Волшебник Евстати Карайончев
Народный артист Болгарии Евстати Христов Карайончев (на манеже Мистер Сенко) сейчас на пенсии и если выступает, то очень редко. Но праздным пенсионером его никак не назовешь — дни артиста по-прежнему насыщены. Конкурсы, репетиции, встречи, поездки за границу. Мне еле-еле удалось найти «окно» в этом обилии дел Христова и договориться по телефону о встрече.
Столичный отель «Хемус» претенциозно вознесся над низкими домиками квартала Лозенец. И почти впритык к современному отелю, как бы скрываясь в его тени, стоит дом, где живет артист. В окружении высоких сосен и темных елей дом этот показался мне замком. Разумеется, замком волшебника. В ожидании различных чудес и сюрпризов я со страхом надавил кнопку звонка на массивных дубовых дверях. И чудеса явились. Голос невидимого человека произнес: «Войдите!» — и, прежде чем я пришел в себя от изумления, тяжелые двери открылись сами собой. Видимо, это была первая шутка хозяина дома, встретившего меня у входа и проведшего в просторный холл. Я не мог освободиться от ощущения, что попал в необычный дом. Глаза мои буквально разбегались от обилия старых книг, реквизита для фокусов. грамот и других наград.
— Садитесь, садитесь! — хозяин пододвинул мне удобное кресло и, уловив мое колебание, добавил,— не бойтесь, садитесь спокойно!..
Погружаясь в кресло, я все же ожидал какого-то подвоха, но оно, как ни странно, но развалилось. И сигара, которую мне предложил Сенко, не взорвалась у меня в руке. А из пепельницы не бил фонтан воды. Я полез за платком, чтобы вытереть вспотевший лоб, а карман все еще не был набит песком. На моей левой руке по-прежнему оставались «асы «Полет», и стрелки их напоминали мне, что я краду чужое время... Стало быть, пора начинать беседу...
Но то, чего я ожидал, могло случиться с любым гостем в этом доме — хозяин любит подшутить над своими
друзьями.
— В моей профессии без шуток не обойтись,— сказал он.— Артист должен доставлять радость людям...
— А как вы начинали свою артистическую деятельность — шутя или с шуткой?
— Тогда мне было вовсе не до шуток. Я рано остался сиротой. Двенадцати-тринадцатилетним подростком я уже вытирал столы в одном из кафе Софии, которое находилось рядом с цирком. Я и торчал больше в цирке, чем в этом кафе, за что меня и выгнали с работы. Пошел в цирк. Чего я там только не делал: продавал лимонад, чистил арену, расклеивал афиши... Ну и, конечно, жадно вбирал в себя все, что делается на манеже и вышел на него сначала партнером известных клоунов...
— А когда вы предстали перед публикой с самостоятельным иллюзионным номером?
— Это было очень давно, в 1923 году. В то время какой-то француз выступал с иллюзионом «Мистериозный турок». Я вскоре понял все тонкости и премудрости этого номера и показал свой «мистериозный» ящик. С тех пор на афишах стали писать — «Мистер(иоз-ный) Сенко»... Отсюда и мой псевдоним — Мистер Сенко.
— А почему Сенко. когда ваше настоящее имя Евстати Христов?
— Вы один из немногих людей, знающих мое настоящее имя. Сенко — так звали одного болгарского циркового артиста. Однажды Павлина Ленчева, бабушка болгарского цирка,— сейчас ей уже за девяносто, — увидев меня на арене, сказала: «Ба! Да ведь ты вылитый Сенко!..» Ток с тех пор и осталось: на манеже я — Сенко.
Между прочим, в начале артистической деятельности Христова многие считали человеком со сверхъестественными данными. Увы! Он никогда не был таким всемогущим, каким его считали наивные, малограмотные зрители.
— Наоборот, в выкинул из своих трюков осе сверхъестественное, весь тот реквизит, который несет идею о загробной жизни и других религиозных заблуждениях. Надел обычный вечерний туалет и появился перед зрителями как обычный человек, обладающий определенной ловкостью рук.
Конечно, все фокусы очень и очень стары, новы только их варианты. О таланте иллюзиониста можно судить по тому, несколько много оригинальных вариантов фокусов присутствует в номере. Мистер Сенко вносит новые элементы и в реквизит, и в исполнение...
— Что основное в вашей профессии?
— В моем искусстве нет волшебства. А фокусы основаны на законах физики и ХИМИИ...
В этих словах есть доля правды, но техника — это еще не главное. Главное — это невероятная ловкость и подвижность рук, наблюдательность, фантазия конструктора и, наконец, личное артистическое обаяние!.. Благодаря им и появились лучшие номера Мистера Сенко.
Евстати Христов награжден многими правительственными наградами и удостоен звания народного артиста Болгарии.
Христов хорошо известен зрителям СССР И Югославии, США и ФРГ, Франции и Голландии, Дании и Швейцарии... Он лауреат многих Международных конкурсов иллюзионистов, желанный гость всемирных фестивалей молодежи. Народный артист Евстати Христов не перестает работать, несмотря на свои семьдесят лет.
— Я репетирую,— сказал он,— один перед зеркалом. И тут я уже не один — у меня появляется отличный партнер: он нс лжет, не льстит, говорит всю правду прямо в глаза...
Хозяин — отличный собеседник, у него полно всякого рода историй, шуток и воспоминаний. Я посмотрел на свою левую руну — часы все еще были там, но стрелки их передвинулись намного вперед; сунул руку в карман — а нем все еще не было песка, и покинул «Замок волшебника»...
оставить комментарий