Время множить клоунов - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Время множить клоунов

Трудно себе представить цирковое представление без клоунов. Если в программе они отсутствуют, то в ней явно «чего-то не хватает». Ведь клоуны — творцы смеха. Однако умение вызвать смех — искусство трудное. Ставшая крылатой фраза: «смех — дело серьезное», точно определяет сущность комического. Смех одна из самых положительных эмоций человека. Способность вызвать такую эмоцию — поистине бесценное качество артиста.

Фигура клоуна прочно утвердилась в современном цирке с XIX века, породив определенный жанр — клоунаду. С тех пор клоуны выступают с веселыми буффонадными антре (так называется их самостоятельный выход на арену с комической сюжетной сценкой): есть также в цирке музыкальные клоуны и клоуны-дрессировщики. И, наконец, те, кого принято называть коверными.

Но перечень клоунских амплуа этим далеко не исчерпывается. Он значительно шире. Комические персонажи всегда участвовали в номерах различных жанров. Вспомним, что в 30 —40-е годы клоуны были чуть ли ни главными действующими лицами "Воздушных полетов" (Донато, Эльворти, Манион, Конезы, Боно, Галаган, Силантьевы) и каждый из них был глубоко индивидуален. Участие комиков оживляло номер, а кроме того, несло к определенную смысловую нагрузку. Своим якобы паническим страхом этот трусоватый человек в нелепом, мешковатом или, наоборот, утрированно-щеголеватом костюме, как бы случайно оказавшийся на мостике, контрастировал с ловкими и стройными гимнастами, наглядно подчеркивая своей неумелостью их мастерство, а своей робостью — их ловкость и бесстрашие.

Сложный и оригинальный номер гимнастов на четырех разновысоких турниках с батудом (группа под руководством Д. Зементова) воспринимался зрителями с большим интересом еще и потому, что в нем участвовали два клоуна.

А сколько увлекательных, смешных ситуаций возникало, если клоуны органически входили в номер к акробатам с подкидными досками (труппы Манион, Шесткнна-Бено), в номера плечевой акробатики («Веселые моряки» — труппа под руководством И. Марчукова — Девис), к велофигуристам, где комические трюки исполнялись на забавных, своеобразных машинах, специально для этого сконструированных (Морено, Вартановы, Польди), к жонглерам (группа Бор-Кисс). Наиболее интересные и запоминающиеся, на мой взгляд, характеры могут создавать комические акробаты, или, как принято называть их в цирке, «акробаты-эксцентрики». Они, как правило, строят свои композиции в виде игровых сюжетных сценок, в которых акробатические трюки служат раскрытию сюжета. Таковыми были веселые сценки-номера "У телефона-автомата" (Ф. Мумжиу. Г. Адаскин. М. Громоз). «Веселые повара» (А. Будницкий и Ф. Хвощевский).

Перечень номеров с элементом комического можно бы продолжить, но, к сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев я вынужден упоминать о них в прошедшем времени. На протяжении последних лет "удельный вес" номеров с участием «забавных» персонажей стал незначителен. Обеднел и «цех» комической дрессировки. А ведь «клоун, окруженный послушными животными, сыплющий остроумные шутки, - как писал А. В. Луначарский, — прекрасное эстетическое явление». Подобные выступления всегда были характерны для русского цирка, где особой популярностью пользовались знаменитые клоуны Анатолий и Владимир Дуровы. Они не ограничивались шуточными сценками с дрессированными животными, а поднимались до острых, злободневных сатирических реприз. Последователи славных дуровских традиций, известные клоуны-дрессировщики М. Золло, С. Шафрик, А. Цхомелидзе, Г. Заставннков и другие также создавали целые постановки с участием костюмированных животных.

Сейчас почти совсем перестали показывать комическую дрессировку лошадей. А ведь этот интересный раздел дрессировки имеет в своем арсенале много шуточных, игровых сценок.

Буффонадные антре всегда пользовались успехом у зрителя и всегда занимали весомое положение в наших программах. Сохраняя классические оснозы жанра, наши лучшие клоуны — Д. Альперов, М. Калядин, Н. Лавров, К. Роланд, Г. Мозель, Д. Демаш, С. Любимов, С. Ротмистров и другие — правильно поняли назначение клоунады в советском цирке. Они сумели избавить ее от пошлости и излишней грубости. В их выступлениях зазвучали современные темы, но разрешались они специфическими средствами классической буффонады.

Однако после ухода с манежа старых мастеров в этой области образовался вакуум. И причина здесь вовсе не в том. как утверждалось в свое время, что «сами классические маски Белого и Рыжего не способны нести современную тематику». Ведь практика показала, что шутовской наряд Анатолия и Владимира Дуровых не мешал им выступать с острым сатирическим репертуаром, а клоунские маски и костюмы В. Лазаренко, отца и сына Альперовых, М. Калядина и других клоунов не вступали в конфликт с тем злободневным репертуаром, который был у них на вооружении.

На мой взгляд, сегодня наш цирк «недодает» зрителю юмора. А зритель, как известно, очень любит этот «продукт». Посмотрите, как шумно реагирует публика на выступление артистов Тамариных («комические жокеи»), А. Попова (сценка с дрессированными собачками «В гостях у доктора Айболита»), Аверьяновых («Игра в бадминтон»). А много ли у нас таких номеров?

Сегодня можно увидеть труднейшие и подчас редкие трюки, как, скажем, тройное заднее сальто в воздушном полете и даже такую уникальную комбинацию, как тройное заднее сальто с пируэтом с подкидной доски на колонну или балансирование нижним лестницы на ногах с пятью верхними на ней и многие другие сложные упражнения, свидетельствующие о значительных технических достижениях наших мастеров. Но в то же время все реже и реже в номерах встречаются комические персонажи. Даже акробаты-эксцентрики, за незначительным исключением, все внимание стали уделять технике исполнения трюков. А поэтому их вернее именовать темповыми акробатами, а уж никак не акробатами-эксцентриками.

Мне кажется, что нарушилось традиционное для цирка соотношение между номерами комическими и «серьезными». Сегодня основную «смеховую нагрузку» в представлении несут коверные клоуны. Их функции давно вышли за пределы только заполнения пауз. Впрочем, термин «коверный» сохранился лишь в закулисном обиходе, а на афише уже давно пишется: «Весь вечер на манеже клоун...» Диапазон их творчества действительно широк: от маленьких шуток до сюжетных пантомимических сцен, от юмористических интермедий до сатирических памфлетов, от пародий до лирических новелл. Они включают в свой репертуар и буффонадные антре, и сатирическую клоунаду, и эксцентрическое музицирование, и репризы с животными (собачка, ослик).

Однако далеко не все коверные клоуны способны ка такую универсальность. То. что талантливо могут исполнить Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин,. Геннадий Ротман и Геннадий Маковский. Андрей Николаев. Евгений Майхровский. довольно слабо выглядит у других. (Не случайно в программах Московских цирков вот уже несколько лет подряд выступают лишь названные клоуны, чередуясь через год-два). Именно поэтому коверные не должны быть в программе единственными представителями жанра. Клоунада тем и интересна, что она может быть многообразна и многогранна. В каждой ее разновидности есть свои приемы выразительности, свои характерные черты. Оттого-то клоуны, выступавшие в одной программе, никогда не мешали друг другу, а наоборот, дополняя один другого, обогащали программу.

Очевидно, структура подготовки мастеров веселого цеха нуждается в усовершенствовании. Сегодня их готовят: цирковое училище, иногда Центральная студия циркового искусства и, периодами, Московский цирк на Цветном бульваре.

На мой взгляд, подготовку клоунов следует сосредоточить в одном месте, тем более, что специалистов, способных воспитать высококвалифицированных артистов этого жанра, весьма мало. Сейчас очень своевременно создать студию клоунады, которая готовила бы комических актеров для всего нашего многонационального советского цирка и могла бы решать вопросы, связанные с дальнейшим развитием этого очень важного и нужного жанра.


3. ГУРЕВИЧ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования