще раз оборачивается к инспектору; мол, не надо волноваться, все будет отлично. И о этот миг — надо же такому случиться — натыкается на стол и шлепается, переворачивая его вверх ножками. Ящик с инструментом летит вперед, рейсшина — в сторону, кепка сваливается, обнажая солидную лысину, обрамленную венчиком волос. Опозорился-то как! Старичок вскакивает: «Ой!» Кажется, колено зашиб. Молодецки хлопает по нему, и нога выпрямляется. Ничего страшного не произошло. Надо собрать инструмент и — за дело.

Легко сказать. Не в своей мастерской, где все привычно, — в манеже. Здесь и рейсшина хлопает по спине и по лбу — впопыхах наступил; здесь почему-то даже на ровном месте споткнулся и опять упал — и, конечно, инструмент растерял. За всю жизнь столько неудач не сваливалось на голову, как в этом цирке: и молотка под мышкой (подумать только!) найти нс мог и, чего никогда не случалось, по пальцу трахнул, и на ножке стола завис. Ко всему, еще и рукав пригвоздил и со стола наземь полетел. Лучше и не брался бы за такой пустяковый ремонт. Но в том-то и дело, что для настоящего мастера мелочей быть не должно. Не то — беда.

Стол отремонтирован. И все же испытать его на прочность не мешает. Только после всех передряг поосторожнее надо быть. По-стариковски кое-как вскарабкался на стол, выпрямился. То ли от смущения, то ли по рассеянности сделал шаг — и опять полетел на манеж. От этих падений голова кругом идет! Теперь столяр осторожно кладет левую ногу на стол, затем правую втягивает за штанину. Но и усидеть нелегко — завертелся волчком, кое-как поднялся, топнул от удовольствия. Крепок стол. Ай да столяр, ай да молодец! Топнул еще раз. Только разохотился на радостях барыню сплясать, как стол развалился со страшным грохотом.

Костюм изодрался, маска отлетела.

Маска? Да, самая обыкновенная, хорошо сделанная маска, и открылось смущенное лицо миловидной стройной женщины.

Ее представляют: «Виолетта Козловская!»

Стеснение вполне искреннее и естественное. Столько зрителей в цирке, а она пошутила. Да что поделаешь? Эксцентрика предписывает с помощью трюков и комических положений создавать образ, характер. В этом ее предназначение. Правда, о последние годы четкие функции эксцентрики были стерты. Не многим удается использовать прием, коим является эксцентрика (всего лишь прием, а не метод и не жанр!), по его прямому назначению — для создания художественного образа.

Коль эксцентрика, то необычного должно быть хоть отбавляй. Так-то оно так, но поначалу у мудрого режиссера наметки занимали строку: ножка отваливается, стол разваливается, костюм трансформируется. Негусто. Отбирались трюки. Лепился характер. Уточнялись детали.

Плодородное зерно упало на добрую почву. Способная ученица и сама умела творчески мыслить. Поставила перед собой задачу: ни единого неправдоподобного штриха, шага, жеста. Все должно вытекать из ситуации, характера и максимально работать на образ. Увы, ставить задачи куда легче, чем выполнять.

Виолетту Козловскую трудности не страшили. У нее уже был опыт. Небольшой, но был. Несколько лет в групповом музыкальном номере играла роль озорной девчонки. Тогда и почувствовала вкус к эксцентрике. Это у нее, как видно, наследственное. Ее отец. Вацлав Иосифович Козловский, был талантливым клоуном-эксцентриком, создавал несколькими сочными мазками яркий и запоминающийся образ.

В цирковое училище Козловская поступала на отделение акробатики, а зачислили ее в музыкальные эксцентрики — за плечами была музыкальная школа. Так определился ее путь в искусстве. И вот уже двенадцать лет она шлифует номер. Ее отец сказал: «Этот номер из тех, которые можно или улучшать всю жизнь, или существовать с ним всю жизнь».

Она — улучшает, ибо знает, что номер — важнейшее слагаемое спектакля. Виолетта лелеет его. Ей вообще нравится играть. С удовольствием и подъемом исполняет роли различных героев в представлениях для ребят. Она умеет создать образ точной деталью, жестом, грамотно отобранными трюками.

Как опытный скульптор, отсекала в своей работе все лишнее, ничего не значащие проходки по манежу, трюки, несвойственные герою. Она-то запросто станет в стойку на руках и на голове, акробатические прыжки в партере исполнит. Это она — Виолетта Козловская. А старичок столяр? В положении, в которое случайно попал, для него и по возрасту и по характеру куда естественнее кульбиты, фордершпрунги, лягскачи и всевозможные каскады.

Виолетта добилась того, что приключения милого и забавного человека вызывают добрые улыбки, теплые чувства. Ее герой узнаваем. Она трогательно заботится о нем, увлекательно и с волнением говорит о напастях, свалившихся на него, о его находчивости и проделках. Да, все дело в любви к герою. В этом секрет долголетия нестареющего столяра-неудачника. А такой ли уж он неудачник, этот трудолюбивый, озорной и непоседливый человек?

И. ЧЕРНЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100