Воздушные гимнасты Гюзель и Юнир Газизовы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воздушные гимнасты Гюзель и Юнир Газизовы

Заслуженные артисты Башкирской ССР ГЮЗЕЛЬ и ЮНИР ГАЗИЗОВЫКогда за кулисами Челябинского цирка, где проходило заключительное представление третьего тура I Всесоюзного конкурса артистов цирка, стало известно, что среди победителей — заслуженные артисты Башкирии Гюзель и Юнир Газизовы, никто не удивился...

На фото: Заслуженные артисты Башкирской ССР ГЮЗЕЛЬ и ЮНИР ГАЗИЗОВЫ

— Вполне закономерно... ученики Левшина... сильная пара...

Я внимательно слушала одобрительные высказывания зрелых мастеров, мнения юных конкурсантов, соглашалась с ними и радовалась тому, как удачно сложилась судьба этого номера. А ведь я, как никто другой, знала, какой ценой далась ребятам их голубокрылая «Журавушка», их жар-птица.

Когда артист-стажер Юнир Газизов на одной из репетиций «порвал» себе плечо, тренеры Башкирского циркового коллектива единодушно констатировали, что в этом нет ничего удивительного. «Стоит ли удивляться, — говорили они, — ведь парень серьезно занялся гимнастикой в двадцать один год». В этом возрасте спорт уже покидают, да и цирковая воздушная гимнастика обычно по плечу тренированным с детства.

Ничего удивительного, что и врачи после выздоровления настоятельно советовали Юниру выбросить из головы мысли о цирке. Но что делать, если цирк — ошеломляющий, потрясающий — сельский парнишка увидел лишь год назад, увидел и всей зачарованной душой своей потянулся в этот мир чудес.

Но никогда не сбылась бы его мечта, если бы не объявление в газете о наборе в Башкирский цирковой коллектив, которое случайно попалось на глаза демобилизованному солдату Газизову. Его приняли, несмотря на огромный конкурс. Новичок на удивление все брал, что называется, с лета. Особенно удавались ему упражнения на брусьях и кольцах. И вдруг травма...

В то, что Юнир преодолеет болезнь, продолжит прерванные репетиции, кроме него самого верила лишь тоненькая девятиклассница с нежным именем Гюзель. Через четыре месяца Юнир не только вернулся на манеж, но и стал руководителем партерного полета, в котором органично переплеталась трюковая работа на бамбуке и брусьях.

Чего греха таить, порой иные произведения циркового искусства годами «кочуют» из города в город без каких-либо корректив на время и изменяющиеся вкусы публики. Между тем первая успешная работа Юнира Газизова стала лишь прологом к голубокрылой «Журавушке», созданной вместе с Гюзель Газизовой.

...Там, высоко-высоко в цирковом поднебесье, обхватив руками согнутые колени и собравшись комочком, она походила на мирно спящую птицу. Звуком отпущенной тугой тетивы оборвалась музыка. Прежде чем пасть к ногам батыра, подстрелившего ее, прежде чем в последний раз ударить о землю крыльями, она раскроется во всю стать, выпрямится и в каждом движении ее будет дыхание жизни.

Веками живет в сознании людей сказка о дивной жар-птице, приносящей охотнику, ее поймавшему, счастье и любовь. Каждый народ слагает свое предание о Птице-счастье, нарекая ее своим именем. В башкирских сказаниях живет она в образе журавушки, девушки-птицы, полюбившей смелого батыра.

...Сомкнув руки, они медленно поднимаются ввысь — птица, ставшая девушкой, и юноша батыр, чуть не погубивший свое счастье. Плавны и синхронны движения их тел, то застывающие друг над другом горизонтально земле, то прогибающиеся в арабесках причудливых форм.

Родилась их «Журавушка» в Ростове-на-Дону, куда в 1975 году приехали Газизовы к тренеру по спортивной гимнастике Владлену Ивановичу Левшину. К приезду Газизовых молва о левшинских воздушных номерах, о его мини-спектаклях в воздухе уже облетела цирковой «конвейер».

К слову сказать, несмотря на единодушное признание работ ростовского тренера для цирка, его творческий метод до сих пор остается вне поля зрения цирковых специалистов.

О режиссере, способном языком цирка передать древний сказ башкирской жар-птицы, через трюк донести до зрителей ее мудрый смысл, мечтали молодые гимнасты. Но только просмотрев Газизовых у себя в спортзале, Левшин дал согласие работать с ними. К огромной радости последних, режиссер не стал противиться настойчивому желанию новых питомцев «перейти с брусьев на кольца». Только заметил полушутя-полусерьезно, что «обратной дороги не будет».

Гимнастика на кольцах по сравнению с другими разновидностями этого жанра в цирке развивается не столь активно. Почти не модифицируется аппарат, редко появляются новые номера и трюки. И это не удивительно: силовая работа на кольцах требует силы немалой, а сделать увлекательный номер из упражнений, состоящих в основном из жимов и подтягиваний, не так-то просто.

Я познакомилась .с супругами Газизовыми в Ростове. Меня поразило то чувство беспредельного самозабвения, та вера, с какой они исполняли все упражнения по левшинской системе. Механическое, буквально монотонное повторение сотни раз одного и того же элемента башкирские артисты превращали во вдохновенное занятие. Ни разу за время репетиционного периода в их тетрадке с заданием на день Левшин не поставил прочерка! А это значит — ни одной пропущенной тренировки за два года.

Мне довелось присутствовать на дебюте Газизовых. Наша вторая встреча состоялась лишь в прошлом году на конкурсе в Челябинске.

...Неторопливым жестом положила она ладонь на поблескивающее никелем кольцо. И вдруг, легко оттолкнувшись, оторвалась от манежа, взлетела ввысь и, прогнув спину, застыла на вытянутой руке, вторую протянула навстречу юноше. И, не желая упускать свою птицу счастья, он тотчас устремился за ней. Выхваченные лучом прожектора, двое поднимались все выше и выше, и в каждом движении их звучала песня двоих, понятная и без слов всем сидящим в зале.

Но все-таки, несмотря на высокое звание лауреатов, на успех номера у зрителей, сегодня еще нельзя сказать, что «Журавушка» — произведение, лишенное каких-либо недостатков.

К сожалению, в некоторых местах не найдены естественные, вытекающие из самой сути сюжета, переходы от одной трюковой комбинации к другой. И тогда логическая связь между ними вдруг рушится и вместо героев легенды мы видим на манеже безупречных исполнителей сложных трюков.

Особенно наглядно проявляется это в эпизоде после превращения птицы в девушку. Трепетны прощальные удары крыльев погибающей птицы, трогательно печальна застывшая на коленях маленькая фигурка. Но вот прекрасная девушка словно просыпается от сна. Батыр легко подхватывает ее, их последующий танец легок и изящен. В нем — их чувства, мысли, надежды. Но танец обрывается, и тут сразу начинается показ гимнастических трюков или, как говорят в цирке, «пошла работа».

Конечно, артисты и их «Журавушка» еще молоды, у них есть время внести необходимые дополнения в композицию номера. Однако, на мой взгляд, любые изменения в структуре этого, да и любого другого номера должны обязательно согласовываться с режиссером. К сожалению, в цирке нередко артисты в процессе работы «дорабатывают» номер по своему усмотрению и разумению. Иногда после таких «доработок» режиссер не узнает своего детища. Думается, пришло время этот вопрос урегулировать, что повысит личную ответственность постановщиков за дальнейшую судьбу их работ.

Что же касается заслуженных артистов Башкирии Гюзель и Юнира Газизовых, то, безусловно, возобновление творческого содружества с таким режиссером, как Владлен Левшин, всесторонне обогатит их. Можно надеяться: они удержат в руках свою жар-птицу.

А. ХАЧАТУРЬЯН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования