Все они работают в Ленинградском цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Все они работают в Ленинградском цирке 

Все они работают в Ленинградском цирке на разных должностях. Выполняя свои обязанности, может быть, и не встречаются друг с другом по нескольку дней. Но их фотографии помещены на одном, тщательно оформленном стенде. Стенд посвящен участникам Великой Отечественной войны. На фотографиях все они — в военной форме, и все — молоды.

 Да, они были молоды, когда началась Великая Отечественная война. Одни из них работали в Ленинграде, другие еще учились. Дмитрий Золотаревский к тому времени уже имел некоторый опыт работы в профсоюзах, в клубном деле. Юрий Боханов, выпускник института Водного транспорта, только поступил на завод «Судомех». Александра Дежкова заикалась в медицинском институте. Георгий Широких окончил десятилетку и проходил действительную военную службу.

В те годы никто из них не был прямо связан с цирком, бывали в нем, как обычные зрители. Кто-то довольно часто, как Георгий Широких. Он жил недалеко от цирка, к тому же увлекался спортом, акробатикой. Александра Дежкова с под-ругами-студентками старалась побывать во всех театрах города и, конечно же, в цирке.

А работали тогда в цирке другие люди. Несколько человек из них в войну круглосуточно несли дежурства в здании на Фонтанке, чтобы уберечь и само здание и имущество от пожара, других бедствий.

Те, о ком ведется рассказ, защищали свой город. Вот только Георгий Широких участвовал в боях не на подступах к Ленинграду. В армии он овладевал специальностью водителя. В июне 1941 года его часть должна была перебазироваться из казарм в палатки летнего лагеря. Торжественная церемония открытия лагеря не состоялась — война. Прервалась учеба. Широких направили в пехоту. Он стал политруком пулеметной роты. Воевать пришлось, о чем вспоминает сам Широких, в Тургеневских местах, около Спасского-Лутовиново. Потом под городом Ефремовым. Он ходил с бойцами в разведку, заменял командира роты. Как-то с бойцами направился с передовой в тыл, на короткий отдых, помыться в бане. И тут прорвались вражеские танки и пехота. Пришлось вступить в бой. Командование на себя принял политрук. Заняли позиции в полуразрушенных кирпичных домах. Из надежных укрытий вели огонь по противнику. Заставили врага повернуть назад.

Другие, о ком ведем речь, участвовали в обороне Ленинграда, были среди тех, кто не дал фашистам ворваться в город, носящий имя Ленина.

Дмитрий Золотаревский какое-то время работал в Доме офицеров, организовывал культурное обслуживание воинов. Затем получил назначение в стрелковый полк, защищавший подступы к Ленинграду. Он участвовал в боях у Пулковских высот. Сражения шли ожесточенные, многие его товарищи были ранены, погибли.

Дежкова с первых дней войны — медсестра в госпитале. Выкраивая время между напряженными, многочасовыми дежурствами, она подготовилась и сдала в институте нужный экзамен. Ее перевели на должность врача. Врачом направили в санроту пехотный бригады. Дежкова перевязывала раненых, подготавливала их к эвакуации в тыл. Случалось, что перевязывала без перерыва многие часы, не удавалось не только вздремнуть, но и перекусить. Как-то в такое напряженное время кто-то из знакомых отозвал ее и дал ломтик шоколада. Она поспешно откусила. «Вы бы спокойно присели». «Некогда» — ответила молодой врач и поспешила к операционному столу.

Однажды совсем близко раздались выстрелы. На лицах раненых появилась тревога. Послышалась команда: «Принять оборону!». Прорвались фашистские автоматчики. Дежкова, сжимая револьвер, бросилась к стоящему недалеко подбитому танку, чтобы, укрывшись за ним, отстреливаться. Неожиданно из-за танка появилась фигура фашиста в серой шинели. Дежкова вскинула револьвер, но вражеский солдат скрылся. Она напряженно всматривалась вперед, враг больше не появился. Прорыв ликвидировали, автоматчиков отогнали. Дежковой так и не пришлось выстрелить, но она была готова до последнего патрона защищать раненых.

В ту пору в Ленинграде опасность подстерегала всюду. Дежкова вспоминает, когда работала в госпитале в самом городе, сколько раз, торопясь на дежурство или возвращаясь домой, попадала под обстрел. Особенно беззащитной чувствовала себя на мосту. Здесь не укроешься в подворотне, в подъезде, с обеих сторон за перилами где-то внизу покрытая льдом Нева.

Боханова сначала направили на курсы командиров зенитной артиллерии. Уже в первые налеты фашистской авиации на Ленинград было сброшено несколько тысяч бомб. Боханову объяснили: «Нужно защитить город с воздуха». Еще во время учебы батарея слушателей курсов уничтожила самолет врага. Однако служба Боханова в артиллерии продолжалась недолго, потребовались его инженерные знания. Надо было не только бить врага на земле, в воздухе, но и снабжать осажденный город. Уже действовала знаменитая Дорога Жизни. Боханова направили туда, на Ладожское озеро. Ему было поручено организовать строительство причалов. Лед, по которому пролегла Дорога, становился все менее надежным. Готовились перевозить боеприпасы, людей, продовольствие на судах. Боханов рассчитал, как быстрее возвести нужные сооружения. У берегов обрубали лед и в холодной воде устанавливали, забивали сваи.

По дну озера прокладывали трубы нефтепровода. Укладывали их водолазы, опускались со льда. А если лед оказывался ненадежным, сколачивали плоты. И в этих работах участвовал Боханов.

Весна ощущалась все сильнее. Из-под колес машин, выезжавших на озеро, летели брызги воды. Но теперь уж скоро пойдут суда. В это время фашистские самолеты, которые раньше охотились за машинами, начали наносить бомбовые удары по возводимым причалам. Взрывы разрушали уже сделанное. Взлетали обломки бревен, досок. Сейчас же приступали к восстановлению. Снова налет, и опять саперы брали инструмент и шли в ледяную воду.

Вся страна напряженно следила за героической обороной Ленинграда. В 1943 году советские войска, перейдя в наступление, в январе 1944 года прорвали вражеское кольцо. В ожесточенных сражениях участвовала часть, в которой служил Золотаревский. Развивая наступление, его полк продвигался к Пскову.

Примерно в это время в один из госпиталей Ленинграда привезли раненого бойца — Екатерину Бабушкину — девушку со Смоленщины. Она жила в небольшом городке Демидове, городок захватили фашисты. Екатерина видела, какие страдания несут людям фашистские захватчики, вступила в армию. Служила в частях противовоздушной обороны, в прожекторном батальоне. Вместе с подругами светящимся лучом выискивала вражеские самолеты, которые под покровом мрака рвались к важным объектам. Случалось, стервятники наносили удары по зенитным батареям, прожекторным установкам. В один из налетов Бабушкина была тяжело ранена. После того, как закончилось лечение, она несла службу уже под Ленинградом, защищала его небо от вражеских самолетов. Но теперь все реже вражеские бомбардировщики прорывались к городу, все реже объявляли воздушную тревогу.

В освобожденном от блокады Ленинграде жизнь нормализовалась. Это замечал Боханов, которому по служебным делам приходилось бывать в городе. Отметил Широких, получивший короткий отпуск. Он приехал помочь матери, которая лежала в больнице, после всех перенесенных лишений. Врача Дежкову к концу войны направили в госпиталь, расположенный в самом Ленинграде.

На улицах, очищенных от снега, становилось оживленнее, пошли трамваи. На стенах появились афиши, извещающие о концертах, спектаклях, среди них — афиши об открытии цирка.

Здание на Фонтанке привели в порядок. В ноябре 1944 года состоялась премьера. В прологе народный артист СССР Юрий Михайлович Юрьев читал стихи, написанные поэтом Николаем Брауном. В этой программе участвовал Карандаш. Он разрезал красную ленту перед началом спектакля. Униформистами были женщины. Как на многих предприятиях, и тут, на манеже, они заменили мужчин, ушедших на фронт. Еще шла война, в рядах армии были те, кто потом придет на работу в Ленинградский цирк.

Дмитрий Борисович Золотаревский сразу после демобилизации поступил в цирк. Был администратором, главным администратором, какое-то время заместителем директора. Он в совершенстве овладел своими сложными обязанностями: встреча и отправка артистов, их реквизита, забота о том, чтобы были реализованы все билеты, а при наплыве зрителей удовлетворены все желающие попасть на представление. Он умеет за текучкой дел не упустить главного. Коммунисты не раз избирали фронтовика Золотаревского секретарем партийной организации стационара.

Недавно коллектив отмечал семидесятилетие Дмитрия Борисовича. В этот день его поздравили представители различных зрелищных учреждений и иных организаций города, в которых хорошо знают бессменного администратора цирка.

Александра Ильинична Дежкова после войны возобновила занятия в Медицинском институте. В цирк привела ее подруга, работавшая в санчасти, или как тут называют в «здравпункте». Конечно же, они ходили смотреть представления. Но кроме того Александра Ильинична помогала подруге, выполняла в здравпункте обязанности медицинской сестры, затем врача, сначала на полставки, по совместительству. Наконец цирк стал ее основным местом работы.

Каждый артист, приезжающий в Ленинградский стационар, кто чаще, кто реже, заходит в здравпункт. Дежкова помнит встречи с Бугримовой, Эдером, Карандашом. Она хранит фотографию, подаренную Юрием Никулиным, — фронтовику от фронтовика, защитника Ленинграда. Никулин в военной форме — это кадр из кинофильма «20 дней без войны».

Георгий Борисович Широких после демобилизации не сразу попал в цирк. Но цирк привлекал его, он был связан для него с довоенной беззаботной юностью, с увлечением акробатикой. Как-то Георгий Борисович проходил мимо такого знакомого здания на Фонтанке. Увидел объявление, что требуется работник в отдел кадров. Тут же предложил свои услуги, его не смущало, что теряет в зарплате. Работал паспортистом, директором цирковой гостиницы. Сейчас отвечает за действия всего вентиляционного оборудования, установок кондиционирования воздуха. В коллективе он уважаемый человек. Ветерана войны и труда избирали в партбюро, заместителем секретаря партийной организации.

У инженера Юрия Павловича Боханова путь в цирк был куда длиннее. Он участвовал в разминировании прибалтийских портов. Преподавал в мореходном училище-. Служил в строительных организациях, которые ведут реконструкцию и сооружение мостов, набережных его любимого Ленинграда. Возглавлял реконструкцию Ленинградского зоопарка. Он старался, чтобы животным жилось удобнее, просторнее, а посетители могли лучше все осмотреть. Отдел культуры Горисполкома, в чьем ведении зоопарк, когда работы там завершились, предложил Юрию Павловичу перейти в цирк.

Он охотно принял должность инженера по технике безопасности. Свисающие под куполом тросы, канаты, трапеции напоминают ему оснастку парусных кораблей. Во всем этом для него — некая романтика моря. Чуть ли не каждый день он поднимается на колосники, другой раз и без большой необходимости.

Юрий Павлович человек увлекающийся. В юности его привлекали и спорт и музыка. Он начал учиться игре на скрипке. И ему посоветовали оставить тогда гимнастику, чтобы не перетруждать руки. Боханов не бросил спорт, а отказался от скрипки, стал играть на мандолине. Позже участвовал в армейской художественной самодеятельности, какое-то время входил в профессиональный ансамбль. Сейчас у Юрия Павловича новое увлечение. В свободные часы он снимает на кинопленку выступления артистов.

Но фильмы необычные. Он один из изобретателей безэкранного кинематографа. Включается специальная аппаратура с электронным устройством и среди реально существующих в комнате или на сцене предметов появляются и движутся артисты: танцоры, жонглеры, клоуны, дрессировщики с животными. Это поражает даже искушенного зрителя — уж очень необычное, эффектное зрелище.

Пятнадцать лет назад была зачислена в штат цирка Екатерина Евгеньевна Бабушкина. Демобилизовалась она в Ленинграде, небо которого охраняла, и осталась тут работать на фабрике. Со временем дали о себе знать ранения. Потребовалось найти дело поспокойнее. Знакомая предложила устроить ее дежурить в цирке, уверила, что там много интересного. Екатерину Евгеньевну и саму привлекла возможность работать рядом с теми, кто творит чудеса на манеже. Все эти годы она выполняет свои, "может быть и не очень сложные обязанности предельно ответственно, проявляя прямо-таки воинскую исполнительность.

Речь шла о тех, кто в наши дни трудится в Ленинградском цирке. За сорок лет здесь работало куда больше фронтовиков. Кто-то по той или иной причине ушел, а кого-то нет в живых, сохраняется светлая и благодарная память о них.

Те, кто работает сейчас, каждый на своей должности старается внести посильный вклад в то, чтобы четко функционировал цирковой организм, чтобы было удобно артистам и зрителям. А в годы войны, как и многие тысячи ленинградцев, они переносили все трудности, лишения, не жалели и самой жизни, чтобы отстоять город Ленина, чтобы одолеть врага, чтобы над Родиной было ясное, мирное небо.

Сейчас каждый вечер ярко светятся огни на Невском проспекте, на набережных. И к зданию на Фонтанке, с красочными афишами, на которых имена клоунов, дрессировщиков, гимнастов, спешат зрители, чтобы занять места вокруг манежа. В эти майские дни торжественный парад-пролог и выставка в фойе напоминают зрителям о стойкости, мужестве тех, кто защищал Ленинград, завоевал Победу.

 

В. КИРИЛЛОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования