Волшебный отзвук кастаньет
Словно жемчуг за перламутровыми створками раковины, спрятан звук за черными половинками кастаньет.
ЛУСЕРО ТЭНА (Испания)
Они уложены в маленькую, вроде старинного ларца для драгоценностей, шкатулку. Откинув крышку движением грациозным, неспешным и вместе с тем по-рабочему деловитым, женщина выбирает пару кастаньет. Она молода, хороша собой. Ее мягко очерченное лицо сосредоточенно, почти настороженно. Взгляд скрыт голубоватыми веками. В ее позе — предвкушение музыки.
И музыка начинается. Давние знакомцы москвичей — наш филармонический оркестр во главе с Вероникой Дударовой — сегодня участвуют в концерте испанской актрисы Лусеро Тэны. В давно знакомые мелодии Гайдна, Скарлатти-Томазини, Паганини, Мендельсона, Римского-Корсакова самым неожиданным образом вплетены кастаньеты. Тэна «врывается» в строгую классику своевольно, без оглядок на установленные веками каноны.
Кажется, что сама она погружена в музыку — ее ритмическую стихию. Именно личное соприкосновение с музыкой рождает мгновенный отклик кастаньет — то дробный и полнозвучный, как щедрый вешний дождь, то шелестящий, словно густая листва, то переливчато-капризный, будто пение диковинных птиц. В рискованном сочетании симфонического оркестра и фольклорного инструмента видишь не только прихоть мастера-виртуоза, не только демонстрацию уникального владения техникой игры на кастаньетах. Искусство Лусеро Тэны прежде всего сильно своей естественностью, своим живым и теплым обаянием.
Профессиональные возможности актрисы не ограничены игрой на кастаньетах. Она танцует. Танцует одна, но так, что мы видим всех «воображаемых партнеров»: и в открывшем второе отделение танце «Свадьба Луиса Алонсо», и в «Оргии» из цикла «Фантастические танцы» Турина, и, наконец, в лучшем номере программы — «Концертной хоте» Ларрегла. Это своеобразные «сольные фантазии» — точно зафиксированные импровизации на темы фольклорных плясок (недаром они показываются в сопровождении симфонической музыки). Это наброски разных характеров. За каждой новеллой, рассказанной одной актрисой, возникает живописная многолюдная атмосфера праздника.
В «Концертной хоте» Тэна с неподражаемым лукавством разыгрывает сюжетную пантомиму, знакомя нас с простодушными проделками, немудреными хитростями и уловками своей героини — сельской красотки, которая объясняется со своими поклонниками, поощряет самых бойких, гневается на нерасторопных, упивается властью собственных чар.
Актриса свободно постигла синтетическую, многосложную природу требований эстрады. Она общается с залом разнообразно, открыто, нигде не нарушая границ художественного вкуса, нигде не подменяя непринужденность развязностью, кокетство — вульгарностью. Достойные коллеги актрисы — гитарист Виктор Монхе и певец Хосе Морено. Танцы Тэны как бы вырастают из печального, потревоженного рокота гитары и из звучаний низкого, хрипловатого, тоскующего голоса певца. Они словно подтверждают силу и очарование исконных традиций испанского народного искусства.
Е. ЛУЦКАЯ
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий