Воздушная гимнастка Людмила Самсонова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воздушная гимнастка Людмила Самсонова

Воздушная гимнастка Людмила СамсоноваОсенью 1970 года гастролирующий в Алма-Ате передвижной цирк «Веселая арена» принял молодежный коллектив «Дружба», состоявший из выпускников ГУЦЭИ — вчерашних студентов. Алмаатинцы тепло встретили их. Дней сорок были «сплошные аншлаги».

Однако надо признать, что автору этих строк, бывшему в то время директором «Веселой арены», дебютанты принесли и некоторые огорчения. Кое у кого из них вступление в самостоятельную жизнь ознаменовалось травмами и творческими неудачами. Не все было гладко и в становлении коллектива.

Сейчас, через много лет, встречаешь этих ребят и только радуешься их успехам. Бывший комсорг «Дружбы» турнист Николай Леонтьев уже заслуженный артист РСФСР, эквилибрист Николай Пискажев — лауреат фестиваля молодежи на Кубе, остальные тогдашние дебютанты тоже прочно стали на ноги. А травмы и всякие неудачи тех времен давно забыты.

Начинали тогда в Алма-Ате с номером дупль-трапе гимнастки Елена Азарова и Людмила Самсонова. Их успех у зрителей можно было отнести главным образом за счет их юности, обаяния, непосредственности. Да и чего, собственно, можно ожидать от вчерашних студенток, начинающих в таком трудном жанре! Но уже и в то время восемнадцатилетнюю Людмилу Самсонову отличали смелость и потаенная внутренняя сила.

И потому, увидев Самсонову сейчас — десять лет спустя, я не был удивлен неизмеримо возросшим мастерством артистки. Ее сольное выступление на трапеции включает много сложных комбинаций. Но они отнюдь не самоцель. Номер проникнут тонким лиризмом и волнующей нас романтикой, почти не передаваемой словами. Это один из тех номеров, которые можно смотреть много раз. Кроме мастерства исполнительницы немалую роль тут играют ее хорошие внешние данные, ее молодость и незаурядное сценическое обаяние.

Гаснет свет. С первыми музыкальными аккордами, призывными и чем-то тревожащими, прожектор высвечивает у форганга сверкающую фигуру гимнастки. Мгновение — и она уже летит ввысь, к трапеции. И там — комплимент. Эта короткая прелюдия сразу завораживает зрителей. Волнуют воображение созвучие стремительного полета и музыки. Органично входящий сюда комплимент, исполненный изящного достоинства, удачно подчеркивает женственный облик артистки.

Продолжая выступление в лучах света, четко размноживших ее силуэт по сферической поверхности купола, Людмила то замирает в балансе на спине и «флажке», то, повинуясь ритму музыки, начинает серию рывков и обрывов. Одна комбинация как бы переходит в другую. Нарастает их сложность. Но зрителей здесь больше всего впечатляют легкость и изящество, с какими исполняются эти трудные, виртуозные трюки, — ведь многие из них под силу только гимнасткам самого высокого класса.

Особенно своеобразна трюковая комбинация, которую Самсонова шутя называет «фирменной». Артистка стоит на трапеции, затем неожиданно следует обрыв в полтора оборота через голову, гимнастка летит вниз и в самое последнее мгновение цепляется за трапецию носками. Зрители с трудом переводят дыхание, а Людмила уже начинает своеобразный танец под мелодию «Осторожные шаги»: не касаясь руками трапеции, она резким толчком сдвигает ноги и повисает на пятках, снова толчок, и снова вис на носках. И так повторяет несколько раз. А затем иные танцевальные движения — попеременно вис то на одном, то на другом носке. Все исполняется задорно в несколько шутливой манере.

Эффект и подъем по канату от трапеции к штамберту и стремительные выкруты в петлях под ним. А в финале перевороты на удивительнейшем вращающемся лопинге. Замирает зрительный зал, напряженно следя за гимнасткой. Она, меняя положение лопинга по отношению к оси вращения, то зависает в верхней точке вниз головой, то с новой силой бросается в следуюший оборот. То лицом, то боком, то спиной.

Кончается выступление, но не проходит ощущение встречи с прекрасным...

Сижу в узкой гримировочной комнате Самсоновой, на втором этаже Кисловодского цирка. Рассказываю ей о своем впечатлении.

—    Ваши добрые слова должны быть адресованы не мне,м— говорит Людмила,— ведь замысел номера и его содержание — заслуга режиссера Петра Никитовича Майстренко, к которому меня направили пять лет назад для подготовки нового номера. Петр Никитович просмотрел мою тогдашнюю работу, оценил мои возможности и предложил создать образ женщины сильной, смелой, эмоциональной и в то же время предельно женственной. Мне этот замысел пришелся по душе, и мы начали трудиться.

Артистка рассказывает, как опытный режиссер учил ее из отдельных трюков создавать интересные композиции, а затем и цельное произведение. Майстренко добивался от нее умения работать > без пауз, без ритмических провалов.

Зрителям надо показать, как легко и радостно живется в воздухе гимнастке. А для этого нужна работа, работа и еще раз работа над каждым движением. Так говорил режиссер.

А затем был большой совместный труд с хорошо известным в цирке композитором Олегом Любивцем. Ему тоже понравился замысел режиссера. Правда, далеко не сразу удалось достичь гармонии трюков и музыки, чтобы с каждой сменой музыкального ритма менялся характер исполняемой комбинации.

Уже пять лет существует этот номер. Но где бы ни находилась артистка, она всегда обращается за помощью к П. Майстренко и О. Любивцу, делится с ними своими заботами и всегда находит добрый совет. Она рассказывает:

—    Далеко не во всех цирках удается мне найти контакт с оркестром. Здесь, в Кисловодске, с дирижером Михаилом Ярошевским я прекрасно сработалась, а ведь бывают и неудачи. Тогда впечатление от номера уже совсем не то, и я страшно переживаю. Ведь я просто влюблена в свою работу

Полюбила она воздушную гимнастику давно, поступила в ГУЦЭИ на детское отделение. Всегда восхищалась Раисой Немчинской, в мечтах видела себя под куполом. Пусть не такой, как Немчинская, но обязательно, как и ее кумир, — солисткой.

Так случилось, что сейчас у Самсоновой те самые трапеция и штамберт с лопингом, на которых в последние годы жизни выступала Раиса Немчинская. Разумеется, такой широко известный номер не должен был повториться. И режиссер Майстренко оставил в нем только два прежних трюка — выкруты в петлях и лопинг Немчинской. Остальное все придумано заново. Ведь в постоянных поисках нового — залог роста нашего циркового искусства.

—   Недавно с огромным интересом прочла книгу Максимилиана Немчинского. Он пишет о своей матери, о ее творчестве, о ее судьбе. Читала и удивлялась, что в наших биографиях есть что-то общее, — делится со мной Людмила. —   Я, так же, как и Раиса Максимилиановна, росла в семье офицера, так же, как она, еще ребенком увлеклась акробатикой и гимнастикой, участвовала в цирковой самодеятельности, мечтала стать воздушной гимнасткой.

Конечно, Людмиле Самсоновой, учившейся семь лет в Цирковом училище, было гораздо легче вступить на этот нелегкий путь цирковой гимнастки. А путь и вправду нелегкий. Но, оказывается, для Самсоновой самое трудное не работа под куполом цирка, а выход в заполненный публикой зал. Очень уж она волнуется перед каждой встречей со зрителями. Только в последние годы научилась, сев на трапецию и исполнив первый комплимент, брать себя в руки и становиться совершенно спокойной. Она рассказывает:

—    Самым тяжким для меня испытанием был дебют вот с этим сольным номером пять лет назад в Курском цирке. Волновалась ужасно. Все было как в тумане. Ничего не сознавала до той минуты, как оказалась на трапеции. Хоть там немного успокоилась, но все равно не помню, как отработала. А ведь как все замечательно получалось на репетициях!

Что же касается частых переездов, так осложняющих участь циркового артиста, постоянно чужих стен и чемоданного бытия, то Самсонова как раз такой жизни не нарадуется.

—    Очень уж люблю путешествовать. Новые города, новые зрители, столько разных впечатлений! Уже почти во всех наших цирках побывала и за рубежом гастролировала — в Австрии, ФРГ. Дома, в Москве, поживу недели две и тосковать начинаю, тянет в дорогу. У нас с Антошкой постоянная тяга к перемене мест.

Антошка — сын Людмилы. Он почти большой. Ему уже седьмой год. Мама не мыслит для него другой судьбы, кроме цирковой, но сам Антон говорит, что хочет быть военным.

...Хорошо принимают зрители выступление Самсоновой. Напряженное внимание зала нарушают только взрывы аплодисментов. Хвалят ее и коллеги. Однако сама артистка считает, что ей еще надо работать и работать. Нужно обсудить с постановщиками кое-какие замыслы. Приходят мысли о более четком определении сценического образа, о новых трюках, созвучных идее номера. Но Людмила просит меня об этом не писать. Ведь не всегда все получается, не всегда все удается...

Но хочется верить, что Самсонову ждет удача. Порукой тому ее верность любимой работе, ее неуспокоенность, ее высокое чувство ответственности.

К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования