Воздушные гимнасты Карин Тятте и Автондил Перадзе - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воздушные гимнасты Карин Тятте и Автондил Перадзе

Иногда сценарий требует, чтобы артисты несколько сократили номер, отказались от того или иного трюка. Однако не все охотно идут навстречу замыслам постановщика. Но есть такие, которые охотно перестраивают композицию номера, вносят в него новое, учитывая тему спектакля. К таким исполнителям относятся воздушные гимнасты Карин Тятте и заслуженный артист Грузинской ССР Автондил Перадзе.

Они несколько лет выступали в новом Московском цирке, причем зрители не всегда улавливали, что столь различные по характеру номера демонстрируют одни и те же гимнасты.

Немного о них самих. Карин Тятте окончила в 1967 году ГУЦЭИ и начала выступать с номером «Гимнастка на трапеции». Но вскоре она получила тяжелую травму — перелом позвоночника. Врачи рекомендовали ей расстаться со своей профессией, но Тятте не хотела отступать. Два года лечения, упорных тренировок, и она смогла восстановить свой номер.

Не прост был путь в артисты Автондила Перадзе. Он начал работать в цирке с 14 лет. Сначала осветителем, затем униформистом. Мечтал стать воздушным гимнастом. Когда в 1957 году создавался Грузинский цирковой коллектив, ему помогли подготовить групповой номер «Воздушные гимнасты с лопингом». В это время он начал выступать и с сольным номером на трапеции, исполнял сложные трюки «на пятках». Кроме того, Перадзе вошел в группу джигитов под руководством К. Варзиева.

Казалось бы, мечта его осуществилась, но Перадзе думал уже о новом номере, посвященном теме покорения космоса. В это время судьба его свела с Тятте, и уже вдвоем они приступили к созданию «Космической фантазии». Придумывался эффектный взлет под купол, переход на вращающийся аппарат (так называемую вертушку). Перадзе когда-то окончил школу ДОСААФ по специальности авиационного техника, многое делал своими руками. И все же артистам пришлось преодолеть немало сложностей. Потребовалось изучить специальную техническую литературу, консультироваться со специалистами-инженерами. Нелегко было приобрести нужные механизмы, детали, получить разрешение на репетиции и т. д. Трудности не заставили их отступить.

Был изготовлен вращающийся аппарат, начались выступления на нем. В 1975 году в Сочинском цирке артисты смогли продемонстрировать стремительные взлеты под купол в тематическом парад-прологе, посвященном совместному полету космических кораблей «Союз» — «Аполлон».

Со своим новым номером артисты выезжали в Венгрию, участвовали в программе нового Московского цирка.
Затем их снова включили в программу Московского цирка на Ленинских горах, где они, как уже говорилось, проработали не один год. Вот об этом хочу рассказать подробнее. То, что воздушный номер участвовал в нескольких программах подряд, есть свои веские причины Неоднократно отмечалось в печати, да и мне приходилось говорить и писать об особенностях постановки программ в Московском цирке на Ленинских горах. Здесь требуется всегда учитывать огромный размер зала, удаленность манежа от зрителей, колоссальное подкупольное пространство. В этом сложности, но это открывает и большие возможности.

Мы всячески стремимся занять действием не только манеж, но и сцену, проходы. Кроме того, переносим действия вверх.

Даже известные номера под высоким куполом Московского цирка впечатляют сильнее. Необычайно эффектны, например, были выступления гимнастов Папазовых, особенно их качи на трапеции, которая совершала огромные амплитуды. Можно вспомнить, с каким успехом демонстрировал свой аттракцион народный артист СССР В. Волжанский. Очень высокий купол, необычные световые эффекты позволили показать аттракцион наиболее выигрышно. Не случайно просмотр его для членов Комитета по Государственным премиям СССР проводился опять же в новом цирке на Ленинских горах.

В цирке на Ленинских горах от режиссера в любой программе — тематической, сюжетной — требуется интересно и активно использовать воздушное подкупольное пространство. Значит, обязательно участие гимнастов, готовых построить свое выступление согласно теме или сюжету спектакля. Такими артистами и оказались Тятте и Перадзе.

Выступления их начались в представлении «Звезды Олимпийской арены». Они демонстрировали «Космическую фантазию». За время работы в Москве артисты подготовили новый номер «Интеркосмос», о котором скажу позже, а сейчас лишь отмечу, что им завершалось представление. По существу, это был гимн великим достижениям нашей страны, признанным всем миром.

Тятте и Перадзе участвовали и в других программах. Шла пантомима «Руслан и Людмила», созданная в Ленинградском цирке. Прежде чем пантомиму увидели столичные зрители, она была основательно перестроена: изготовлено новое оформление, новые костюмы. Были включены новые исполнители и номера, введены новые эпизоды. Один из них, как было обозначено в программках, — «Воздушно-гимнастические эффекты в царстве Черномора». Таким эпизодом постановочная группа стремилась перенести действие под купол. В воздухе парили, носились, кувыркались некие зловещие существа — служители злого Черномора.

В следующей программе «Цирковой бал на льду» Тятте и Перадзе демонстрировали новый вариант своего номера. В стремительном движении под куполом они изображали зимнюю вьюгу, снежные вихри. Участвовали они в тематических парад-прологах, в детских сюжетных представлениях.

Каждый раз они перестраивали свой номер, но не столько менялись трюки, как характер их исполнения, весь облик выступления. Ю. Дмитриев в своей статье «Симфония на льду» отмечает, что у этих артистов нет рекордных трюков, но, на мой взгляд, их выступления выразительны, они способны создать завершенный интересный образ. А это уже немало.

Удачно сочетаются способности партнеров. Перадзе склонен к изобретательству, конструированию, он совершенствует, создает аппараты, что позволяет демонстрировать новые трюки, необычные эффекты. Добавлю, многое он изготовляет сам, у него, как говорится, «золотые руки». Тятте проявляет себя, если угодно, в режиссуре, она продумывает выступление, характер его художественного и музыкального оформления.

Для постановщика программы Тятте и Перадзе всегда хорошие помощники. Они готовы подхватить общий замысел представления, увлеченно развивают его, ищут, как конкретно его реализовать. Этим во многом объясняется успешная подготовка номера «Интеркосмос». Для осуществления столь серьезной работы была создана постановочная группа. Возглавил ее Герой Социалистического труда, народный артист СССР Е. Милаев, вошли в нее балетмейстер, заслуженный деятель искусств Башкирии Р. Рибаковас, заслуженный художник РСФСР М. Зайцева, автор этих строк и сами артисты.

Их партнерами стали выпускники ГУЦЭИ, молодежь, ранее выступавшая в кордебалете, в группе «Цирк на сцене». Хочется отметить, номер по своему составу многонациональный: грузин Перадзе, эстонка Тятте, кроме них — украинцы, русские, белорус, татарин. Основу группы сейчас составляют, кроме ее руководителей, Р. Букиевская, В. Станкевич, М. Силина-Попова, Г. Пацкеевич, А. Мустафин, И. Подковина.

Номер «Интеркосмос», отражающий сотрудничество Советского Союза с другими странами в освоении космоса, горячо встречают зрители. Когда в цирк приезжают космонавты, в том. числе и представители других стран, они воспринимают номер как отражение средствами цирка их собственного самоотверженного труда. Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Джа-нибеков оставил такую запись: «Восхищен! Замечательный номер! Желаю дальнейших творческих успехов!»

Начинается номер с того, что группа артистов средствами акробатики и хореографии передает стремление людей проникнуть в просторы вселенной, покорить ее. Стремительные взлеты гимнастов в огненно-красных развевающихся плащах ассоциируются со взлетом космических ракет. И вот уже мчатся по орбите два аппарата, на каждом — по два гимнаста. Поднимаются ввысь еще несколько исполнителей в костюмах космонавтов с флагами стран, чьи представители участвовали в полетах международных космических экипажей. В воздухе под звездным куполом — десять человек. Они движутся то стремительно и энергично, то будто плывут в невесомости. Картина величественная, впечатляющая. Она рождает мысль, что человек становится хозяином космического пространства.

Нельзя не отметить, что, принимая участие в представлении «Цирка на льду», Перадзе и Тятте снова пошли на перестройку номера. Они объединили его с выступлением группы, руководимой П. Пийбара, исполняющей на льду различные крутки и тоже стремящейся вынести на манеж космическую тему. В этой работе артистам очень помог балетмейстер Р. Рибаковас. Теперь вихревые движения со сверкающего льда переносятся под купол, и снова действие возвращается на лед.

Надо сказать о планах Тятте и Перадзе. Они решили, и, думается, имеют на то все основания, поставить для «Цирка На льду» номер фантастического плана с условным названием «Контакты Вселенной». В нем будут фигурировать космонавты с Земли и инопланетяне. О встречах землян с обитателями других миров расскажет новый номер.

Я как режиссер всегда с радостью думаю о совместной работе с Перадзе и Тятте, Ведь интересно трудиться с артистами увлекающимися, чуткими ко всему новому.


Ю. АРХИПЦЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования