Владеть собой - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Владеть собой

Имя артиста Москонцерта Валерия Авдеева знакомо любителям эстрады. Об этом свидетельствует и читательская почта журнала, в которой содержатся просьбы рассказать подробнее об этом артисте и необычном жанре, в котором он работает. Наш корреспондент встретился с ВАЛЕРИЕМ АВДЕЕВЫМ.

ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ демонстрирует психологические опыты

ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ демонстрирует психологические опыты

Со времен Древней Греции и Рима известны случаи уникальных, феноменальных способностей отдельных людей. Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат, а Сенека был способен повторить две тысячи никак не связанных между собой слов, услышанных только один раз. Русский актер Остужев, потеряв слух, долгие годы играл на сцене, помня все роли наизусть более чем в двухстах пьесах.

— Валерий Васильевич, в своих психологических опытах вы тоже демонстрируете способности, которые принято называть феноменальными: выполняете задания зрителей, «читая мысли» на расстоянии, запоминаете до тысячи слов, продиктованных всего один раз. Скажите, этому можно научиться! Или же это дар от природы!

— Один философ сказал: «Тот, кто хочет, делает больше того, кто может». Подчас мы просто не представляем, что скрывается за резервными возможностями человека, а значит, не ставим перед собой цели их раскрыть. Между тем еще великий физиолог Павлов определил, что рефлекс цели есть основная форма жизненной энергии каждого из нас.

— Выходит, достаточно поставить перед собой цель раскрыть в себе резервные возможности, и успех обеспечен!

— Не надо упрощать. Начните с осознания, что для человека нет ничего недосягаемого. Как только мы начинаем думать, что «выше головы не прыгнешь», сразу же возникает психологический барьер, который бывает очень трудно преодолеть. Иногда человек затрачивает годы на преодоление этого барьера.

— Как же перешагнуть через психологические барьеры!

— Для начала нужно избавиться от комплексов неполноценности. Все мы страдаем от них, особенно а юности. Кому из юношей и девушек не хочется обладать привлекательностью любимых кинозвезд? Да и просто рядом с нами часто находятся люди, которые, как нам кажется, превосходят нас в чем-то. На самом деле каждый нормальный человек совершенен, все люди по-своему талантливы. Прислушайтесь к себе, постарайтесь познать самого себя — и вы сумеете развить в себе те способности, которые присущи только вам. Создав модель самого себя, как бы свой идеальный образ, вы волей-неволей будете стремиться к его воплощению. А ваши друзья и знакомые будут судить о вас по тем результатам, которых вы добьетесь. Но создать и понять себя нельзя без определенного внутреннего мира.

— Что яы вкладываете в понятие «внутренний мир»!

— Прежде всего способность человека к творчеству в самом широком смысле этого слова. Это не значит, что я рекомендую каждому тут же засесть за роман или начать писать картину. Любая наша работа, любое общение с людьми — творческий процесс. Но подумайте только, как часто ленится наша душа! Лень души — первое препятствие на пути активного творческого отношения к жизни. Настоящее творчество свершается тогда, когда мы начинаем создавать что-то свое на основе уже созданного. Нужно постоянно идти вперед, а не топтаться на месте. Кстати, если мы научимся творчески подходить к той сумме знаний, которая осталась нам в наследство, то на нас перестанут давить авторитеты. Как только вы это осознаете, то можно будет смело утверждать, что вы избавлены от комплексов.

— А нет здесь опасности, занимаясь самопознанием, превратиться в эгоиста, которого, кроме собственного «я», ничего не интересует!

— Ни в коем случае. Ведь то, о чем я говорил, необходимо каждому и всем. Все, что в нас накапливается, не может лежать мертвым грузом. Иначе это умирает, Чем больше мы отдаем, тем большее удовлетворение испытываем. Чем щедрее человек, тем он богаче. А эгоистами становятся тогда, когда не хотят или не могут отдавать накопленное. Но это уже свойство характера. Самое печальное, что иногда встречаются люди, которым и поделиться-то нечем.

— Давайте вернемся непосредственно к вашей работе. Демонстрируя психологические опыты на сцене, какую цель вы преследуете! Удивить публику, или, исходя из нашего разговора, здесь есть что-то более глубокое!

— Перед любым артистом, выступающим на эстраде, стоят свои задачи. Мне не хотелось бы, чтобы зрители воспринимали все, что я делаю, как. демонстрацию некого феномена. Хотя часто отношение именно такое. Но я не фокусник, хранящий в тайне свои секреты. Перед началом выступления я, что называется, раскрываю карты — подробно объясняю, например, механику «чтения мыслей».

— И в чем же она заключается!

— Наши мысли, являясь продуктом мозговой деятельности, неразрывно связаны с произвольными или непроизвольными движениями мышц. В жизни мы часто не замечаем этих движений. Однако известное выражение «на лице написано» очень точно. При определенной наблюдательности и тренировке можно уловить еле заметные движения глаз, рук. Поэтому мне легче найти предмет, который спрятан в зале, если я держу за руку индуктора, то есть человека, мысленно диктующего задание, Воспринимая едва заметные импульсы, я уже могу понять, что мне приказывает индуктор сделать с этим предметом, Так же я «читаю мысли» при бесконтактном общении и даже с завязанными глазами. Здесь уже начинают действовать опыт и интуиция. Ученые до сих пор расходятся во мнениях о сущности телепатии. Мне тоже трудно принять ту или иную гипотезу. Тайны нашей психики до конца еще не разгаданы. Так что на расстоянии я «читаю мысли», полагаясь на интуицию,

— Как вы обнаружили у себя необычные способности!

— Только не подумайте, что в один прекрасный день я проснулся феноменом. Таковым и сейчас себя не считаю. Не было со мной и занимательных случаев или ситуаций, когда вдруг выяснилось, что я могу «прочитать» мысль, которая зародилась в Голове моего собеседника. Видимо, все началось со сказок, с тех чудес, которые они нам дарят, пробуждая воображение еще в детстве. Кстати, жаль, что, становясь взрослыми, мы перестаем читать сказки. Если вдуматься в них повнимательнее, то можно понять, что не так уж много там сверхъестественного. В народных сказаниях и легендах, как правило, все описано с такой точностью и наблюдательностью, что просто диву иногда даешься. И удивляешься, и восхищаешься, но не так, как в детстве. Начинаешь понимать, что в них описаны совершенно реальные явления, вот только объяснить их люди не могли иначе как чудом.

Это и стало предметом моих серьезных размышлений. Хотелось постичь: так ли необходима волшебная палочка? А что могу я? Начал с аутогенной тренировки. Потом ставил перед собой более сложные задачи, стремился выполнять все намеченное. Постепенно пришла вера в свои силы. Я понял, что не только йоги и факиры способны управлять своим телом.

На это способен любой физически здоровый человек после соответствующей тренировки, после определенных волевых усилий и выдержки. Большое значение для меня имело знакомство с заслуженным артистом РСФСР Вольфом Мессингом, который первый в нашей стране стал показывать психологические опыты на эстраде. Вольф Мессинг оценил мои возможности и посоветовал серьезно готовить себя к публичным выступлениям. Я стал читать книги по философии и психологии. Постепенно учился искусству владеть собой: своим телом, настроением, работоспособностью... Окончив театральную студию при Ленинградском государственном мюзик-холле, стал артистом оригинального жанра.

Ассистент колол стекло на сцене: бутылочные горлышки ставил острыми концами вверх. На помост вышел Валерий Авдеев. Снял куртку. Сосредоточился. Начал медленно опускаться на стеклянное ложе. Зал замер. Валерий лежал на стеклах не шевелясь. На грудь артиста положили доску, и несколько человек из зрительного зала встали на нее. Когда опыт был окончен, то на спине Валерия не было ни одного пореза, ни одной царапины, ни одной капли крови.

— Валерий, вам удалось повторить древний факирский трюк, который был показан в фильме «Индийские йоги. Кто они!». В чем здесь секрет успеха.

— В максимальной расслабленности, которая достигается аутогенной тренировкой. Стоит непроизвольно напрячь хотя бы одну мышцу — и порез неизбежен.

— Значит, то, что вы можете лежать на битом стекле и ходить по раскаленным углям,— результат еще тех давних тренировок, о которых вы рассказывали!

— Отчасти. Но перед тем как проделать все это, пришлось в первую очередь воспитывать силу воли. Необходимо было преодолеть определенный психологический барьер, прежде чем мне удалось выработать нужный иммунитет. Когда я впервые собирался пройти по раскаленным углям, признаюсь, мне было страшновато. Но я сказал себе: ты должен это сделать во что бы то ни стало. И я пошел. И не почувствовал боли, и ноги совсем не были обожжены. Сразу оговорюсь: прежде чем решиться на подобный эксперимент, я долго готовился — физически и психологически.

— Скажите, ученые исследовали этот феномен!

— Конечно. Еще в древности были известны ритуальные танцы на раскаленных углях. В Болгарии до сих пор женщины (их называют нестинарками) показывают туристам такие танцы.

На этот счет у ученых существует много гипотез. Однако вопрос остается открытым.

— Вы много говорите о самовнушении. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Постараюсь объяснить это на классических примерах. Известно, что, когда Максим Горький писал повесть «Город Окуров», он настолько ярко представил себе картину убийства, что ощутил боль от удара ножом. На месте воображаемого удара у него образовалась так называемая стигма, которая держалась несколько дней. Можно вспомнить и английского художника Рейнольса. Обычно он приглашал натурщика на один сеанс, а потом силой самовнушения представлял себе, что натурщик находится здесь постоянно, и писал, глядя на пустой стул. Самое интересное, что если кто-нибудь заходил в его мастерскую и заслонял стул, то художник просил отойти в сторону, так как ему «не видно» натурщика.

Во время своих выступлений я даю возможность зрителям самим понять, что такое самовнушение, на примере каталепсии. Этот старый трюк основан на том, что человек, сам того не сознавая, внушает себе, что его тело одеревенело, и спокойно лежит между спинками стульев не прогибаясь, даже если у него не очень сильный брюшной пресс. Я же только поддерживаю его уверенность в себе. После этого опыта человек в большинстве случаев может проделать то же самое дома без чьей-либо помощи.

— Валерий, я знаю, что демонстрация психологических опытов требует колоссального нервного напряжения. Имеет ли для вас значение общая настроенность зала — иногда благожелательная, иногда скептическая. Подобные настроения зрителей можно понять — то, что вы делаете на сцене, порой похоже на чудо.

— Реакция зала имеет для меня большое значение, ведь мне приходится контактировать непосредственно со зрителями. Преодолевать скептицизм очень трудно. Думаю, что со мной согласятся все, кто когда-либо выступал на эстраде. Но в большинстве случаев мне все-таки удается убедить скептиков. Я глубоко уверен, что настанет время, когда человек научится использовать свои резервные возможности и сможет добиваться максимальной отдачи в работе самого разного характера. Но это в будущем. А пока, я надеюсь, психологические опыты помогут людям познать себя. Кстати, моя программа так и называется: «Познай себя»...

 

СВЕТЛАНА СВИСТУНОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования