В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Возможности и сила циркового коллектива

Как труженики всех предприятий и организаций страны, как все артисты цирка, так и мы я своем Белорусском цирковом коллективе взяли повышенные обязательства в честь XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза.

Участники нашего коллектива решили усовершенствовать свои номера, подготовить новые оригинальные трюки, сделать представление еще содержательнее, интереснее. Выполнения обязательств добиваемся упорно, общими усилиями создаем благоприятные условия для творчоства, воспитываем в каждом высокое чувство ответственности за порученное дело.

Сейчас особенно ясно ощущаются достоинства коллектива — единого творческого организма — и в то же время особенно заметно и досадно становится все то, что нам мешает в работе.

Чтобы яснее показать преимущества коллектива в создании нового, в повышении творческой активности артистов, укреплении дисциплины, организации учебы, расскажу, как у нас строится творческая и политико-массовая работа.

Инициатором всех интересных начинаний, всох полезных дел выступает партийная организация, опираясь иа комсомольцев. А их в Белорусском, по преимуществу молодежном коллективе — много. Активно действует и профсоюзная организация. Каждый коммунист имеет определенное поручение, носот ответственность за тот или иной участок работы. Скажем. Людмила Провоторова помогает комсомольцам. Секретарь партийной организации Владимир Папазов отвечает за проведение политической учебы. Мне. например, поручена забота о деятельности художественного совета. Характерно, что поручения эти выполняются каждым из нас уже не первый год. В таком постоянстве — одно из существенных, отличительных преимуществ коллектива. Ведь вот в сборной программе артисты, приезжая в город на один-два месяца, успевают лишь выполнить какие-то разовые поручение, организовать сбор членских взносов. И едва только налаживаются дола, как гастроли заканчиваются и люди разъезжаются в разные стороны. В коллективе же все многообразная общественная работа ведется планомерно, систематически и. конечно же, более обстоятельно, глубоко.

Вот. скажем, как мы вырабатывали свои обязательства в честь XXIV съезда КПСС. В конце прошлого лета мы выступали в Евпатории, где по инициативе коммунистов было созвано общее собрание. На ном шел разговор, какие творческие и организационные задачи стоят перед нами, что именно следует включить в социалистические обязательства. Решили, чтобы предварительно артисты каждого номера обменялись поэтому поводу мнениями. А примерно через месяц, когда начались наши гастроли в Днепропетровске, мы вновь собрались и приняли обязательства, хорошо продуманные, вполне реальные и в то же время представляющие серьезный шаг вперед по пути творческого и финансово-хозяйственного движения. В наших обязательствах говорится, что партийная, профсоюзная и комсомольская организации, все артисты и ассистенты будут добиваться отличного качестве представлений, проявляя заботу о перевыполнении финансового плана. Для этого мы решили усовершенствовать номере. Например, исполнители иллюзионного аттракциона взялись подготовить четыре оригинальных трюке, музыкальные эксцентрики Отливаниик — кардинально перестроить свое выступление, силовые акробаты С. Рогачева и Б. Варшавер — улучшить композицию номера, включить в него новые сложные трюки и т. д. Кроме того, в обязательствах записано, что участники коллектива будут всемерно повышать свой идейно-политический и культурный уровень.

Сейчас делом партийной и комсомольской организаций стала забота о неуклонном выполнении обязательств каждым, именно каждым членом коллектива.

Стоит, мне кажется, сказать о том, как же у нас создается новое. Большую роль в этом играет художественный совет. В него кроме руководителей основных номеров, секретарей партийной и комсомольской организаций, председателя местного комитета входят наиболее опытные и авторитетные артисты. В частности, в нашем совете состоят большой мастер в жанре эквилибра Николай Горлов, удостоенный на последнем смотре новых произведений циркового искусства звания лауреата, блестящий воздушный гимнаст и эквилибрист Леон Папазов, великолепный дрессировщик лошадей Александр Королев.

Если кто-то из исполнителей задумывает подготовить новый номер, усовершенствовать существующий или освоить новые трюки, он представляет заявку художественному совету. Причем делаемся это отнюдь не для проформы — ведь в совете опытные мастера, хорошо знающие все цирковые жанры, да и творческий потенциал своего товарища-заявителя, с которым работают уже не один год. На совете происходит серьезное обсуждение заввки, подробно и глубоко разбираются сложность и выразительность трюков, достоинства и недостатки предложенного аппарата, реквизита, методика репетиций и т. д.

Утвержденную заявку мы посылаем в репертуарно-художественный отдел Союзгосцирка, где к нашим рекомендациям всегда прислушиваются, зная, что они составляют плод всестороннего и очень серьезного коллективного раздумья.

Когда артист начинает репетировать, члены художественного совета — те, кто обстоятельно обсуждал ого замысел, постоянно рядом с ним, всегда готовы прийти на помощь. Артист у нас не может оказаться предоставленным самому себе, как нередко случается с теми, кто вне коллектива, изолированно готовит номер. Скажем прямо — режиссер, даже специально прикрепленный к своему подопечному, наезжает редко, участники представлений в стационаре часто меняются. в силу чего они просто лишены возможности существенно помочь товарищу, находящемуся на репетиционном периоде. В коллективе же ведущие артисты, а вслед за ними все остальные заботятся, чтобы их товарищ успешно осуществил свой замысел, который был ими одобрен.

Что же конкретно сделано и делается за последнее время участниками Белорусского коллектива? Недавно Папазовыми был подготовлен сложный номер эквилибра на оригинальном аппарате. Воздушная гимнастка Провоторова улучшила свое выступление, в частности включила в него интересный трюковой подъем к аппарату. Приступили к реализации интересного замысла музыкальные эксцентрики Людмила и Герман Отливаниик, чей новый номер условно назван «Оригинальный граммофона. Кардинально перестроен иллюзионный аттракцион, которым я руковожу. За всеми этими работами внимательно следят товарищи.

В коллективе появляются гораздо большие возможности для систематического повышения профессионального мастерства исполнителей. Занятия хореографией, актерским мастерством полезны артистам любого жанра. Но один директор цирка такие занятия организует, другой не удосужится. И вот в одном городе исполнители эанимаются, скажем, танцами, в другом — нет. У нас же перерывов в занятиях не бывает. Прибывая в новый город, сразу связываемся с местным театром, приглашаем специалистов, организуем уроки по хореографии, актерскому мастерству. Таким образом, нет перерывов в этих занятиях, у всех наших товарищей теперь довольно солидная подготовка.

Продолжая разговор о несомненных преимуществах коллектива, надо подчеркнуть, что при постоянном составе исполнителей можно успешно обеспечить высокий идейно-художественный уровень представлений. Судите сами. Что скрывать, нередко парады-прологи оказываются невыразительными, однообразными, так как ставят их поспешно — ведь артисты сборной программы съезжаются чуть ли не накануне премьеры. У нас же парад-пролог подготовлен обстоятельно, тщательно отрепетирован, для него специально написаны музыка и текст. Каждый исполнитель хорошо знает свою роль. В итоге на любой премьере пролог проходит слаженно, четко, как, впрочем, и все представление, включая и финал. Кстати сказать, и материальные затраты и наши творческие усилия окупаются: ведь пролог и финал идут не месяц-полтора, а долго, являются составной частью представления.

И еще. Иногда приходится слышать, что некоторые исполнители вдали от столицы, в небольшом цирке позволяют себе работать не в полную силу, небрежно, — мол, для периферии сойдет. Режиссеры есть не е каждом цирке, директор не всегда за «сем уследит. Совсем по-другому обстоит в коллективе. У нас, например, на каждый спектакль выделяется дежурный член художественного совета. Он отвечает за четкий ход представления, отмечает любые неполадки. Ну, скажем, замешкались униформисты, ошибся осветитель, вовремя но вступил оркестр, у кого-то но получился трюк, кто-то допустил небрежность в гриме или костюме. Все замечания такого рода фиксируются в специальной книге. Затем художественный совет, регулярно собирающийся вместе с руководителями номеров, разбирает каждый случай, намечает пути устранения неполадок.

Должен, однако, оговориться, что артисты наши, как правило, не допускают небрежности, каждый знает, что его малейшая недобросовестность не пройдет незамеченной, будет непременно осуждена товарищами.

Речь об этих заметках идет о творчестве, о повышении мастерства. Но обе эти проблемы неразрывно связаны с политической зрелостью артистов, с их общей культурой. Как уже упоминалось, у нас ведетсв серьезная воспитательная работа — регулярно читаются лекции, систематически проводятся беседы на общественно-политические темы. Независимо от переезда из города в город мы каждую среду посвящаем политическим и другим воспитательным мероприятиям.

Я уже говорил, что отвечает за политическую учебу В. Папазов, а беседы проводят, как правило, комсомольцы, которым секретарь партийной организации помогает их готовить. Комсомольцы выпускают «Боевой листок», откликающийся на важнейшие события жизни коллектива, оформляют стенную газету. Регулярно проводим экскурсии. Так, во время гастролей в Горьком побывали на автозаводе, нередко ходим вместе в театры и на концерты. Всю эту работу направляет партийная организация.
Заботимся мы и о повышении общеобразовательного и культурного уровня наших товарищей. Трое недавно окончили среднюю школу, Геннадий Горлов и Виктор Сунгуров учатся в институте, шесть человек занимаются в университете марксизма-ленинизма.

Для нашего коллектива характерны тесные связи со зрителями. Мы постоянно организуем встречи с рабочими, колхозниками, школьниками, воинами, выезжаем на заводы и в села. Во в ром» встреч рассказываем о достижениях мастеров советского цирка, о их гастролях по родной стране и за рубежом. Прибывая в новый город, непременно участвуем в радио- и телевизионных передачах, пропагандируя цирковое искусство.

За успешные гастроли и хорошее обслуживание зрителей наш коллектив награжден грамотами Верховного Совета Белорусской ССР, Латвийской ССР, Молдавской ССР, Башкирской АССР, Северо-Осетинской АССР, ряда областных организаций.

Большая часть обязательств, взятых нами в честь XXIV съезда партии, уме выполнена. В представлении демонстрируются заметно улучшенные номера, поставлен интересный, на наш взгляд, парад-пролог о трудовом подьеме советских людей, о дружбе народов нашей страны. Первые свои представления, посвященные предстоящему съезду, мы дали в Казани, и нам было радостно, что Татарский обком КПСС и Президиум Верховного Совета республики высоко оценили эту нашу работу, наградив коллектив грамотой.

Конечно же. приятно, что высоко оцениваются наши достижения, но мы сознаем, что есть и недостатки в нашей работе, стремимся их устранить, но но всо можем сделать своими силами. Скажу о том, что нам, да, наверное, и другим коллективам мешает. Как получается: репертуарно-художественный отдел собирает коллектив, определяет с режиссером его состав. А потом отдел формирования и эксплуатации программ нередко начинает отзывать номера, таким образом нарушая цельность нашего творческого организма. Скажем прямо, не чувствуется я Союзгосцирке заботы об укреплении коллективов. А.порой бывает еще и так: исполнители какого-то номера из-за конфликта с товарищами ушли от нас. Мы их за это критикуем, но вдруг узнаем, что они отправлены на более «выгодные» гастроли. Этим, по сути дела, они поощряются, а не наказываются за неправильные действия.

Дело тут не только в моральной стороне вопроса. Выдергивание номеров из коллектива не может не влиять не качество представления, его художественную цельность. Вот пример. Ушли от нас коверные Василий Мозель и Виктор Рощин, их заменил способный, на мой взгляд, комик Владимир Свириденко. Однако у его предшественников были репризы, связанные с национальными особенностями белорусского быте, культуры. У Свириденко в репертуаре, разумеется, ничего подобного не было, чтобы подготовить такие сценки, ему, естественно, потребовалось время.

Хочу еще раз подчеркнуть: коллективы открывают неоценимые возможности для творчестве, для воспитательной работы. Но надо всем отделам Союзгосцирка проявлять заботу об их монолитности.

Сейчас все работники цирка стремятся с честью выполнить свои обязательстве, взятые в честь XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза. Я уверен, что все мы ознаменуем историческое событие в жизни родной партии и всего нашего народа все возрастающими новыми достижениями. Для этого, как и для новых успехов в творчество, надо объединить ноши усилив, проявлять высокое чувство ответственности за порученное дело.

Ю. АВЬЕРИНО, художественный руководитель Белорусского циркового коллективе

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100